Дело № 2-1015/2011 01 июля 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Иваново в составе
председательствующего судьи Даниловой И.С. единолично
при секретаре Петровой Л.Г.
с участием:
истца Николаевой Елизаветы Полиектовны
представителя истца А.
представителя ответчика Департамента социальной защиты населения Ивановской области К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Иваново гражданское дело по иску Н. к Департаменту социальной защиты населения Ивановской области об отказе в предоставлении гарантийного письма на оплату за приобретаемое в собственность жилье,
УСТАНОВИЛ:
Н. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Ивановской области об отказе в предоставлении гарантийного письма на оплату за приобретаемое в собственность жилье, мотивировав свои требования следующим.
Истица, 1929 года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой участника Великой Отечественной войны - М., который награжден ордером Отечественной войны II степени за храбрость, стойкость и мужество, проявленное в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия победы Советского народа в Великой Отечественной войне. М. умер 05 декабря 1991 года.
17.02.2010 года истица обратилась в жилищно-бытовую комиссию администрации Хозниковского сельского поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
19 апреля 2010 года ею получена выписка из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии администрации Хозниковского сельского поселения № 5 из которой следует, что Н. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Основание - ст. 54 п. 2 ЖК РФ.
Решением Лежневского районного суда Ивановской области от 03.06.2010 года решение жилищно-бытовой комиссии администрации Хозниковского сельского поселения Лежневского муниципального района №5 от 19.04.2010 г. об отказе истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признано незаконным. Жилищно-бытовая комиссия администрации Хозниковского сельского поселения Лежневского муниципального района обязана поставить Н. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 17 февраля 2010 года.
30 августа 2010 года дом истицы был обследован межведомственной комиссией и 03.09.2010 года было выдано Распоряжение № 32 (а) «О признании дома аварийным», получено заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания № 1 и акт обследования помещения, из которых следует, что дом непригоден для проживания.
Письмом от 13 декабря 2010 года истице отказано в предоставлении гарантийного письма на оплату за приобретаемое в собственность жилое помещение, в связи с тем, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета подлежат ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Данная позиция об обеспечении жильем участников Великой Отечественной войны, находившихся в период ведения боевых операций по защите Отечества в составе действующей армии в период с 22 июня 1941 по 3 сентября 1945 года, подтверждается и разъяснением Министерства регионального развития РФ, главного распорядителя средств федерального бюджета. Согласно выписке из военного билета М. проходил военную службу с декабря 1948г. по ноябрь 1951г. и не относился к вышеуказанной категории лиц, в связи с чем, оснований для включения Н. в сводный областной реестр нуждающихся в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета не имеется.
С данным решением истца не согласна, поскольку указаний на то, что обеспечению жильем подлежать только участники Великой Отечественной войны, находившиеся в период ведения боевых операций по защите Отечества в составе действующей армии в период с 22 июня 1941 по 3 сентября 1945 года вышеназванный Указ не содержит. Ее муж являлся участником Великой Отечественной войны и имел боевое ранение. На основании изложенного, просит суд признать отказ Департамента социальной защиты населения Ивановской области в предоставлении гарантийного письма на оплату за приобретаемое в собственность жилое помещение незаконным. Обязать Департамент социальной защиты населения Ивановской области предоставить гарантийное письмо на оплату услуг за приобретаемое в собственность жилое помещение.
В судебном заседании истица и ее представитель А. дополнили ранее заявленные исковые требования и просили включить Н. в сводный областной реестр нуждающихся в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения Ивановской области по доверенности К. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что М. (супруг истицы), 29.04.1928 года рождения, являлся участником Великой Отечественной войны и проходил военную службу с декабря 1948 по ноябрь 1951, относился к участникам Великой Отечественной войны в соответствии с п.п. «е» п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», пользовался мерами социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», имел удостоверение серии № 844330 от 30.09.1988г.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» установлено, что обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета подлежат ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Министерство регионального развития РФ (главный распорядитель средств федерального бюджета) разъяснениями от 20.05.2010 № 20847-ВТ/07 считает допустимым обеспечение жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны при условии, если сами участники ВОВ находились в период ведения боевых операций по защите Отечества в составе действующей армии в период с 22 июня 1941 по 3 сентября 1945 года.
Согласно выписке из военного билета М. проходил военную службу с декабря 1948г. по ноябрь 1951г.
Таким образом, он не относился к категории лиц имеющих право на оспариваемые меры социальной поддержки, в связи с чем, подлежал исключению из сводного областного реестра нуждающихся в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета.
М. умер 05.12.1991. Н., как вдове участника ВОВ, 17.03.2004 выдано удостоверение серии ВВ № 404724.
На основании решения Лежневского районного суда Ивановской области от 03.06.2010 № 2-173/10 и выписки из протокола № 7 заседания жилищно - бытовой комиссии администрации Хозниковского сельского поселения от 29.06.2010 Н. включена в сводный областной реестр. По результатам проверки поступившего из администрации Хозниковского сельского поселения учётного дела истицы, Департаментом отказано в предоставлении меры социальной поддержки в виде обеспечения жильём за счёт средств федерального бюджета как члену семьи погибшего (умершего) участника ВОВ.
С учетом изложенного, считает отказ Департамента законным и обоснованным, а исковое заявление Н. не подлежащим удовлетворению.
Представитель третьего лица Министерства регионального развития Российской Федерации (далее Минрегион России) в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом. Представлены возражения на заявление Н., из которых следует, что предоставление мер социальной поддержки, в том числе и обеспечение жильем инвалидов, участников и ветеранов Великой Ответственной войны, а также признание нуждающимся в улучшении жилищных условий относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в конкретном рассматриваемом случае к компетенции органов государственной власти Ивановской области.
