взыскание компенсации морального вреда



Дело № 2-1584/0912 августа 2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Иваново в составе

председательствующего судьи Даниловой И.С. единолично

при секретаре ПЛГ

с участием:

истца ТРВ,

представителя ответчика – администрации города Иваново – НСВ,

представителя ответчика – Управления жилищной политики и ипотечного кредитования администрации города Иваново – МЛВ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Иваново гражданское дело по иску ТРВ к администрации города Иваново, Управлению жилищной политики ипотечного кредитования, ФКУ администрации города Иваново о признании права на получение жилищного сертификата и взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ТРВ обратился в суд с иском к администрации города Иваново, Управлению жилищной политики и ипотечного кредитования о признании права на получение жилищного сертификата и взыскании компенсации морального вреда, мотивировав свои требования следующим.

Истец служил штурманом морской авиации Краснознаменного Северного Флота в отдаленном гарнизоне Крайнего Севера. В 1997 году он уволился из Вооруженных Сил РФ в связи с организационно-штатными мероприятиями и, имея все права и льготы на получение жилья, приехал с семьей (жена, дочь) на постоянное место жительства в Иваново, сдав квартиру в гарнизоне. В администрации города Иваново истцу в течение трех месяцев по закону «О статусе военнослужащих» не предоставили жилого помещения для проживания и прописки. Мать истца прописала его и его семью в свою приватизированную квартиру и сдала им комнату под наем.

В 1998 году подошла очередь на получение жилищного сертификата. Истец собрал все необходимые документы, но сертификата не получил. В 1998 году умирает его мать, оставив на истца завещание. У истца имеется брат. Но поскольку он алкоголезависимый человек, мать не включила его в завещание, устно просила истца выплатить ему долю за наследство, так как он фактически такой же наследник и у него трое детей.

ТРВ собирался вступить в права наследства, чтобы продать материну квартиру, разделить денежные средства с братом, снять себе жилье и ждать получения сертификата, но в администрации ему сообщили, что как только он вступит в права наследства, его снимут с очереди на получение жилья или сертификата. В течение 11 лет истцу ежегодно присылали с администрации города письма, что он включен в список получателей сертификатов на текущий год, а так как имелось завещание на квартиру, ему каждый год отказывали в получении сертификата.

В сентябре 2009 года истец обратился к ответчику с просьбой разобраться в данной ситуации. Решением от ДД.ММ.ГГГГ истца и его семью сняли с очереди на получение жилья, сославшись на п. 2 ст. 1153 ГК РФ, хотя до этого он был включен в список на получение жилищного сертификата. Честно отдав долг Родине, служа в отдаленном закрытом гарнизоне Северного флота, в суровых условиях Заполярного круга более двадцати лет, истец не заработал для себя и членов своей семьи, которые разделяли с ним все тяготы армейской службы, квартиры. Таким образом, конституционные права и права военнослужащего были нарушены, истец остался необеспеченным собственным жильем после увольнения из Вооруженных Сил.

ТРВ просит суд признать за ним право на получение жилищного сертификата и взыскать в его пользу за причиненный ему и его семьей моральный вред в размере 1000000 рублей.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика администрации города Иваново по доверенности НСВ исковые требования ТРВ не признал, считает их необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ истец был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии по жилищным вопросам администрации г. Иваново, утвержденным постановлением администрации г. Иваново № от ДД.ММ.ГГГГ, истец был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ и пп. Г п. 26 разд. Ш Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в ОВД, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года. В настоящее время истец после смерти матери является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ истец и члены его семьи зарегистрированы и проживают в указанной квартире, а также осуществляют расходы на его содержание. Таким образом, истец не имеет право состоять на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечен жилым помещением, а решение комиссии по жилищным вопросам администрации г. Иваново является законным и обоснованным. Истец не представил никаких доказательств причинения ему действиями ответчика физических и нравственных страданий, а также обоснованности заявленной суммы компенсации морального вреда. Представитель администрации города Иваново просит в удовлетворении заявленных требований ТРВ отказать.

