Дело № 5-4/2011
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Иваново25 января 2011 года
Судья Ленинского районного суда г. Иваново Шахов А.В.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, Федяева С.Е.,
защитника Дрюпина М.А.,
представителя Ивановского ФИО1 О.А.,
рассмотрев материалы дела, об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3ст. 14.32. КоАП РФ, представленные руководителем Управления федеральной антимонопольной службы по Ивановской области в отношении
Федяева Сергея Евгеньевича, <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
Федяев С.Е. совершил нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в заключении Департаментом транспорта и телекоммуникаций Ивановской области (далее Департамент) в лице и.о. начальника Департамента Федяева С.Е. недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, при следующих обстоятельствах.
01 марта 2010 года на <адрес> Федяев С.Е., являясь и.о. начальника Департамента транспорта и телекоммуникаций Ивановской области, заключил от имени Департамента с ООО «Автотранссервис» договор № на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в пригородном и междугородном сообщении в Ивановской области по маршрутам №, № без проведения открытого конкурса, чем нарушил п. 6.1 Правил организации перевозок пассажиров и багажа в межмуниципальном и пригородном сообщении, утвержденных Постановлением Правительства Ивановской области от 08.08.2007 № 181-п (далее – Правила), и п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
В судебном заседании защитник Дрюпин М.А. пояснил, что в связи с прекращением ООО «Файтон» пассажирских перевозок на маршрутах №№ № возникла социальная проблема организации транспортного обслуживания. Руководство Администрации <адрес> обратилось в Департамент с просьбой не допустить срыва регулярности пассажирского сообщения, поэтому было принято решение 01.03.2010 заключить временный договор с ООО «Автотранссервис» руководителем которого является тоже лицо, что и ООО «Файтон». В договоре с ООО «Автотранссервис» имелось особое условие, о том, что договор действует до проведения открытого конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных перевозок. Заявлений в отношении Департамента на ограничение прав других хозяйствующих субъектов в ФИО1 <адрес> и другие контролирующие органы не поступало. Кроме того, в указанное время проводилась реорганизация Департамента в связи с чем до окончания реорганизации не имелось возможности провести открытый конкурс, т.к. необходимо было внести соответствующие изменения в конкурсную документацию, которая еще не была разработана. Считает, что и.о. начальника Департамента Федяев С.Е. при заключении указанного договора действовал в состоянии крайней необходимости, поскольку невозможно было устранить угрозу вредных последствий, связанную с доставкой пассажиров другим способом, чем нарушением определенных формальностей. Тем более, что причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный. При этом также отсутствовали нормативно-правовые документы, определяющие порядок действия должностного лица при возникновении угрозы нарушения регулярности пассажирских перевозок, а Федяев С.Е. действовал в интересах общества. Более того, правонарушение, совершенное Федяевым С.Е. является малозначительным, поскольку временный договор не затронул ни чьих интересов, заключен с субъектом, который уже работал на данном маршруте, поэтому нарушение охраняемых общественных отношений является несущественным. На основании изложенного просит освободить Федяева С.Е. от административной ответственности.
Представитель Ивановского ФИО1 О.А. пояснила, что договор с ООО «Файтон» расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, т.к. был заключен без проведения конкурса. За два месяца, прошедших до заключения нового договора Департаментом никаких действий по проведению конкурса не предпринималось. Реорганизация Департамента началась в мае 2010 года, т.е. после заключения договора. Исполняющий обязанности начальника Департамента Федяев С.Е. при заключении договора нарушил Закон Ивановской области № 93-ОЗ и Постановление Правительства Ивановской области № 181-п от 08.08.2007. Закон Ивановской области № 121-ОЗ не относится к рассматриваемому делу.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о доказанности вины Федяева С.Е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.32. КоАП РФ.
Частью 3 статьи 14.32. КоАП РФ установлена административная ответственность за заключение органом исполнительной власти субъекта РФ недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения.
Пунктом 4 статьи 16 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет соглашений между органами государственной власти субъектов и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 9 статьи 9 Закона Ивановской области от 29.12.2000 № 93-ОЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области» установлено, что организатор перевозок в соответствии со своей компетенцией допускает перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок на основе конкурсного отбора, за исключением случаев заключения временных договоров на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области на период проведения конкурсного отбора перевозчиков. Временные договоры заключаются в исключительных случаях: открытие маршрута в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области; изменения, расторжения или прекращения (в том числе досрочного) договоров на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области. Временные договоры действуют до дня, предшествующего дню начала исполнения обязательств перевозчиком в соответствии с условиями договора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области, заключенного по результатам соответствующего конкурсного отбора, но не более 7 месяцев. Порядок заключения временных договоров на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области устанавливается Правительством Ивановской области.
Согласно пункта 6.1 Постановления Правительства Ивановской области от 08.08.2007 № 181-п «Об утверждении Правил организации перевозок пассажиров и багажа в межмуниципальном и пригородном сообщении» пассажирские перевозки по пригородным и межмуниципальным маршрутам регулярного сообщения осуществляются в соответствии с договорами, заключенными между перевозчиками и уполномоченным Правительством Ивановской области органом по результатам открытого конкурса.
