Дело № 2-1114/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 июля 2012 г. г. Ярославль Ленинский районный суд г. Ярославля в составе: председательствующего судьи Маренниковой М.В., при секретаре Опалатенко Ю.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корчагиной И.А., Корчагиной Ж.А., Корчагиной О.А. к мэрии г. Ярославля, территориальной администрации мэрии г. Ярославля о предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л: Корчагина И.А., Корчагина О.А., Корчагина Ж.А. обратились в суд с иском к территориальной администрации мэрии г. Ярославля, мэрии г. Ярославля о предоставлении благоустроенного жилого помещения. В обоснование исковых требований указали, что отсутствует возможность проживания в комнатах № расположенных по адресу: г. Ярославля, <адрес>, в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу. Корчагина И.А. является нанимателем по договору социального найма комнат №, общей площадью кв. м, жилой площадью кв.м. Вместе с Корчагиной И.А. в комнате зарегистрированы и проживают ее дети: Корчагина Ж.А. и Корчагина О.А.. ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией Ярославской области жилой дом по адресу г. Ярославль, <адрес> признан непригодным для проживания. Данный дом является ...-х этажным, ДД.ММ.ГГГГ постройки, имеет физический износ – 74%. При этом включен в перечень домов, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и подлежащие расселению в рамках долгосрочной целевой программы «Переселение граждан, проживающих на территории города, и не пригодного для проживания жилищного фонда в 2009 – 2011 годах в рамках подготовки к празднованию 1000 - летия г. Ярославля», утвержденной постановлением мэра г. Ярославля от 15.10.2008 г № 2865. Расселение дома планировалось до конца ДД.ММ.ГГГГ за счет средств инвесторов, однако этого не произошло. В ДД.ММ.ГГГГ при обращении Корчагиной И.А. в мэрию г. Ярославля с обращением о предоставлении другого жилого помещения было отказано в связи с тем, что имеется очередность в предоставлении жилых помещений признанными непригодными для проживания и подлежащими сносу. Таким образом, истцы просят предоставить Корчагиной И.А. и членам ее семьи отдельное благоустроенное помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади, занимаемому жилому помещению, отвечающему установленным требованиям, находящемуся в черте г. Ярославля. В судебном заседании истцы, представитель Корчагиной И.А. по ордеру Романько Н.Ю. исковые требования поддержали, дали пояснения, аналогичные описательной части решения. Истица Корчагина И.А. дополнительно пояснила, что проживание в доме опасно для жизни и здоровья, ответчик обязательство по предоставлению жилья не выполняет. Ни капитальный, ни текущий ремонты в доме не производятся, с каждым годом состояние дома ухудшается. Истица Корчагина Ж.А. дополнительно в суде пояснила, что в связи с неудовлетворительным состоянием жилого помещения их семья вынуждена снимать по договору аренды квартиру по адресу: г. Ярославль, <адрес> Представитель ответчика мэрии г. Ярославля по доверенности Велитченко С.Н. исковые требования не признал. Пояснил, что расселение жильцов дома должно проводиться в порядке существующей очереди. Дом по <адрес> вошел в третью очередь расселения жилья непригодного для проживания и подлежащего сносу. В настоящее время заканчивается расселение жильцов второй очереди. Расселить жителей данного дома, возможно, после того как ООО « », с которой КУМИ мэрии г. Ярославля заключен договор о развитии застроенной территории № от ДД.ММ.ГГГГ г., пополнит фонд муниципального жилья. Кроме того, пояснил, что опасности и угрозы жизни для проживания в доме не имеется, так как истцы в нем фактически не проживают, при этом акт об отнесении жилого дома к категории непригодного для проживания № от ДД.ММ.ГГГГ не оспаривает. Представитель территориальной администрации Ленинского района мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Представили письменный отзыв, согласно которому просили отказать в удовлетворении исковых требований, поддерживают в полном объеме позицию мэрии г. Ярославля. Кроме того, указали, что обязательства по передаче в муниципальную собственность благоустроенных жилых помещений для предоставления гражданам, проживающим в доме № по <адрес>, приняло на себя ООО "..." Выслушав объяснения истцов, представителя истца Корчагиной И.А. по ордеру Романько Н.Ю., представителя мэрии г. Ярославля по доверенности Велитченко С.Н., исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Как следует из выписки из домовой книги Корчагина Е.