Дело № 2-1218/201011 мая 2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Иваново в составе
председательствующего судьи Даниловой И.С. единолично
при секретаре ПЛГ
с участием заявительницы МЕН, ее представителя ВАВ,
представителя администрации города Иваново по доверенности БНВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Иваново гражданское дело по заявлению МЕН об оспаривании отказа администрации города Иваново в предоставлении земельного участка,
у с т а н о в и л:
Заявительница имеет ребенка-инвалида. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию города Иваново с заявлением о выделении ей земельного участка в черте города на основании положений ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», п. 13 Постановления Правительства РФ № 901 и п.17 «Правил предоставления льгот инвалидам и семья, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг».
В ответе администрации города от ДД.ММ.ГГГГ за № ей было предложено участвовать в аукционе, поскольку, по мнению администрации, законом не предусмотрено льготное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства семьям, в составе которых имеются дети-инвалиды.
Заявительница считает данный ответ незаконным, нарушающим ее права и ущемляющим ее интересы.
В судебном заседании заявительница и ее представитель поддержали заявленные требования. Просили признать отказ администрации города Иваново от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным.
Представитель администрации города Иваново по доверенности БНВ в судебном заседании против заявленных требований возражала.
Пояснила следующее. На территории города Иваново порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства и перечень необходимых для этого документов установлен ст. 9 Правил землепользования и застройки города Иваново, утвержденными решением Ивановской городской Думы от 27.02.2008 г. № 694 (Далее Правила). Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено в целях предоставления земельного участка заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка для строительства, где указываются данные о заявителе, испрашиваемый земельный участок с указанием примерной площади, строительные намерения заявителя, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению прилагаются копия паспорта заявителя – физического лица, кадастровый план соответствующей территории. При необходимости у заявителя могут быть затребованы дополнительные сведения, документы.
На территории города для строительства (в том числе для индивидуального жилищного строительства) может быть предоставлен не любой земельный участок, а только тот, который отвечает требованиям земельного законодательства (ст.32 Правил).
В заявлении МЕН, поступившем в администрацию города ДД.ММ.ГГГГ не указан конкретный земельный участок, который она просит предоставить для индивидуального жилищного строительства, также не приложены необходимые для рассмотрения заявления документы. Поскольку в заявлении отсутствовала информация о конкретном земельном участке, вопрос о выделении которого мог быть администрацией проработан с учетом всех обстоятельств (соответствие требованиям градостроительных регламентов, площадь, наличие объектов и прав третьих лиц) МЕН получила ответ от ДД.ММ.ГГГГ, который по своему содержанию не является отказом в предоставлении земельного участка (поскольку за предоставлением конкретного земельного участка МЕН не обращалась), а разъясняет нормы земельного законодательства, применяемые при решении вопроса о возможности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории города.
Ответом администрации города от ДД.ММ.ГГГГ не были нарушены права и свободы заявителя и не создаются препятствия к осуществлению заявителем его прав и свобод. При обращении МЕН с заявлением о выделении конкретного земельного участка, оно будет рассмотрено в установленном порядке.
Порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства установлен ст. 30.1 Земельного Кодекса РФ, согласно которой продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных пп. 5 п. 1 ст. 24, п. 2.1 ст. 30 и п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ. Таким образом, договор купли-продажи земельного участка может быть заключен только по результатам аукциона с лицом, которое его выиграло. Все исключения из данного правила указаны в самой норме (ст. 30.1 ЗК РФ).
Согласно выводам Верховного Суда РФ земельный участок инвалиду для индивидуального жилищного строительства должен предоставляться в собственность за плату без проведения аукциона (ст. 17 Федерального Закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ).
Действующим законодательством не установлен отдельный порядок определения цены земельных участков для индивидуального жилищного строительства, продаваемых гражданам без проведения аукциона. В случаях, когда законодательством не регламентирован порядок выкупа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также порядок определения цены выкупа таких земельных участков, применяется общее правило. В соответствии со ст.8 ФЗ Проведение оценки объектов является обязательным. Т.о. цена земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, должна быть определена на основании заключения независимого оценщика, при этом земельный участок оценивается по его рыночной стоимости (ст.ст.2,7,8 ФЗ от 29.07.1998 № 153-ФЗ).
К заявлению МЕН, поступившему в администрацию, не были приложены документы, подтверждающие признание ее и ее сына лицами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с чем ее обращение не рассматривалось в качестве обращения лица, имеющего право на первоочередное получение земельных участков.
При наличии соответствующего обращения администрация города готова провести работу по поиску земельного участка для ведения дачного хозяйства и садоводства, который может быть предоставлен заявителю без проведения торгов.
Считают, что налицо коллизия между положениями ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 года, которой предусмотрено первоочередное право инвалидов и семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, на первоочередное получение земельного участка для ИЖС и положениями Земельного кодекса РФ, введенного в действие 30.10.2001 года, который подобных норм не содержит. Считают, что при решении вопроса о возможности и порядке предоставления земельного участка следует руководствоваться нормами ЗК РФ, как нормативного правового акта, регулирующего земельные отношения (специальная норма), принятого позднее 181-ФЗ. Указанная позиция подтверждается разъяснениями Конституционного Суда РФ в Постановлении от 29.06.2004 года № 13-П, согласно которым в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило «последующий закон отменяет предыдущие», означающее, что даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон; вместе с тем приоритетным признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.