Представитель ответчика – управление жилищной политики и ипотечного кредитования администрации города Иваново по доверенности МЛВ - считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. Пояснила, что в соответствии с Постановлением правительства № 153 от 21.03.2006 года, которым утверждены правила и порядок предоставления государственного жилищного сертификата, ГЖС предоставляется гражданам не обеспеченным жильем на территории муниципального образования. В данном случае установлено, что истец приобрел в порядке наследования в собственность двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 54 кв.м. Вместе с ним в этой квартире проживают двое членов его семьи. Они обеспечены площадью в соответствии с предусмотренными нормативами 10 кв.м. на человека. В связи с этим истец не имеет право на получение квартиры, и он был снят с очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в декабре 2009 года. Поскольку Управление не нарушало прав истца, то и отсутствуют правовые основания для взыскания компенсации морального вреда. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований ТРВ

Для полного и всестороннего рассмотрения дела к участию в качестве соответчика привлечено Финансово - казначейское управление администрации города Иваново.

Представитель соответчика ФКУ администрации г. Иваново в судебное заседание не явился, о месте времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В предыдущем судебном заседании по существу заявленных требований пояснил следующее. Считают себя ненадлежащими ответчиками по делу, поскольку в соответствии со ст.125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Кроме того, п.3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ установлено, что в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию от имени муниципального образования в суде выступает главный распорядитель средств бюджета муниципального образования, которым в данном случае является управление жилищной политики и ипотечного кредитования администрации города Иваново. Просили исключить из числа ответчиков как ненадлежащего.

Суд, заслушав стороны, представителей, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Сторонами в процессе не оспаривалось то обстоятельство, что ТРВ после увольнения из Вооруженных Сил РФ в связи с организационно-штатными мероприятиями, имея требуемую по закону выслугу лет, при наличии удостоверения о праве на льготы, предусмотренные ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», с ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на общую очередь и включен в льготную очередь военнослужащих, уволенных в запас, как нуждающийся в жилье.

В соответствии со ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением подобной категории граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов (ГЖС) органами исполнительной власти субъектов РФ по месту постановки на учет.

Порядок выпуска ГЖС и предоставления их гражданам регулируется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.

То обстоятельство, что на момент принятия решения о постановке на учет (на 1997 год) истец отвечал всем требованиям указанной программы, сторонами не отрицается. Не отрицается сторонами и тот факт, что до настоящего времени ГЖС истцу не предоставлен.

С 1998 года по настоящее время истец с семьей проживает в <адрес>. Указанная квартира принадлежала на праве собственности матери истца ОСГ, умершей ДД.ММ.ГГГГ. ТРВ на основании завещания, удостоверенного ДД.ММ.ГГГГ, является единственным наследником на указанное имущество. По сообщению нотариуса НЮБ (л.д.93) ДД.ММ.ГГГГ им подано заявление о принятии наследства по завещанию. Кроме того, в силу положений ст.ст.1152, 1153 ГК РФ ТРВ считается наследником, принявшим наследство, независимо от времени его принятия, времени получения свидетельства или времени государственной регистрации права, с момента его открытия, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, с указанного времени ТРВ перестал отвечать требованиям федеральной целевой программы «Жилище», т.к. став владельцем квартиры, он не мог считаться нуждающимся жилье. В действующем Жилищном кодексе РФ список оснований для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях (СТ.51) является исчерпывающим и не содержит дополнительных оснований для признания их таковыми в соответствии с другими нормами законодательства РФ.

В соответствии с пп. « г » п.26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054 военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета в случае решения жилищной проблемы.

При реализации жилищных прав военнослужащих подлежат учету и другие нормы действующего законодательства. В частности, основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены главой 7 и ст. 56 ЖК РФ. Аналогичное положение, на основании которого граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, было закреплено в ст. 32 ЖК РСФСР, действовавшего на момент признания ТРВ нуждающимся в получении жилья в 1997 году.

