Дело № 5-52
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Иваново24 июня 2010 года
Судья Ленинского районного суда г.Иваново Иванов А.А.,
с участием законного представителя юридического лица - Ивановского областного отделения Общероссийской общественной организации «Российский красный крест» - А.,
защитников С., З., Б.,
рассмотрев материалы дела, представленные главным государственным инспектором г.Иваново по пожарному надзору в отношении
Ивановского областного отделения Общероссийской общественной организации «Российский красный крест» (ИОО РКК)
о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
По окончании 25 мая 2010 года плановой выездной проверки соблюдения норм и правил пожарной безопасности на территории, в здании, помещениях Ивановского областного отделения Общероссийской общественной организации «Российский красный крест», расположенного по адресу: г.Иваново ул.М.Рябининой, д.26/26, выявлены нарушения требований пожарной безопасности:
Здание и помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Основание: ППБ 01-03 п. 3, НПБ 110-03 п.14 табл. 1 п.п. 9;
Здание и помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Основание: ППБ 01-03 п.3, НПБ 104-03 п.5.1 п.п. 15;
На окнах 1-го этажа и частично 2-го этажа установлены глухие металлические решетки. Основание: ППБ 01-03 п. 40;
Не произведено испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей заземляющих устройств. Основание: ППБ 01-03 п.3, п.57, ПТЭЭП п.2.12.17, ПУЭ п.1.6.12;
Светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. Основание: ППБ 01-03 п. 60;
Электропроводка выполнена с нарушениями требований нормативных документов по электроэнергетике, а именно: электрические провода, находящиеся под напряжением соединены между собой при помощи скруток. Основание: ППБ 01-03 п. 57, ПУЭ/ изд.6 п. 2.1.21;
Руководителем организации не пройдено обучение по пожарно-техническому минимуму. Основание: ППБ 01-03 п.15;
Внутренний противопожарный водопровод находиться в неисправном состоянии. Основание: ППБ 01-03 п.89;
Соединительные головки пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода не соответствуют требованиям ГОСТ Р 53279-2009. Основание: ППБ 01-03 п.3, ГОСТ Р 53279-2009;
Отсутствуют пожарные шкафы для размещения пожарных кранов с оборудованием. Основание: ППБ 01-03 п.3, НПБ 151-2000 п. 1.1*, п. 4.2.1*;
Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы рукавами и стволами. Основание: ППБ 01-03 п. 91;
Эвакуационные пути (марши лестниц) загромождены различными материалами (мешки с одеждой, сейф). Основание: ППБ 01-03 п. 53;
На чердаке хранятся горючие материалы (доски). Основание: ППБ 01-03 п. 40;
Окна чердака не остеклены. Основание: ППБ 01-03 п. 44;
Не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения. Основание: ППБ 01-03 п.36;
Части помещений различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости противопожарными преградами, а именно: складские помещения на 1-ом и 2-ом этаже не выгорожены противопожарными дверями. Основание: ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.7.4;
В помещении охраны и мастерской нарушено огнезащитное покрытие потолка (штукатурка). Основание: ППБ 01-03 п. 36;
Для складских помещений не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок. Основание: ППБ 01-03 п. 33;
Дверь, ведущая на чердак здания, не является противопожарной 2-го типа. Основание: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 8.4*;
Под лестничным маршем запасной эвакуационной лестницы хранятся горючие материалы (мешки с одеждой). Основание: ППБ 01-03 п.40;
Отсутствуют приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах на дверях лестничных клеток. Основание: ППБ 01-0з п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.18*;
Для отделки путей эвакуации (стены лестничных клеток) применяются горючие материалы (масляная краска). Основание: ППБ 01-03 п.53.
В судебном заседании законный представитель ИОО РКК А. пояснил, что с протоколом он согласен частично. Внутренний пожарный водопровод существовал в здании раньше, однако ещё до передачи здания в пользование ИОО РКК, был фактически ликвидирован. Подключения к магистральным сетям не имеет, в плане здания не указан. С наличием остальных нарушений он согласен. Собственными силами удалось устранить следующие нарушения: восстановлены светильники, освобождены эвакуационные пути (марши лестниц), освобождён от горючих материалов чердак, выполнено остекление чердака, ведутся работы по удалению старого покрытия стен лестничных маршей и подготовка под покраску. Для остальных противопожарных мероприятий требуются существенные денежные средства, которыми ИОО РКК не обладает. В 2006 году был подготовлен договор на монтаж системы пожарной сигнализации, но исполнен не был в связи с отсутствием средств. Действующие нормативные документы обязуют государственные органы оказывать содействие в работе «Красного креста». До 2008 года организация получала помощь из областного бюджета. В настоящее время помощь со стороны бюджета прекратилась. В связи с этим, деньги которые планировалось потратить на ремонт, были истрачены на оплату коммунальных платежей. Организация ведёт активную деятельность по изысканию дополнительных источников финансирования.
С. указала, что организация не может существовать без государственной поддержки. ИОО РКК оказывало большую помощь населению города. Штат сотрудников уже распущен. Если ситуация не изменится, то связи со спонсорами, созданные организацией за время существования, будут потеряны. Приостановление деятельности организации невозможно.
