ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ



Дело № 5-32

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Иваново14 апреля 2010 года

Судья Ленинского районного суда г.Иваново Иванов А.А.,

с участием защитника юридического лица ОГУ «Управление административными зданиями» Ш.,

представителя ОГПН г. Иваново К.,

рассмотрев материалы дела, представленные начальником ОГПН г.Иваново в отношении

ОГУ «Управление административными зданиями»

о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.1 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

По окончании 1 апреля 2009 года внеплановой проверки соблюдения норм и правил пожарной безопасности на территории, в здании, помещениях ОГУ «Управление административными зданиями», расположенного по адресу: г.Иваново пл.Революции, д.2/1, выявлены нарушения требований пожарной безопасности:

Действительная площадь этажа здания управления административными зданиями администрации Ивановской области в пределах пожарного отсека (2184,7м) превышает предельно-допустимую для здания III степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С1 в 800 м2 ; Основание; п. 3 ППБ 01-03, п. 1.22* СНиП 2.09.04 -87*;

При наличии двух лестничных клеток в здании и длине коридора 167 метров, расстояние по коридору от двери наиболее удаленного помещения до ближайшего выхода на лестничную клетку превышает предельно-допустимое для здания III степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С1 - 40 метров. Основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 1.19* табл. 3 СНиП 2.09.04 -87*;

Коридоры этажей здания (длинной 167 метров) не разделены противопожарными перегородками 2-го типа с соответствующим заполнением дверных проемов (противопожарные двери) на отсеки протяженностью не более 60 метров. Основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 6.26*, СНиП 21-01-97* п. 1.26 СНиП 2.09.04-87;

Выходы из подвального этажа сообщающиеся с первым этажом здания не ограждены противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре. Основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 7.23 СНиП 21-01-97*;

Периметр кровли здания не оборудован ограждением, выполненным в соответствии с ГОСТ 25772. Основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 8.11 СНиП 21-01-97*

Коридор подвального этажа эксплуатируется без естественного освещения и не оборудован системой дымоудаления. Основание: п. 3 ППБ 01-ОЗл. 1.27 СНиП 2.09.04-87*, п. 8.2. СНиП 41-01-2003

В результате установки металлического ограждения со стороны здания Администрации г.Иваново отсутствует круговой проезд. Основание: п. 23 ППБ 01-03

При парковки и стоянки автотранспорта со стороны пер.Аптечный и со стороны здания Администрации города Иваново невозможен свободный подъезд пожарной автотехники к пожарным гидрантам и установки пожарных автолестниц в случае возникновения пожара в здании; Основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 6.35 СНиП 2.07.01-89*;

В системе автоматической пожарной сигнализации допускается установка тепловых извещателей (кабинеты) что противоречит НПБ 110-03. а также помещения в здании не в полном объеме оборудованы автоматической пожарной сигнализации (кабинеты). Основание: п. 3 ППБ 01-03, НПБ 110-03 п.3 таблица 1 п.п.9;

Стены коридоров, лестничных клеток путей эвакуации отделаны горючим материалом (окрашены масляной краской) с неизвестными показателями пожарной опасности, а в качестве напольного покрытия применяется паркет с неизвестными показателями пожарной опасности. Основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 6.25 СНиП 21-01-97*;

На дверях помещений складов отсутствует информация, определяющая помещения по категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок. Основание: п. 33 ППБ 01-03;

Помещения мастерских, складских помещений расположенные в подвальном этаже здания, не разделены противопожарными преградами соответствующими заполнениями (противопожарными дверями) от помещений другого функционального значения, а именно от общего коридора, офисных помещений, кабинетов, магазина. Основание: п. 3 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* п. 5.14, п.7.5;

Конструкция пожарных шкафов для размещения в них пожарных кранов в здании не соответствует требованиям НПБ 151-2000 «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний». Основание: п.3, ППБ 01-03, НПБ 151-2000;

В здание в проходах и на лестницах, предназначенных для эвакуации людей при числе эвакуирующихся более 100 человек, отсутствует эвакуационное освещение. Основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 7.62 СНиП 23-05-95;