Таким образом, суд считает, что решение комиссии по жилищным вопросам администрации города Иваново от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №, утвержденный постановлением Администрации города Иваново от ДД.ММ.ГГГГ №), которым истец снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Иваново на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, пп.»г» п.26 раздела Ш Правил (л.д.19) принято на основании закона и в пределах предоставленных администрации города Иваново полномочий и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Из текста искового заявления и пояснений истца в процессе следует, что очередь истца на получение ГЖС подходила, однако ГЖС ему не предоставлялся: «т.к. у меня было завещание на квартиру, мне каждый год отказывали в получении сертификата». Однако ни одного официального отказа по данному основанию ни в материалах учетного дела, ни в материалах гражданского дела нет. Таким образом, доводы истца о том, что его права нарушены тем, что ответчики «тянули время», а он находился в неведении, хотя мог «оформить наследство, продать квартиру матери, выплатить долю семье брата, получить часть ГЖС и купить себе жилье» суд признает несостоятельными. В частности, суду не представлено доказательств, что со стороны администрации города Иваново ему чинились препятствия в реализации наследственных прав, тем более что материалами дела подтверждено, что еще задолго до его снятия с очереди в 2002 году он все-таки официально оформил свои наследственные права. Оформление наследства – право гражданина и никто не может его понудить к его оформлению, или заставить отказаться от принадлежащих ему по закону прав. Истец считает нарушением своих прав одновременно и то, что он стоял на учете, несмотря на то, что имел квартиру, так и то, что его сняли с очереди. Собственное незнание положений законодательства, истец расценивает как виновное бездействие администрации.

Из материалов учетного дела ТРВ исследованных в судебном заседании и приобщенных к материалам гражданского дела (л.д.20-83) не следует, что в администрацию города Иваново истец представлял документы о наличии завещания на квартиру, а также заявлял о своем намерении оформить (или не оформлять) наследственные права. Запросы в нотариальную палату и нотариусу по месту открытия наследства администрацией города были направлены после письменного обращения ТРВ за разъяснениями, по получении ответов на которые и решен вопрос о его снятии с очереди (л.д.93-96). Данное обстоятельство суд также не может поставить в вину ответчика, поскольку в администрации города Иваново не было официальных сведений о том, что Тихомиров Р.В. является наследником по завещанию после смерти своей матери, о составе наследственного имущества и т.д., без чего у администрации отсутствовали бесспорные основания для решения вопроса о снятии истца с очереди. Само по себе принятие решения о снятии ТРВ с очереди, как он считает, «несвоевременно», не свидетельствует о его незаконности. Действительно, ТРВ продолжал состоять в очереди, извещался о движении очереди, но предоставить ГЖС администрация ему не могла, поскольку он не мог предоставить документы, бесспорно подтверждающие его статус и право на получение ГЖС. В связи с этим он в 2009 и написал заявление: отказываюсь от сертификата по семейным обстоятельствам (л.д.24).

На основании изложенного, у суда отсутствуют правовые основания для признания за ТРВ права на получение ГЖС, поскольку, как уже отмечалось выше, на момент рассмотрения дела в его собственности находится двухкомнатная квартира и он не является нуждающимся в жилье.

Требования о компенсации морального вреда удовлетворению также не подлежат, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства его причинения. Истец в судебном заседании обосновал размер компенсации морального вреда «приблизительной стоимостью двухкомнатной квартиры». Однако в силу положений действующего законодательства (ст.ст. 150,151,1101 ГК РФ) основанием для возложения на ответчика компенсации морального вреда является причинение истцу нравственных или физических страданий и нарушение его личных, неимущественных прав.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ТРВ к администрации города Иваново, Управлению жилищной политики и ипотечного кредитования и ФКУ администрации города о признании права на получение жилищного сертификата и взыскании компенсации морального вреда ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иваново в срок 10 дней.

ПредседательствующийДанилова И.С.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200