Дело № 2-1725/201016 августа 2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Иваново в составе
председательствующего судьи Даниловой И.С. единолично
при секретаре ПЛГ
с участием:
представителя заявителя НЛГ – ВНВ,
представителя заинтересованного лица – администрации города Иваново – НСВ,
представителя заинтересованного лица – Управления жилищной политики и ипотечного кредитования администрации города Иваново – МЛВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Иваново гражданское дело по заявлению НЛГ о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
НЛГ обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, мотивировав свои требования следующим.
Решением комиссии по жилищным вопросам администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона Ивановской области от 17.05.2006 № 50-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области». О принятом решении заявитель извещена письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для принятия решения об отказе в принятии на учет, по мнению администрации города Иваново, является факт продажи ранее находившегося в собственности заявительницы жилого помещения, и не истекший пятилетний срок, в течение которого в соответствии со ст. 53 ЖК РФ заявитель не может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Считает принятое решение незаконным по следующим основаниям. Заявитель является участником Великой Отечественной войны и в отношении ее может быть применена мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств Федерального фонда компенсаций бюджетам субъектов РФ. Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» предусмотрено финансирование из Федерального бюджета расходов в 2010 году на предоставление ветеранам жилых помещений. Ранее НЛГ имела в собственности жилой дом общей площадью 30,8 кв. м. по адресу: <адрес>, который принадлежал ей на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ Жилой дом был построен в 1908 году, не имеет необходимых для проживания пожилого человека санитарно-технических средств, отопление дома печное, не имел водоснабжения, водоотвода и канализации, отсутствовало газоснабжение дома. Заявитель не могла самостоятельно поддерживать дом в исправном состоянии, ни в силу возраста, ни в силу состояния здоровья. ДД.ММ.ГГГГ продав дом, была вынуждена переехать к родственникам для дальнейшего проживания по адресу: <адрес>, где по настоящее время зарегистрирована. В данном доме общей площадью 42,9 кв. м, жилой – 28,4 кв. м, проживают 5 человек. Действия заявителя по продаже дома не были намеренным ухудшением жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а вызваны невозможностью достойного проживания в доме с учетом возраста, состояния здоровья, года постройки дома и необеспеченности дома элементарными жилищными удобствами.
НЛГ просит суд признать незаконным и отменить решение комиссии по жилищным вопросам администрации города Иваново от 27.05.2010 г. об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и обязать администрацию принять на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - администрации города Иваново по доверенности НСВ по существу заявленных требований пояснил следующее. ДД.ММ.ГГГГ заявитель продал принадлежащий ему на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. В настоящее время заявитель зарегистрирован по адресу: <адрес>. НЛГ обратилась в администрацию г. Иваново с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением комиссии по жилищным вопросам администрации г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона Ивановской области от 17.05.2006 № 50-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области». Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. По смыслу ст. 53 ЖК РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Администрация города Иваново считает, что заявитель намеренно ухудшил свои жилищные условия, а заявленные требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просил в удовлетворении требований отказать.
Представитель заинтересованного лица – Управление жилищной политики и ипотечного кредитования администрации города Иваново – МЛВ поддержала позицию администрации города Иваново. Полагает, решение комиссии по жилищным вопросам администрации города Иваново законным и обоснованным, принятым в соответствии с действующим законодательством. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Суд, заслушав стороны, представителей, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Заявительницей оспаривается решение комиссии по жилищным вопросам администрации города Иваново от ДД.ММ.ГГГГ, которым ей отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона Ивановской области от 17.05.2006 № 50-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области». О принятом решении ей сообщено извещением управления жилищной политики и ипотечного кредитования от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.8).
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Если не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок – допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Сторонами в процессе не оспаривалось то обстоятельство, что НЛГ являлась собственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ заявителем оформлен договор купли-продажи на данное домовладение. Таким образом, на момент обращения заявительницы о признании ее нуждающейся в жилом помещении 5-летний срок не истек.
После продажи дома заявительница переехала в <адрес> и в настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, по месту жительства семьи своей дочери. Заявительница зарегистрирована в доме как член семьи собственника, сама собственником дома не является. Жилая площадь дома составляет 28,4кв.м, в доме проживают 5 человек.
Поскольку заявительница имела в собственности жилье, продала его и обратилась за постановкой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до истечения 5-летнего срока со дня продажи, администрация применила положения ст.54 ЖК РФ и соответствующее им положение закона субъекта.
Данное решение принято администрацией города в пределах предоставленных ей полномочий, на основании приведенных выше положений действующего законодательства. Вопрос об оценке последствий и намеренности ухудшения гражданами своих жилищных условий в компетенцию органа местного самоуправления не входит.
Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.
Исходя из изложенного, суд приходит к следующим выводам. По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, и по смыслу соответствующих норм законодательства Ивановской области, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Суд учитывает представленные в материалы дела документы о состоянии здоровья НЛГ, из которых следует, что она страдает рядом хронических заболеваний: Гипертоническая болезнь 3ст.Аг2 ст, риск 4, ИБС, кардиосклероз, транзиторная экстрасистолия, нейросенсорная тугоухость 2 ст., хронический пиелонефрит, латентное течение, церебральный атеросклероз, ДЭП 2 ст., атеросклероз сосудов нижних конечностей, заболевание кожи, консолидированный перелом хирургической шейки левого плеча, ДОА коленных и тазобедренных суставов, НФС 2 ст., ангиоретиносклероз. Нуждается в постороннем уходе.
Принадлежавший ей жилой дом был построен в 1908 году, не имеет необходимых для проживания пожилого человека санитарно-технических средств, отопление дома печное, не имел водоснабжения, водоотвода и канализации, отсутствовало газоснабжение дома.
Бесспорно, что НЛГ, страдающая указанными выше заболеваниями не могла самостоятельно проживать в частном доме, без удобств, вдали от своих близких родственников. Поэтому действия НЛГ по продаже домовладения и переезду к дочери нельзя расценить как умышленное ухудшение жилищных условий.
Кроме того, НЛГ, являясь участником Великой Отечественной войны (удостоверение серии А № от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.28), согласно Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» имеет право на меры социальной поддержки, в том числе предусмотренное подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 указанного Федерального закона право нуждающихся в улучшении жилищных условий на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от имущественного положения участника войны.
На момент оформления договора купли-продажи дома в <адрес>, Указ Президента предусматривал обеспечение жильем только ветеранов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилье до 01 марта 2005 года, т.е. его действие не распространялось на заявительницу.
Все это приводит суд к твердому убеждению о том, что продажа <адрес> произведена НЛГ не с целью преднамеренного ухудшения жилищных условий, а в связи со сложившейся жизненной ситуацией и данные действия нельзя расценивать основание к отказу в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилье.
Учитывая также приоритетность обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, суд считает, что решение комиссии по жилищным вопросам администрации города Иваново от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №, утвержденный постановлением Администрации города Иваново от 27.05.2010 № 1030), которым заявителю отказано в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Иваново, несмотря на то, что формально оно принято в соответствии с законом, подлежит отмене, а нарушенное право заявительницы на признание ее нуждающейся в жилом помещении восстановлению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования НЛГ удовлетворить частично.
Отменить решение комиссии по жилищным вопросам администрации города Иваново от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №, утвержденный постановлением Администрации города Иваново от ДД.ММ.ГГГГ №) в части отказа НЛГ в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Обязать Администрацию города Иваново принять решение о постановке НЛГ на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иваново в срок 10 дней.
ПредседательствующийДанилова И.С.