Коридоры этажей здания не отделены дверями с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнениями в притворах от лестничных клеток. Основание: п. 3 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* п. 6.18*;

На обводной линии противопожарного водопровода установленная механическая задвижка без электропривода в помещении элеваторного узла. Основание: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 2.04.01-85*п.11.7;

В судебном заседании законный защитник юридического лица ОГУ «Управление административными зданиями» Ш. пояснил, что с протоколом он согласен, нарушения требований противопожарной безопасности есть. Здание проверялось сотрудниками ОГПН в 2009 году, выносилось предписание, требования, указанные в нём, не выполнены. Причиной явилось резкое сокращение бюджетных расходов в связи с кризисными явлениями в стране. Из бюджета не были выделены деньги не только на проведение противопожарных мероприятий, но и на текущий ремонт здания. В 2010 году ситуация улучшилась. Из выделенных на здание денежных средств оплачен договор о ремонте и расширении зоны покрытия автоматической пожарной сигнализации. Из бюджета истребованы деньги на проведение иных противопожарных мероприятий. Часть мероприятий, не требующих больших затрат, будет выполнена своими силами. Учитывая, что полностью выполнить требования ОГПН без полной реконструкции здания невозможно, проводятся мероприятия по выведению из здания органов государственно власти для решения вопроса о дальнейшей судьбе здания. В настоящее время из здания выведен Департамент Архитектуры и строительства, планируется предоставление иного помещения для Департамента ЖКХ и Департамента образования. Здание имеет существенное значение для нормального функционирования органов исполнительной власти, а также для пополнения бюджета средствами от аренды помещений. В сложившихся условиях невозможно в короткие сроки вывести из здания все расположенные там учреждения и подготовить арендаторов, в том числе федерального значения, к расторжению договоров аренды. В связи с этим Ш. считает, что приостановление деятельности принесёт больше вреда, чем пользы. Также он отметил, что парковка со стороны Аптечного переулка расположена на территории, принадлежащей городу. Парковка со стороны Администрации города принадлежит Администрации города, ими же установлены металлические ограждения, препятствующие круговому проезду. ОГУ «Управление административными зданиями» не может самостоятельно решить данные вопросы, хотя принимало к этому меры.

Главный инженер ОГУ «Управление административными зданиями» Т. поддержал позицию Ш. и указал, что в рамках заключённого договора автоматической пожарной сигнализацией будет оборудован весь первый этаж. В дальнейшем будет проведена аналогичная работа на других этажах. Также в 2010 году запланирована замена пожарных ящиков, замена дверей в мастерских на противопожарные, указание категории взрывопожарной и пожарной опасности помещений, изготовление эвакуационного освещения, разделение коридоров противопожарными перегородками. Если из бюджета будет выделено достаточно денег, то будет проведён ремонт одного из коридоров с заменой горючих отделочных материалов на безопасные. В настоящее время объём выделяемых бюджетом средств неизвестен. Полная реконструкция здания невозможна до полного выселения из здания всех арендаторов.

Инспектор ОГПН К. в судебном заседании пояснил, что работы по исполнению предписания начаты организацией только в 2010 году. Основными причинами, по которым ОГПН г.Иваново считает необходимым применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, это нарушения требований, касающихся эвакуации людей в случае пожара. Это создаёт опасность для людей, несмотря на наличие пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре. Ему известно, что Администрации г.Иваново предъявляли требование о демонтаже металлических решёток, результаты ему неизвестны. Вопрос о том, кому принадлежит автостоянка в Аптечном переулке, в ходе проверки не выяснялся.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заслушав доводы защитника ОГУ «Управление административными зданиями», инспектора ОГПН, прихожу к следующим выводам:

В соответствии со ст.6 Федерального закона «О пожарной безопасности» должностные лица органов государственного пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право проводить обследование и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций… в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности.

