Дело № 2- 1613/10 16 июля 2010 года
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИЛенинский районный суд г. Иваново (Ивановской области) в составе: председательствующего судьи Копнышевой И.Ю.
при секретаре Беловой А.В.
с участием представителя заявителя по доверенности У.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Иваново гражданское дело по жалобе М. на неправомерные действия должностного лица,
у с т а н о в и л :
М. обратился в суд с жалобой на неправомерные действия должностного лица Отдела УФМС Ивановской области в Ленинском районе г. Иваново, а именно просил признать неправомерным отказ в снятии с регистрационного учета по месту жительства и возложить на УФМС России по Ивановской области в Ленинском районе г. Иваново обязанность снять его с регистрационного учета по месту жительства. Требования мотивированы следующим.
С 1997 г. заявитель зарегистрирован в доме своей матери по адресу г. Иваново Адрес обезличен. Обучался в Ивановской государственной текстильной академии.
С 04.05.2002 г. состоит в браке с К.С. От брака имеют двоих детей : ФИО7 - Дата обезличена г.р. и ФИО8 - Дата обезличена г.р. С 2004 г. М. является гражданином РФ. Также является военнообязанным, состоит на воинском учете.
В 2006 г. заявитель с женой приобрели квартиру по адресу г. Иваново Адрес обезличен, где и стали проживать всей семьей. В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации заявитель обязан зарегистрироваться по месту жительства.
26.05.2010 г. с целью снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства заявитель обратился в отдел УФМС России по Ивановской области в Ленинском районе г. Иваново. Ему было отказано в снятии с регистрационного учета по месту жительства до отмены федерального розыска.
Таким образом, право на свободу выбора песта жительства в пределах Российской Федерации было ущемлено и поставлено в зависимость от действий должностных лиц.
За время проживания в г. Иваново заявитель не скрывался от органов внутренних дел. Более того, 10.10.2009 г. им также в органах ВД было получено водительское удостоверение.
Законных оснований для ограничения своих прав гражданина РФ заявитель не усматривает, он является законопослушным гражданином РФ, преступлений не совершал, от органов ВД и от правосудия не скрывается, о чем свидетельствуют выданные ему в разные годы документы, считает, что действия должностного лица, отказывающего ему в снятии с регистрационного учета проживания, грубо нарушают его законные права как гражданина РФ. В связи с изложенным, просил об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности У.С. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить, добавив следующее.
В судебное заседание представитель УФМС по Ивановской области не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном законом порядке, что подтверждается распиской об извещении, об уважительности причин неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела либо о рассмотрении дела в его отсутствие не ходатайствовал.
В предварительном судебном заседании представитель УФМС по Ивановской области по доверенности инспектор отдела УФМС России по Ивановской области в Ленинском районе Г.Е. с заявленными требованиями не согласилась, представив письменный отзыв, из которого усматривается следующее.
26 мая 2010 г. на прием в отдел УФМС России по Ивановской области в Ленинском районе г. Иваново обратился М. по вопросу снятия с регистрационного учета по месту жительства по адресу г. Иваново Адрес обезличен, представив пакет документов, включающий паспорт на свое имя, заявление на снятие с регистрационного учета по месту жительства (отрывная часть формы № 6), два адресных листка убытия. Согласно приказа МВД РФ и ФМС РФ от 12.03.2008 г. № 224-дсп/53 «об утверждении инструкции о порядке формирования, хранения и использования адресно-справочных учетов в целях выявления лиц, совершивших преступления», процедуры по регистрации/снятии с регистрационного учета по месту жительства/пребывания граждан РФ в обязательном порядке начинаются с проверки паспортов граждан по специализированной электронной базе данных на предмет наличия или отсутствия сведений о нахождении лиц- владельцев паспортов, в федеральном либо местном розыске, за соответствующими компетентными органами Российской Федерации или иных государств.
В случае выявления лица, находящегося в розыске, сотрудникам ТП ФМС России надлежит незамедлительно по рапорту поместить гражданина в дежурную часть органа внутренних дел для последующей передачи инициатору розыска.
В ходе проведения процедуры снятия гр. М. с регистрационного учета по месту жительства, в результате проверки данных по электронной базе данных, было установлено, что в отношении заявителя Ванадзорским ОП МВД Республики Армения 16 ноября 2004 г. инициирован розыск за нарушение им требований ч. 1 ст. 327 кодекса РАРМ по делу Номер обезличен.
Руководствуясь письмом Первого заместителя Генерального прокурора РФ Ю.Я. Чайка № н-32/1-04 от 18.06.1998 г., в котором сотрудникам федеральной миграционной службы рекомендовано следовать требованиям ст. 80 Конвенции от 22.01.1993 г. «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», в случае выявления лиц, находящихся в розыске за компетентными органами Республики Армения за уклонение от несения воинской обязанности, то есть за нарушение требований ч. 1 ст. 327 РАРМ, сотрудникам ФМС надлежаит не производить их задержание с доставлением в дежурную часть органа внутренних дел, а рекомендовать обратиться в органы прокуратуры Российской Федерации для инициации снятия таких лиц с федерального розыска с соответствующего ходатайства органов прокуратуры РФ перед компетентными органами республики Армения.