Факт заключения Федяевым С.Е. недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения не оспаривается и подтверждается следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным в соответствии с требованиями ст. 28.2. КоАП РФ;
- решением комиссии УФАС по Ивановской области от 17.09.2010, которым действия Департамента транспорта и телекоммуникаций <адрес> по заключению договора № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление перевозок пассажиров с ООО «Автотранссервис» без проведения открытого конкурса признаны незаконными;
- предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении допущенных Департаментом нарушений;
- распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о поручении Федяеву С.Е. исполнения обязанностей по вакантной должности начальника Департамента транспорта и телекоммуникаций Ивановской области;
- договором № от ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом транспорта и телекоммуникаций Ивановской области в лице и.о. начальника Департамента Федяева С.Е. и ООО «Автотранссервис» о перевозке пассажиров и багажа на межмуниципальных маршрутах №№№, заключенным на период подготовки к проведению открытого конкурса;
- письменным пояснением начальника Департамента ФИО4 от 12.07.2010 о причинах заключения временного договора с ООО «Автотранссервис» и принятых мерах по проведению открытого конкурса;
- пояснением директора ООО «Автотранссервис» ФИО5 от 11.08.2010 о заключении договора по перевозке пассажиров.
Анализируя, представленные доказательства в соответствии со ст. 26.11. КоАП РФ, суд пришел к выводу, что вина Федяева С.Е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.32. КоАП РФ установлена.
Довод защиты о том, что договор с перевозчиком был заключен временно, на период подготовки к проведению открытого конкурса нахожу несостоятельным. Указание в договоре о том, что он действует до проведения открытого конкурса на предоставление права осуществления пассажирских перевозок, не свидетельствует о том, что он является временным и заключен в соответствии с требованиями законодательства. В нарушение статьи 9 Закона Ивановской области от 29.12.2000 № 93-ОЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области» в договоре не указан исключительный случай, явившийся основанием для заключения временного договора, не указан семимесячный срок в течение которого может действовать временный договор. Кроме того, каких-либо доказательств о том, что Департамент в указанное время проводил действия для подготовки к конкурсу, суду не представлено. Таким образом договор от 01.03.2010 заключен в нарушение антимонопольного законодательства, поскольку проведен без проведения открытого конкурса в связи с чем ограничивает доступ на товарный рынок других хозяйствующих субъектов.
Утверждение защиты о том, что данный договор заключен с целью недопущения срыва регулярности пассажирских перевозок, суд находит необоснованным. Договор с ООО «Файтон» расторгнут 31.12.2009, а новый с ООО «Автотранссервис» заключен только 01.03.2010, т.е. спустя 2 месяца. Заключение договора с тем же руководителем, который ранее осуществлял перевозки на данном маршруте, без проведения открытого конкурса недопустимо в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, поэтому ссылка защитника на данное обстоятельство необоснованна.
Отсутствие заявления об ограничении прав других хозяйствующих субъектов не свидетельствует, что антимонопольное законодательство не нарушено.
Утверждение защиты о том, что на момент заключения временного договора проходила реорганизация Департамента в связи с чем не имелось возможности провести конкурс, суд находит несостоятельным, поскольку проведение реорганизационных мероприятий не освобождает от соблюдения требований законодательства.
Доводы защиты о том, что Федяев С.Е. действовал в состоянии крайней необходимости и совершенное им правонарушение является малозначительным считаю необоснованным. Заключение договора в нарушение федерального антимонопольного законодательства допущено исполняющим обязанности начальника Департамента Федяевым С.Е. по причине несвоевременной подготовки Департаментом конкурсной документации, что следует из представленных материалов, в частности пояснений защитника Дрюпина М.А. Указанное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии вины Федяева С.Е., как должностного лица органа государственной власти субъекта РФ, за заключение неправомерного соглашения, ограничившего доступ на товарный рынок пассажирских перевозок, другим хозяйствующим субъектам Ивановской области. В связи с чем суд не считает, что Федяев С.Е. при заключении договора действовал в состоянии крайней необходимости. Довод защитника Дрюпина М.А. о том, что временный договор не затронул ни чьих интересов, необоснован, поскольку на рынке перевозки пассажиров работает большое количество перевозчиков. Ограничение доступа на товарный рынок большого количества хозяйствующих субъектов нельзя признать малозначительным. Кроме того, согласно Федеральному Закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» нарушением признается также угроза конкурентным отношениям на товарном рынке, вне зависимости от наступления вредных последствий.
Таким образом, Федяев С.Е., являясь должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, заключил договор с перевозчиком ООО «Автотранссервис» без проведения открытого конкурса, в результате чего в нарушение закона «О защите конкуренции» был ограничен доступ на товарный рынок пассажирских перевозок другим хозяйствующим субъектам, действующим на данном рынке.
Суд квалифицирует действия Федяева С.Е. по ч. 3 ст. 14.32. КоАП РФ.
При назначении наказания Федяеву С.Е. суд учитывает обстоятельства дела, данные о личности правонарушителя.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность Федяева С.Е., судом не установлено.
На основании изложенного прихожу к выводу о том, что Федяеву С.Е. возможно назначить минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ постановление за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Административное нарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.32. КоАП РФ, совершено Федяевым С.Е. 01 марта 2010 года, т.е. срок привлечения его к административной ответственности не истек.
Руководствуясь ст.ст. 23.1., 29.9., 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л :
Признать Федяева Сергея Евгеньевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.32. КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.
Штраф в размере 20 000 рублей перечислить в <данные изъяты>
Разъяснить Федяеву С.Е., что при неуплате административного штрафа в течение 30 суток со дня вступления настоящего постановления в законную силу, он подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 20.25. ч. 1 КоАП РФ, влекущей наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, либо административный арест на срок до 15 суток.
Постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение 10 суток со дня вручения или получении копии постановления.
СудьяА.В. Шахов