А. проживает на условиях договора социального найма в комнатах № коммунальной квартиры № общей площадью кв.м. по адресу: г. Ярославль, <адрес> вместе с детьми – Корчагиной Ж.А., Корчагиной О.А.. Из дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ составлен акт межведомственной комиссии, в соответствии с которым жилой дом, в котором проживают истцы, признан аварийным, непригодным для постоянного проживания с отселением жильцов до ДД.ММ.ГГГГ (включительно). При этом комиссия исходила из того, что жилой дом имеет неудовлетворительное техническое состояние, значительный физический износ, в том числе износ стен, фундамента – 70 %, перекрытий, кровли – 75 %, полов – 80 %, дверных и оконных заполнений - 70 %, дом в целом – 74 % износа конструктивных элементов, для его нормальной эксплуатации необходим комплексный капитальный ремонт, который требует значительных капиталовложений, что экономически нецелесообразно. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Межведомственной комиссией установлено, что состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а ненесущих – весьма ветхое, фундаменты, стены перекрытия имеют разрушения и повреждения, приводящие к их деформации, что свидетельствует об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Для восстановления работоспособности и несущей способности основных конструктивных элементов требуется их полная замена, что экономически нецелесообразно. Данные обстоятельства подтверждаются и объяснениями истцов, которые указывали на то, что жилое помещение не пригодно для проживания, опасно для жизни и здоровья человека. Тот факт, что истцы в настоящее время по месту регистрации не проживают, не имеет юридического значении для разрешения дела. Постановлением мэра г. Ярославля от 15 октября 2008 г. № 2865 утверждена городская целевая программа «Переселение граждан, проживающих на территории г. Ярославля, из непригодного для проживания жилищного фонда в 2009-2011 годах в рамках подготовки к празднованию 1000-летия г. Ярославля». Многоквартирный жилой дом № по г. Ярославля включен в эту программу. ДД.ММ.ГГГГ между мэрией г. Ярославля и ООО « » был заключен договор № о развитии застроенной территории, по условиям которого расселение дома № по <адрес> будет производиться за счет средств инвестора. При этом инвестор планирует передать в муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения, для предоставления их по договорам социального найма, переселяемым гражданам в срок, предусмотренный договором. В соответствии с пунктами 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49). В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Согласно п.10 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, несущие и ограждающие конструкции жилого дома, в том числе, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. На основании п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, согласно ч.5 ст. 57 ЖК РФ – по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Обязанность по предоставлению гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договорам социального найма возложена законом на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение о сносе такого дома. В соответствии со ст.86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. При таких обстоятельствах дела, учитывая, что проживание в данном жилом доме представляет опасность для жизни и здоровья, на основании ст. ст. 57 ч.2, 86, 89 ч.1 ЖК РФ истцы имеют право на предоставление жилого помещения на семью из 3-х человек. Предоставляемые гражданам жилые помещения должны отвечать требованиям ст.89 ЖК РФ. В соответствии с ч.1 ст.89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В силу ч.2 ст.89 ЖК РФ, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Таким образом, исковые требования истцов подлежат удовлетворению. Оснований к отказу в иске судом не установлено. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Корчагиной И.А., Корчагиной Ж.А., Корчагиной О.А. удовлетворить. Обязать мэрию г. Ярославля предоставить семье Корчагиной И.А. состоящей из трех человек -ее самой, дочери Корчагиной Ж.А., дочери Корчагиной О.А. на условиях договора социального найма отвечающее установленным требованиям благоустроенное жилое помещение в г. Ярославле, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому в настоящее время жилому помещению, расположенному по адресу: г. Ярославль, <адрес>. общей площадью кв. м. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ленинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья М.В. Маренникова