Умышленное причиинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.



№ 1-32/10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

об освобождении от уголовной ответственности и о

применении принудительной меры медицинского характера

город Иваново21 сентября 2010 года

Ленинский районный суд города Иваново Ивановской области в составе:

председательствующего судьи –Карпычева А.А.,

с участием прокуроров -Портнова А.А., Чернышенко К.В.,

лица, в отношении которого ведется производство по делу, -Аксаковой К.А.,

защитников – Напольновой Л.В., представившей удостоверение № и ордер №,

Кривко Н.А., представившей удостоверение № и ордер №,

Шишкиной Н.Г., представившей удостоверение № и ордер №,

Кибановой А.А., представившей удостоверение № и ордер №,

законного представителя -Малышкиной Н.Ю.,

потерпевшей -ФИО12,

при секретарях –Пятериковой О.А., Борисовой Е.А., Яковенко Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:

Аксаковой Кристины Абакаровны, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданки РФ, в браке не состоящей, не работающей, инвалида второй группы, проживающей <адрес>, не судимой,

совершившей запрещенное уголовным законом деяние, предусмотренное ч.1 ст.111 УК РФ, -

У С Т А Н О В И Л :

Аксакова К.А. совершила умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.

12 сентября 2009 года около 05 часов в <адрес>.<адрес> <адрес> Аксакова К.А. умышленно нанесла ФИО12 не менее 7 ударов ножом, причинив своими действиями потерпевшей по признаку опасности для жизни тяжкий вред здоровью, в виде колото-резаного ранения груди с ранением левой подключичной вены, проникающей в 1 межреберье в левую плевральную полость, с ранением левого легкого, наличием крови в левой плевральной полости в объеме 400 мл, наличием воздуха в плевральной полости и в мягких тканях груди по периферии раны; ран на задней поверхности левого плеча и верхней трети правого предплечья, на боковой поверхности шеи слева, на волосистой части головы.

В судебном заседании Аксакова К.А. совершение запрещенного уголовным законом деяния не отрицала. Показала, что обстоятельств причинения телесных повреждений ФИО12 она не помнит.

Факт совершения Аксаковой К.А. запрещенного общественно-опасного деяния, подтверждается достаточной совокупностью предоставленных государственным обвинителем доказательств, которые были исследованы судом.

Потерпевшая ФИО12 в суде показала, что 12.09.09 года около 5 часов Аксакова К.А. хотела выпрыгнуть из окна <адрес>.<адрес> по <адрес>. ФИО12 окно закрыла. Аксакова К.А. прошла на кухню, взяла нож и в коридоре нанесла ФИО12 около 7 ударов ножом, причинив потерпевшей многочисленные ранения. Нож, которым Аксакова К.А. наносила удары, потерпевшая выкинула в окно. С полученными ранениями потерпевшая была госпитализирована. Аксакова выразила несогласие с выводами судебно-психиатрической экспертизы о наличии у дочери психического расстройства в форме параноидной шизофрении с необходимостью принудительного лечения.

Свидетель ФИО13 в суде показал, что 12.09.09 года около 05 часов по сообщению дежурного проследовал по адресу: <адрес>. В подъезде встретили мужчину, бежавшего за девушкой. Мужчина сказал, что девушку надо задержать, она нанесла матери ножевые ранения. Девушку задержали. В квартире была обнаружена женщина с порезами, она сказала, что нож, которым ей нанесли удары, она выбросила в окно.

Свидетель ФИО14 в суде дал показания, аналогичного содержания показаниям свидетеля ФИО13.

Свидетель ФИО15 в суде показал, что около 5 часов он ушел в магазин из квартиры ФИО1, где остались ФИО12 и К.А.. При возвращении ему позвонила ФИО12, сообщила, что ее порезала ножом Кристина. Когда ФИО15 открыл ключом дверь и прошел в квартиру, Аксакова К.А. выбежала из квартиры, он побежал за ней.

Эксперт ФИО16 в суде подтвердил наличие у Аксаковой К.А. хронического психического расстройства.