В случае с гр. М., в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами задержание не производилось, а было рекомендовано обратиться в органы прокуратуры с соответствующим ходатайством.
В снятии с регистрационного учета гр. М. отказано не было, процедура была приостановлена, о чем имеется резолюция инспектора отдела.
Процедура возобновится в случае отсутствия препятствий в её совершении.
Суд, заслушав стороны, исследовав собранные по делу доказательства, считает установленными и доказанными следующие обстоятельства.
Заявитель М. является гражданином РФ с 04.10.2004 г., что подтверждается паспортом гражданина РФ (л.д. 8-9).
С 1997 г. заявитель зарегистрирован по адресу г. Иваново Адрес обезличен.л.д. 8).
С 04.05.2002 г. состоит в браке с К.С. л.д. 12). От брака имеют двоих детей : ФИО7 - Дата обезличена г.р. и ФИО8 - Дата обезличена г.р. С 2004 г. л.д. 14-16). М. является военнообязанным РФ, состоит на воинском учете л.д. 10-11).
С 28 апреля 2006 г. на основании договора купли-продажи жена заявителя - К.С. является собственником квартиры, расположенной по адресу г. Иваново Адрес обезличен л.д. 13).
26.05.2010 г. М. обратился в Ленинский ОУФМС г. Иваново с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства : г. Иваново Адрес обезличен, в связи с регистрацией по новому месту жительства : г. Иваново Адрес обезличен. На указанном заявлении имеется отметка инспектора ОУФМС «Снять с регистрационного учета по м/жительства после отмены федерального розыска. 26.05.2010 г.» л.д. 7).
В соответствии с распечаткой базы данных, используемой Отделом УФМС РФ по Ивановской области в Ленинском районе г. Иваново, М. 16.11.2004 г. инициирован в общий федеральный розыск по ст. 327 ч. 1 РАРМ и числится в нем по состоянию на 28.06.2010 г.
Оценив собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 г. Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае, кроме прочего, изменения места жительства на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии с регистрационного учета по месту жительства.
В соответствии со ст. 33 указанных Правил органы регистрационного учета на основании полученных документов в 3-х дневнй срок снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства. В паспортах граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства производятся отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства.
Как достоверно установлено в ходе рассмотрения дела и не оспаривалось стороной УФМС, М. 26.05.2010 г. обратился с соответствующим заявлением о снятии с регистрационного учета, представив необходимый для этого пакет документов. На день принятия решения судом, заявитель с регистрационного учета не снят.
Судом не оспаривается факт того, что заявитель числится в федеральном розыске, обращая при этом внимание на тот факт, что розыск инициирован Республикой Армения по ст. 327 ч. 1 РАРМ.
Однако, наличие М. в федеральном розыске по указанным выше основаниям, по мнению суда, не является основанием к отказу в снятии его с регистрационного учета. При этом, суд расценивает запись, сделанную на заявлении М. сотрудником УФМС о возможности снятия его с регистрационного учета только после снятии с федерального розыска, как отказ в снятии с регистрационного учета по месту жительства. Такого понятия, как приостановление процедуры снятия с регистрационного учета, действующее законодательство не содержит.
Письмо первого заместителя генерального прокурора РФ, на которое ссылается представитель УФМС в обоснование законности своих действий, также не является основанием для отказа в снятии гражданина с регистрационного учета. Более того, указанное письмо содержит предлагаемую процедуру разрешения данного вопроса путем рекомендации гражданину обратиться в органы прокуратуры РФ для инициации снятия с федерального розыска. При этом суд обращает внимание на то, что снятие с федерального розыска может быть произведено на основании соответствующего ходатайства органов прокуратуры РФ перед компетентными органами Республики Армения. Таким образом, заявитель лишен возможности самостоятельно решить вопрос о снятии его с федерального розыска. При этом, являясь гражданином РФ, он обязан подчиняться действующим на территории РФ законам. Так, в соответствии со ст. 6 Законом «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации,» ( в редакции от 18.07.2006 г. ФЗ-121 ФЗ) гражданин обязан в течение 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. Учитывая отказ в снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства, заявитель лишен возможности зарегистрироваться по фактическому месту жительства.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к твердому убеждению, что отказ в снятии М. с регистрационного учета является незаконным, противоречащим действующему законодательству, нарушающим права гражданина РФ на свободу выбора места жительства в пределах РФ и оформлении в соответствии с действующим законодательством регистрации по выбранному им месту жительства.
В связи с изложенным суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Требования М. удовлетворить.
Признать незаконными действия сотрудника отдела УФМС России по Ивановской области в Ленинском районе г. Иваново по отказу в снятии с регистрационного учета по месту жительства М..
Обязать отдел УФМС России по Ивановской области в Ленинском районе г. Иваново снять М. с регистрационного учета по месту жительства по адресу : Адрес обезличен.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий : И.Ю. Копнышева