Дело № 2-931 07 мая 2010 года г. Иваново
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Иваново
в составе :
председательствующего судьи Копнышевой И.Ю.
при секретаре Шуваловой А.А.
с участием :
истца М.
представителя ответчика по доверенности У.С.
представителя 3-го лица УВД по Ивановской области по доверенности Б.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново 7 мая 2010 года гражданское дело по иску М. к Главному бюро медико-социальной экспертизы о возложении обязанности проведения экспертизы на предмет установления степени утраты профессиональной трудоспособности,
у с т а н о в и л :
М. обратился в суд с иском к Главному бюро медико-социальной экспертизы о возложении обязанности проведения экспертизы на предмет установления степени утраты профессиональной трудоспособности.
Исковые требования обоснованы следующим.
В период с 17 мая 1976 г. по 6 января 2004 г. истец проходил службу в органах внутренних дел УВД по ивановской области. Уволен из органов внутренних дел в соответствии с Законом РФ «О милиции» по ст. 19 ч. 7 п. «з» по ограничению состояния здоровья, является получателем пенсии по линии МВД с 7 января 2004 года по настоящее время. Согласно свидетельства о болезни Номер обезличен от 17.10.2003 г. полученная им травма относится к военной травме. 25 февраля 2010 г. истец признан инвалидом 2 группы, в соответствии с ФЗ «О милиции» он имеет право на дополнительную доплату к пенсии по проценту утраты профессиональной трудоспособности.
В соответствии с п. 21 Инструкции «О порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких», утвержденной Приказом МВД РФ № 805 от 15 октября 1999 г. в редакции от 27.02.2003 г. № 121 «при назначении пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иными повреждениями здоровья, полученных в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущим к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограничению состояния здоровья (пункты «ж» и «з» ст. 58 Положения), сотруднику ежемесячно выплачивается сумма возмещения вреда, причиненного его здоровью». В соответствии с п. 22 для решения вопроса о возмещении вреда в специальную комиссию подается заявление сотрудника, к которому прилагаются : а) заверенные копии выписки из акта освидетельствования в государственной медико-социальной экспертной комиссии и справки МСЭК об установлении группы инвалидности её причине.
Согласно указанной инструкции, истец обратился с заявлением в Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ивановской области для установления степени утраты профессиональной трудоспособности. 10 марта 2010 года ему было отказано в проведении экспертизы, при этом было разъяснено право на обращение в суд. В связи с отсутствием у истца экспертного заключения, он не может обратиться в комиссию для получения дополнительной доплаты к пенсии по проценту утраты профессиональной трудоспособности.
На основании изложенного, истец просил об удовлетворении заявленных исковых требований.
В судебном заседании истец М. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, добавив следующее. Ранее подобные экспертизы для сотрудников УВД проводило Бюро судебно-медицинской экспертизы, в настоящее время УВД проведения указанных экспертиз не оплачивает, стоит её проведение 13.000 рублей, истец полагает, что имеет право на проведение экспертизы бесплатно, в связи с чем обратился к ответчику, который данные экспертизы проводит, но получил отказ.
Представитель ответчика Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ивановской области» по доверенности У.С. в судебном заседании исковые требования М. не признал, пояснив следующее.
В соответствии с п. 6 «Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 г. № 789 гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждениями судебно-медицинской экспертизы. У истца военная травма, которая получена им в связи с прохождением службы, а не при исполнении трудовых обязанностей. На основании этого, а также в соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 апреля 2006 г. № 1064-18 правовых оснований для проведения медико-социальной экспертизы сотрудников органов внутренних дел на предмет установления степени утраты профессиональной трудоспособности не имеется.
ФГУ «ГБ МСЭ по Ивановской области» может вынести заключение о степени утраты профессиональной трудоспособности М. для суда во исполнение определения, вынесенного судом, а учитывая, что для их Учреждения не предусмотрено платное оказание данных услуг, экспертиза будет проведена на безвозмездной основе, если суд поручит проведение данной экспертизы их Учреждению.
Представитель 3-го лица - УВД по Ивановской области по доверенности Б.М. в судебном заседании полагал, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению, приведя следующие доводы.
М. проходил службу в органах внутренних дел с 17 мая 1976 года по 6 января 2004 г. Приказом УВД по Ивановской области от 06.01.2004 г. Номер обезличен л/с М. уволен из органов внутренних дел по п. «з» ч. 7 ст. 19 (по ограниченному состоянию здоровья) Закона РФ «О милиции».
18 сентября 1996 г. М. получил травму при исполнении служебных обязанностей, о чем свидетельствует справка о травме Номер обезличен от 28 октября 1996 г. В соответствии со свидетельством о болезни Номер обезличен данная травма признана «военной травмой».
В соответствии с п. 21 «Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов или его близких» при назначении пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущим к досрочному увольнению со службы из органов внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья ( п.п. «ж» и «з» ст. 58 Положения), сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причиненного его здоровью. В соответствии с п. 22 Инструкции для решения вопроса о возмещении вреда в специальную комиссию подается заявление сотрудника, к которому прилагаются :
А) заверенные копии выписки из акта освидетельствования в государственной медико-социальной экспертной комиссии и справки МСЭК об установлении группы инвалидности и ее причине;
Б) копия приказа об увольнении по болезни или по ограниченному состоянию здоровья;
В) копия свидетельства о болезни с заключением ВВК о причинной связи телесного повреждения, иного повреждения здоровья в редакции»военная травма».