Свидетель ФИО17 в суде показала, что до 2009 года в ОКПБ «Богородское» Аксаковой К.А. ставились диагнозы органического поражения головного мозга. Изначально у Аксаковой К.А. началась параноидная шизофрения, но, чтобы поставить точный диагноз, надо было дождаться динамики, поэтому ставили диагнозы, связанные с органическим поражением головного мозга. Необходимая для постановки диагноза «шизофрения» динамика появилась в 2009 году. С диагнозом ФИО18 об отсутствии у Аксаковой шизофрении не согласились, поскольку ФИО18 наблюдал Аксакову около часа.

Факт совершения Аксаковой К.А. запрещенного уголовным законом деяния, подтверждается также:

- справкой о госпитализации в ОКБ ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 с проникающим колото-резаным ранением (л.д.7);

- протоколом осмотра места происшествия от 12.09.09 года, согласно которому под окнами <адрес> обнаружен нож с веществом красно-бурого цвета. В <адрес> обнаружены многочисленные следы и лужица вещества красно-бурого цвета (л.д.8-13);

- протоколом осмотра места происшествия от 12.09.09 года, согласно которому в приемном отделении ОКБ изъяты покрывало, ветровка, майка, трусы, брюки со следами вещества бурого цвета (л.д.14-15);

- протоколами осмотра предметов от 26.11.09 года, согласно которым изъятые нож, одежда, покрывало были осмотрены (л.д.42-45, 46-50) и признаны вещественными доказательствами (л.д.51);

- заключением судебно-биологической экспертизы №648 от 21.10.09 года, согласно которому на ноже, одежде, покрывале, марлевом тампоне с образцом вещества красно-бурого цвета из квартиры обнаружена кровь человека, происхождение которой от ФИО12 не исключается (л.д.57-60);

- заключением судебно-медицинской экспертизы №3444 от 05.11.09 года, согласно которому у ФИО12 имелись колото-резаное ранение груди с ранением левой подключичной вены, проникающей в 1 межреберье в левую плевральную полость, с ранением левого легкого, наличием крови в левой плевральной полости в объеме 400 мл, наличием воздуха в плевральной полости и в мягких тканях груди по периферии раны; ран на задней поверхности левого плеча и верхней трети правого предплечья, на боковой поверхности шеи слева, на волосистой части головы. В совокупности ранения по признаку опасности для жизни относятся к категории повреждений, причинивших тяжкий вред здоровью. Давность ранений в пределах нескольких часов на момент осмотра в 06.15 12.09.09 года (66-67).

Анализируя предоставленные сторонами доказательства, суд признает показания потерпевшей Аксаковой о причинении ей колото-резанных ранений Аксаковой К.А. достоверными, поскольку они последовательны, непротиворечивы, подтверждаются другими доказательствами. Наличие многочисленных следов крови в квартире ФИО1 соответствуют показаниям потерпевшей о нанесении ей ранений по месту жительства. Показания потерпевшей о нанесении ей ударов обнаруженным на улице ножом согласуется с выводами экспертизы о наличии на ноже крови, происхождение которой от ФИО12 не исключается. ФИО14 и ФИО13 также показали, что раненая потерпевшая была обнаружена в своей квартире. Из показаний ФИО15 вытекает, что в период причинения телесных повреждений ФИО12 в квартире вместе с потерпевшей находилась только Аксакова К.А..

Оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что Аксакова К.А. совершила запрещенное уголовным законом деяние, предусмотренное ч.1 ст.111 УК РФ.

В соответствии с заключением повторной стационарной комиссионной судебно-психиатрической экспертизы №541 от 22.07.10 года Аксакова К.А. страдает хроническим психическим расстройством в форме шизофрении параноидной, непрерывный тип течения, отсутствие ремиссии (F 20.006), вследствие чего она не могла в период совершения инкриминируемого деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. С учетом психического состояния Аксаковой К.А. в настоящее время, связанного с возможностью причинения ею иного существенного вреда, опасностью для себя или других лиц, она нуждается в принудительном лечении в психическом стационаре общего типа.

Оценивая заключение повторной судебно-психиатрической экспертизы, суд, не усматривает оснований для сомнений в компетентности медицинской комиссии и обоснованности заключения. Экспертиза проводилась в условиях длительного клинического наблюдения за ФИО12 с проведением специальных методов обследования, позволявших решить диагностические и экспертные вопросы, вследствие чего суд признает выводы повторной экспертизы достоверными.