Согласно ст.2.1 ч.2 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт нарушения требований правил противопожарной безопасности подтверждается материалами дела об административном правонарушении – предписанием №294 от 1.04.2009 года, актом № 305 проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 1.04.2010 года, протоколом №368 об административном правонарушении в области пожарной безопасности от 1 апреля 2009 года и фактически не оспаривается защитником ОГУ «Управление административными зданиями».

Учитывая, что в ОГУ «Управление административными зданиями» ранее проходили проверки соблюдения требований пожарной безопасности, прихожу к выводу, что ОГУ «Управление административными зданиями» сознавало о наличии норм и правил, регламентирующих установленный порядок противопожарной защиты, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Постановлением Ленинского районного суда г.Иваново от 8 апреля 2009 года ОГУ «Управление административными зданиями» уже признавался виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.1 КоАП РФ. Ни одно из нарушений, на которые указано в ходе предыдущей проверки, не устранено.

Оснований для освобождения ОГУ «Управление административными зданиями» от административной ответственности, предусмотренных ст.ст.2.7-2.9 КоАП РФ, по делу не имеется. Нарушение требований пожарной безопасности в данном здании не может быть признано малозначительным, так как ставит под угрозу жизнь и здоровье большого количества людей.

Конструктивные особенности здания, необходимость значительных капиталовложений для полного устранения нарушений правил пожарной безопасности при наличии бюджетного финансирования, учитывается при определении вины в совершении правонарушения. Однако, определённое количество выявленных нарушений для устранения не требуют существенных денежных вложений, на что ссылаются сами представители ОГУ «Управление административными зданиями». При этом судом учитывается также тот факт, что здание используется для получения прибыли от сдачи помещений в аренду, но мер к обеспечению безопасности арендаторов принимается явно недостаточно.

Таким образом, факт совершения ОГУ «Управление административными зданиями» административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.1 КоАП РФ, нашел подтверждение в судебном заседании, за исключением п. 7 и 8 перечня нарушений. В судебном заседании не установлено, что у ОГУ «Управление административными зданиями» имелась возможность соблюдения норм и правил, указанных в данных пунктах, но оно не приняло мер к их соблюдению.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не имеется.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, так как с момента вступления в силу постановления Ленинского районного суда г.Иваново от 8 апреля 2009 года и, соответственно со дня окончания исполнения данного постановления не прошёл один год.

Решая вопрос о назначении административного наказания за допущенное правонарушение, принимаю во внимание то обстоятельство, что эксплуатируемое здание, в котором выявлены нарушения пожарной безопасности, расположены учреждения исполнительной власти г.Иваново, в связи с чем, применение в отношении правонарушителя такой меры административного наказания, как административное приостановление деятельности, следует признать нецелесообразным, так как цель административного наказания – предупреждение новых правонарушений – достигнута не будет, все выявленные нарушения ОГУ «Управление административными зданиями» без реконструкции здания устранить не сможет. Принимая во внимание, что юридическим лицом в настоящее время ведутся работы для определения дальнейшей судьбы здания, считаю возможным ограничиться наказанием в виде штрафа. Учитывая, что в течении года ОГУ «Управление административными зданиями» не приняло никаких мер для устранения выявленных нарушений, суд считает необходимым назначить штраф в максимальном размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.20.4 ч.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л :

ОГУ «Управление административными зданиями» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.1 КоАП РФ, подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.

Взысканный штраф перечислить:

Получатель - УФК Минфина России по Ивановской области (Управление государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Ивановской области),

Расчетный счет получателя - 401 018 107 000 000 100 01,

БИК банка получателя - 042 406 001,

Наименование банка получателя – ГРКЦ ГУ Банка России по Ивановской области г.Иваново,

ИНН - 370 206 2557,

КПП - 370 201 001,

ОКАТО - 244 010 000 00,

Вид платежа – штрафы за нарушение ФЗ «О пожарной безопасности»

Код бюджетной классификации (КБК) - 17711627000010000140.

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что при неуплате административного штрафа в течение 30 суток со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу оно подлежит привлечению к административной ответственности по ст.20.25 ч.1 КоАП РФ, влекущей наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

Постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение 10 суток.

СудьяА.А. Иванов