Министерство регионального развития РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета. Согласно распоряжениям Правительства РФ от 31.03.2010 г. № 472-р, от 20.08.2010 г. № 1399-р, от 17.11.2010 г. № 2039-р утверждены распределения на 2010 год субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Согласно этим распоряжениям Ивановской области в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», перечислено соответственно 160617500 рублей, 451440000 рублей, 64062100 рублей, что подтверждается платежными поручениями. Таким образом, Минрегион России свои обязательства, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в части предоставления субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленных Федеральным законом «О ветеранах», в том числе и Ивановской области, исполнил в полном объеме. На основании изложенного, просят в удовлетворении заявленных требований Н. отказать.
Суд, заслушав стороны, представителей, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Н. является ветераном Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах», что подтверждено удостоверением установленного образца серии ВВ № 4040724, выданным 17.03.2004 года (л.д.11).
Супруг Н. – М., умерший 05 декабря 1991 года, являлся участником Великой Отечественной войны, что подтверждено удостоверением установленного образца серии Г № 844330, выданным 30 сентября 1988 года, с отметкой о том, что предъявитель удостоверения имеет право на льготы и преимущества, установленные для участников Великой Отечественной войны (л.д.10).
В материалы дела представлена справка военного комиссариата г.Шуи (л.д.6) от 19.07.2007 года о прохождении М. военной службы в Советской Армии в период с декабря 1948 по ноябрь 1951 года в войсковых частях 3176 и 3186, при этом с 11 марта 1949 по 11 апреля 1949 года он принимал участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья в составе в/ч 3186, входящей в состав действующей армии.
В силу положений ст.2 ФЗ «О ветеранах» участие в ликвидации националистического подполья дает основание для отнесения гражданина к участникам ВОВ. М. награжден орденом Отечественной войны П степени и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (л.д.61). Следовательно, Н. является членом семьи (вдовой) умершего участника Великой Отечественной войны. Кроме того, статус М. и Н. ответчиками не оспаривался.
В материалы дела представлено решение Лежневского районного суда Ивановской области по иску Н. от 03.06.2010 года, вступившее в законную силу (л.д.4,5). Данным судебным постановлением жилищно-бытовая комиссия администрации Хозниковского сельского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области обязана поставить Н. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 17 февраля 2010 года. Именно с этой даты Н. первоначально и была поставлена на учет на получение жилья, как вдова участника ВОВ. Последующий отказ Н. в принятии на данный учет вступившим в законную силу судебным постановлением признано незаконным. Указанным решение также подтвержден в очередной раз и статус Н. и статус ее супруга. Данные обстоятельства не оспаривались сторонами в процессе и подтверждены вышеперечисленными материалами гражданского дела.
В соответствии со ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-фз «О ветеранах» супруга погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившая в повторный брак имеет право на меры социальной поддержки, одной из которых является обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, осуществляемое в соответствии с положениями ст.23.2 указанного закона.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» также установлено, что за счет средств федерального бюджета обеспечению жильем подлежат ветераны ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ 1941-1945 годов. Пунктом 1 данного Указа предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах».
Факт признания жилого дома, в котором проживает Н. ( <адрес>, <адрес>) аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу сторонами в процессе также не отрицался и подтвержден представленными в материалы дела документами: заключением межведомственной комиссии от 30.08.2010, актом обследования помещения от 30.08.2010, распоряжением администрации Хозниковского сельского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области от 03.09.2010 года № 32(а) (л.д.7-9).
Н. обратилась с заявлением о реализации предоставленных ей прав и письмом от13.12.2010 за № 15-17-931 ей было отказано во включении в сводный областной реестр нуждающихся в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета по тем основаниям, что ее супруг проходил военную службу с декабря 1948 по ноябрь 1951 года и не относился к «вышеуказанной категории лиц» (л.д.3). Именно законность и обоснованность данного решения является предметом рассмотрения в настоящем деле.
Департамент социальной защиты населения, исходя из смысла ответа и пояснений представителей в судебном заседании, обосновывает отказ ссылкой на разъяснения Министерства регионального развития РФ, главного распорядителя средств федерального бюджета, от 20.05.2010 № 20847-ВТ/07. Минрегион развития РФ считает допустимым обеспечение жильем членов семей погибших (умерших) участников ВОВ, при условии, если сами участники ВОВ находились в период ведения боевых операций по защите Отечества в составе действующей армии в период с 22 июня 1941 по 03 сентября 1945 года.
Однако вышеприведенное федеральное законодательство (ФЗ «О ветеранах» и Указ Президента) подобных ограничений и критериев не содержит. Разъяснения Министерства регионального развития в этой части не соответствуют положениям действующего федерального законодательства. Кроме того, правом толкования федерального законодательства данный орган не наделен.
Каких-либо иных оснований для отказа в удовлетворении заявления Н. в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что представленными в материалы дела документами подтверждена нуждаемость Н. в улучшении жилищных условий, а также ее статус ветерана ВОВ, вдовы участника ВОВ, суд считает отказ Департамента социальной защиты населения Ивановской области в предоставлении Н. гарантийного письма на оплату за приобретаемое в собственность жилое помещение незаконным, а нарушенное право подлежащим восстановлению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать отказ Департамента социальной защиты населения Ивановской области в предоставлении Н. гарантийного письма на оплату за приобретаемое в собственность жилое помещение незаконным.
Обязать Департамент социальной защиты населения Ивановской области включить Н. в сводный областной реестр нуждающихся в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета и предоставить гарантийное письмо на оплату за приобретаемое в собственность жилое помещение.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иваново в срок 10 дней.
Председательствующий Данилова И.С.