Комиссия экспертов в заключение амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы №1162 от 12.11.09 года также пришла к выводу о наличии у Аксаковой психического расстройства в форме параноидной шизофрении, что подтверждает обоснованность выводов повторной судебно-психиатрической экспертизы в данной части. Вместе с тем, согласно заключению первичной экспертизы параноидная шизофрения у Аксаковой диагностировалась с эпизодическим течением с нарастающим дефектом, неполная ремиссия на органически неполноценном фоне (F 20.014) (л.д.74-82). Имеющиеся различия в выводах экспертиз относительно степени и характера психического заболевания свидетельствуют о том, что при однократном осмотре в ходе амбулаторной экспертизы решить правильно в полном объеме диагностические и экспертные вопросы в отношении Аксаковой К.А. не представилось возможным.

Невозможность решения экспертных вопросов при однократном осмотре позволяет суду критически оценить поставленный Аксаковой К.А. диагноз в ходе консультации в консультативно-диагностическом отделении ФГУ «ГНЦССП Росздрава» (л.д.198). При этом суд учитывает, что в распоряжении врача не была предоставлена вся медицинская документация на Аксакову К.А., что не позволило исследовать динамику заболевания и поставить правильный диагноз.

Отсутствие всего объема медицинской документации в распоряжении врачей ФГУ «Московском научно-исследовательском институте психиатрии» Росздрава, что следует их выписки из истории болезни, не смотря на длительность наблюдения за Аксаковой в условиях стационара, также не позволяет признать обоснованным поставленный в данном учреждении Аксаковой К.А. диагноз «органического поражения головного мозга сложного генеза (перинатального и травматического) с расстройством личности и поведения, повторными шизоформными психозами» (л.д.239-240).

Суд учитывает, что в период наблюдения Аксаковой врачами-психиатрами неоднократно ставились диагнозы органического расстройства. В частности, ДД.ММ.ГГГГ в ходе консультации зав.кафедрой психиатрии ИГМА ФИО18 Аксаковой К.А. было диагностировано «органическое бредовое шизофреноподобное расстройство с эпизодическими пароксизмальными состояниями» (л.д.81-82). Наличие данных диагнозов принималось во внимание экспертами-психиатрами, что нашло отражение в заключениях экспертиз. Согласно выводам повторной стационарной судебно-психиатрической экспертизы клинические признаки параноидной шизофрении возникли у подъекспертной на органически неполноценной почве с середины 2000 годов. Вместе с тем, в заключение повторной экспертизы отмечается, что в последующем течение заболевания приобретало очерченный прогредиентный характер, наблюдалось дальнейшее нарастание характерных для шизофрении изменений личности, что позволило в ходе экспертного исследования сделать вывод о наличии у Аксаковой К.А. параноидной шизофрении.

Из заключений экспертиз, показаний свидетеля ФИО17 следует, что имеющееся у Аксаковой психическое расстройство в форме параноидной шизофрении представилось возможным диагностировать только при ярко выраженной клинической картине в динамике, в ходе длительного наблюдения с применением специальных методов исследования, что стало возможным только в условиях стационарной судебно-психиатрической экспертизы.

Учитывая наличие у Аксаковой К.А. хронического психического заболевания в форме шизофрении параноидной, непрерывный тип течения, отсутствие ремиссии, вследствие чего она не могла осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, суд приходит к выводу, что Аксакова К.А. должна быть освобождена от уголовной ответственности. В соответствие требованиями ст.ст.97,99,101 УК РФ за совершение в состоянии невменяемости запрещенного уголовным законом деяния, предусмотренного ч.1 ст.111 УК РФ, к Аксаковой К.А. должно быть применено рекомендуемое лечение.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 442, 443 УПК РФ, ст.21 УК РФ суд, -

П О С Т А Н О В И Л :

ОсвободитьАксакову Кристину Абакаровну от уголовной ответственности за совершение запрещенного уголовным законом деяния, предусмотренного ч.1 ст.111 УК РФ.

Применить к Аксаковой Кристине Абакаровне принудительные меры медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа.

Вещественные доказательства: тампон, нож – уничтожить; майку, брюки, ветровку, трусы, покрывало – возвратить ФИО12.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня его вынесения.

ПредседательствующийКарпычев А.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200