Необходимость устранения имеющейся коллизии подтверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (письмо Минэкономразвития от 19.10.2009 № Д23-3422).
Просили в удовлетворении заявления отказать.
Суд, заслушав стороны, представителей, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено и не оспаривается сторонами то обстоятельство, что семья заявительницы имеет в своем составе ребенка-инвалида – сына ММА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении 1-ФО № – л.д.13, справка № – л.д.10).
В силу положений ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Факт обращения заявительницы к заинтересованному лицу (с приложением справки МСЭ об инвалидности ребенка) и факт направления ответа № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8) со ссылкой на возможность участия в аукционе на общих основаниях сторонами также не оспаривается.
Текст заявления МЕН и указанное приложение свидетельствуют о том, что заявительницей при обращении был соблюден порядок, установленный п.17 «Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.07.1996 года № 901 и опровергают доводы представителя администрации о том, что заявительница обращалась не за предоставлением участка, а за разъяснением законодательства. А также о том, что ответ администрации не является отказом в предоставлении МЕН земельного участка, а является разъяснением порядка предоставления земельных участков и на основании данного заявления не возникли «отношения по вопросу выделения земельного участка».
МЕН обращалась не за разъяснением порядка предоставления участков, а с просьбой о выделении ей земельного участка в первоочередном порядке под ИЖС в черте г.Иваново на основе предоставленных федеральным законодательством льгот. И в полученном ею ответе администрации указанные в отзыве доводы и причины отражены не были.
Кроме того, положения ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» № 59-ФЗ от 02.05.2006 года, на который ссылается в своем отзыве представитель администрации, регламентирует не только сроки рассмотрения обращений граждан, которые в рассматриваемом случае не были нарушены.
В частности, ст.10 закона «Рассмотрение обращения» регламентирует обязанность государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица обеспечить … «объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения» ( пп.1), а также принять «меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина».
Как уже отмечалось, в ответе администрации города на обращение МЕН было указано лишь одно обоснование: отсутствие законодательных положений о льготном предоставлении земельных участков инвалидом со ссылкой на общий порядок: путем участия в аукционе. Именно эту позицию и оспаривает в суде заявительница. Позиция, изложенная в отзыве представителя администрации в судебном заседании, не являлась предметом обжалования, поскольку данные доводы не были заявлены в качестве оснований для отказа.
Не было разъяснено заявительнице и то, что «в случае обращения с заявлением о выделении конкретного земельного участка данное заявление будет рассмотрено в установленном законом порядке», не были истребованы и проверены документы о нуждаемости заявительницы в жилье и т.д.. По этим основаниям изложенная в отзыве позиция не свидетельствует об «объективном, всестороннем» рассмотрении обращения МЕН. Ответ администрации не содержит тех доводов, на которые ссылается представитель администрации в своем отзыве в то время как в силу положений Главы 25 ГПК РФ принявший оспариваемое решение орган обязан доказать суду правомерность именно принятого решения. Т.е. в рассматриваемом случае администрация должна доказать обоснованность своей позиции, изложенной в оспариваемом ответе.
Кроме того, суд считает обоснование отказа в отношении МЕН, выраженное в письме администрации города Иваново от ДД.ММ.ГГГГ за №, незаконным и не основанным на нормах действующего законодательства.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков, т.е. предусмотренного федеральным законом права инвалида (или семьи, имеющей в своем составе ребенка-инвалида).
В силу положений ст.18 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи торги не могут проводиться. Данная позиция подтверждена и складывающейся судебной практикой (Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за 2 квартал 2008 года). Следовательно, это не может являться основанием для отказа заявительнице в реализации предоставленной ей по закону льготы и требования заявительницы в этой части подлежат удовлетворению в полном объеме.
Ссылка представителя администрации города Иваново в отзыве на постановление Конституционного Суда РФ № 13-П от 29.06.2004 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.ст.7,15,107,234 и 450 УПК РФ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» не свидетельствуют о законности позиции администрации. Из резолютивной части данного постановления следует, что предметом рассмотрения являлись конкретные положения ст.7 УПК РФ… распространяющиеся лишь на случаи, «когда положения иных федеральных законов, непосредственно регулирующие порядок производства по уголовным делам, противоречат УПК РФ».
В рассматриваемом же случае регламентированные положениями ст.17 ФЗ льготы для инвалидов (или семей, имеющих в своем составе ребенка-инвалида) не могут быть отменены введенным в действие 30.10.2001 года Земельным кодексом РФ в силу положений ст.55 Конституции РФ.
Косвенным подтверждением этому служит и упоминаемая в отзыве позиция, изложенная «уполномоченным федеральным органом исполнительной власти» -Минэкономразвития РФ, в письме 19.10.2009 № Д23-3422. Как следует из этого письма законодателю требуется не отменить установленные 181 законом льготы, а внести изменения в ст.30.1 ЗК РФ, т.е предусмотреть специальный порядок для реализации предоставленных инвалидам, или семьям, имеющим детей –инвалидов, льгот.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Заявление МЕН удовлетворить.
Признать незаконным ответ администрации города Иваново от ДД.ММ.ГГГГ за № на обращение МЕН о внеочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в срок 10 дней.
СудьяДанилова И.С.