При необходимости специальная комиссия вправе запросить другие документы, необходимые для принятия объективного решения.
М. в установленном порядке с заявлением об установлении ему ежемесячных выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью, в специальную комиссию УВД по ивановской области по вопросам выплат единовременных пособий и сумм в возмещение ущерба не обращался ввиду того, что отсутствует акт освидетельствования в СМЭ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 г. № 789 «Об утверждении правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы проводится на основании обращения работодателя (страхователя), страховщика, по определению суда (судьи) либо по самостоятельному обращению пострадавшего или его представителя при представлении акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.11.2009 г. № 906-н «Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» одной из возложенных на бюро МСЭ функций является определение степени утраты профессиональной трудоспособности ( в процентах).
Учитывая, что только бюро МСЭ может устанавливать процент утраты профессиональной трудоспособности, полагал, что исковые требования истца являются законными и подлежат удовлетворению.
Представитель 3- го лица - Бюро судебно-медицинской экспертизы по Ивановской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, об уважительности причин неявки не сообщил, мнения по заявленному иску не представил.
Учитывая мнение участников процесса, суд полагал возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, представителя 3-го лица, исследовав материалы дела, считает установленными и доказанными следующие обстоятельства.
М. проходил службу в органах внутренних дел с 17 мая 1976 года по 6 января 2004 г. В период прохождения службы - 18 сентября 1996 г. М. была получена травма при исполнении служебных обязанностей, о чем свидетельствует справка о травме Номер обезличен от 28 октября 1996 г.
Приказом УВД по Ивановской области от 06.01.2004 г. Номер обезличен л/с М. уволен из органов внутренних дел по п. «з» ч. 7 ст. 19 (по ограниченному состоянию здоровья) Закона РФ «О милиции».
В соответствии со свидетельством о болезни Номер обезличен данная травма признана «военной травмой».
25.02.2010 г. М. повторно установлена вторая группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности - военная травма, что подтверждается справкой МСЭ-2009 Номер обезличен.
Истец М., бывший начальник ВВК УВД Ивановской области, полковник вн/сл, является получателем пенсии по линии МВД с 07 января 2004 г. по настоящее время.
10 марта 2010 г. Главным бюро медико-социальной экспертизы по Ивановской области было рассмотрено заявление М., но в проведении освидетельствования для определения процента утраты профессиональной трудоспособности было отказано.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к твердому убеждению, что исковые требования М. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» в случае увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности выплачивается денежная компенсация из средств соответствующего бюджета в размере, превышающем сумму назначенной пенсии, который устанавливается из норм ГК РФ.
П. 21 Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудников органов внутренних дел или его близких, утвержденной приказом МВД РФ от 15.10.1999 г. № 805 (далее Инструкции), закреплено, что размер данного вида возмещения определяется в соответствии со ст. 1086 ГК РФ, то есть в процентах к среднему месячному заработку (доходу) до повреждения здоровья.
Таким образом, основанием для выплаты сотрудникам органов внутренних дел компенсации является вышеназванный Закон от 18 апреля 1991 г. № 1026-1, который является специализированным для данной категории граждан., поскольку в противном случае выплата осуществлялась бы причинителем вреда.
При этом, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 г. № 123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» определение причинной связи увечий, заболеваний для сотрудников органов внутренних дел проводится военно-врачебной комиссией (ВВК) соответствующего органа внутренних дел. Согласно п. 9 Инструкции контроль за обоснованностью выдачи ВВК документов о телесных повреждениях, ином повреждении здоровья и приведших к увольнению со службы по болезни, а также заключений ВВК о причинной связи смерти сотрудника с телесными повреждениями, иными повреждениями здоровья либо заболеванием, полученным в период прохождения службы, осуществляется Медицинским управлением МВД РФ (Центральной ВВК МВД РФ), медицинскими службами (ВВК) МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ.
Кроме того, согласно Положению о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке т реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и в том числе разрабатывает и реализует меры по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников системы МВД России.
В связи с изложенным, суд приходит к твердому убеждению, что правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по проведению истцу медико-социальной экспертизы на предмет установления степени утраты профессиональной трудоспособности в рамках реализации Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Постановления Правительства РФ от 16.10.2000 г. № 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» не имеется.
При этом суд учитывает, что согласно сложившейся судебной практики, суды для вынесения решений по делам, связанным с возмещением вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении обязанностей службы в милиции, поручают Учреждениям медико-социальной экспертизы проведение судебной экспертизы для вынесения заключения о степени утраты профессиональной трудоспособности военнослужащих органов внутренних дел и лиц, приравненных к ним.
Аналогичной позиции придерживался при рассмотрении дела и представитель ответчика, не отрицавший, что их Учреждение с учетом правил и критериев установления степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний могут вынести на основании определения суда заключение о степени утраты профессиональной трудоспособности сотрудника органов внутренних дел.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований М. к Главному бюро медико-социальной экспертизы о возложении обязанности проведения экспертизы на предмет установления степени утраты профессиональной трудоспособности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в срок 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий :подпись
КОПИЯ ВЕРНА.
Председательствующий :