Б. указала, организация имеет доходы в виде членских взносов, которые составляют 10 рублей в год, пожертвований в виде материальных ценностей. Эти средства используются для уставной деятельности и не могут расходоваться на административно-хозяйственные нужды. Эти расходы покрывались за счёт поступлений из бюджета. Обращения в государственные структуры для получения материальной помощи результатов не дали.
З. указала, что в ходе общения с предпринимателями от них получено согласие на оказание материальной помощи «Красному кресту». Ранее всю возможную помощь они направляли на реализацию целевых программ. Теперь придётся просить помощи для обеспечения собственного существования.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заслушав доводы представителя ИОО РКК, прихожу к следующим выводам:
В соответствии со ст.6 Федерального закона «О пожарной безопасности» должностные лица органов государственного пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право проводить обследование и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций… в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности.
Согласно ст.2.1 ч.2 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт нарушения требований правил противопожарной безопасности подтверждается материалами дела об административном правонарушении – актом № 543 проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 25.05.2010 года, протоколом №629 об административном правонарушении в области пожарной безопасности от 25 мая 2010 года (л.м.7-8, 4-5) и фактически не оспаривается представителем РКК.
В соответствии с договором безвозмездного пользования ИОО РКК обязуется поддерживать полученную часть здания по ул.М.Рябининой д.26/26 в исправном состоянии. Риск случайной гибели лежит на ссудополучателе, если он мог предотвратить гибель полученной вещи или её повреждения, но предпочёл сохранить свою вещь. Таким образом, обеспечение пожарной безопасности здания возложено на ИОО РКК.
Сведения о попытках проведения противопожарных мероприятий ИОО РКК подтверждает, что Организация сознавала наличие норм и правил, регламентирующих установленный порядок противопожарной защиты, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Ряд требований, которые были устранены только после проведения проверки, не требовали для устранения существенных материальных вложений.
Устранение некоторых недостатков, выявленных в ходе проверки, не является основанием для освобождения от административной ответственности, но учитывается при назначении наказания.
Недостаток денежных средств у ИОО РКК учитывается при определении степени вины в совершении правонарушения. Но данные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения от административной ответственности, так как Организация знала о необходимости проведения противопожарных мероприятий задолго до проведения проверки, но не приняла достаточных мер для их проведения. Положения Устава Общероссийской общественной организации «Российский красный крест» (ст.4) предоставляет широкие возможности ИОО РКК для обеспечения своей деятельности.
Суд не может принять позицию ИОО РКК, что проведение противопожарных мероприятий должно быть профинансировано из бюджета Ивановской области или бюджета иного уровня. Действующие нормативные документы, в том числе Указ Президента РФ №1056 от 20.07.1996 года, Постановление Государственной думы № 999-II ГД от 27.12.1996 года, не содержат указаний о финансировании из бюджета подобных мероприятий.
Таким образом, факт совершения ИОО РКК административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.1 КоАП РФ, нашел подтверждение в судебном заседании.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, не имеется.
Оснований для освобождения ИОО РКК от административной ответственности, предусмотренных ст.ст.2.7-2.9 КоАП РФ, по делу не имеется.
Решая вопрос о назначении административного наказания за допущенное правонарушение, принимаю во внимание то обстоятельство, что эксплуатируемое здание имеет существенные недостатки в области соблюдения правил пожарной безопасности. Перечень нарушений указывает на необходимость применения такой меры наказания как административное приостановление деятельности.
Но, учитывая общественную значимость деятельности Организации, суд считает возможным ограничиться наказанием в виде штрафа. Неблагоприятные последствия от приостановления деятельности организации превышают возможные риски эксплуатации здания. При этом суд исходит из следующего: в здании нет постоянного присутствующих людей, так как штат сотрудников распущен, количество лиц в случае возможной эвакуации незначительно, здание стоит обособленно, не представляя реальной пожарной опасности иным зданиям, оставшаяся часть здания не эксплуатируется.
Это не освобождает ИОО РКК от обязанности устранить имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности. Мероприятия по устранению нарушений, влияющих на время обнаружения пожара, оповещение о нём и процесс безопасной эвакуации должны быть проведены в первую очередь.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.20.4 ч.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л :
Ивановское областное отделение Общероссийской общественной организации «Российский красный крест» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.1 КоАП РФ, подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Взысканный штраф перечислить:
Получатель - УФК по Ивановской области (Главное управление МЧС России по Ивановской области),
Расчетный счет получателя - 401 018 107 000 000 100 01,
БИК банка получателя - 042 406 001,
Наименование банка получателя – ГРКЦ ГУ Банка России по Ивановской области г.Иваново,
ИНН - 370 206 2557,
КПП - 370 201 001,
ОКАТО - 244 010 000 00,
Вид платежа – штрафы за нарушение ФЗ «О пожарной безопасности»
Код бюджетной классификации (КБК) - 17711627000010000140.
Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что при неуплате административного штрафа в течение 30 суток со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу оно подлежит привлечению к административной ответственности по ст.20.25 ч.1 КоАП РФ, влекущей наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.
Постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение 10 суток.
СудьяА.А. Иванов