5-1/11
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Иваново7 февраля 2011 года
Судья Ленинского районного суда г.Иваново Курносов П.Ю.,
с участием защитника Дрюпина М.А.
представителя УФАС по Ивановской области ФИО7
при секретаре Мокшиной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 14.32 КоАП РФ в отношении:
Логвиненко Юрия Константиновича <данные изъяты>
у с т а н о в и л :
26 апреля 2010 г. Департамент транспорта и телекоммуникаций Ивановской области в лице начальника Департамента Логвиненко Юрия Константиновича, и индивидуальный предприниматель ФИО2 по месту расположения Департамента: <адрес> заключили дополнительное соглашение № к договору№ от 01.10.2009 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в пригородном и междугородном сообщении в Ивановской области по маршруту № «г. Иваново, АВ – <адрес>, АС».
Данным дополнительным соглашением увеличивается количество транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки на указанном маршруте.
Пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предусматривает запрет на соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выходу из товарного рынка или устранению с него хозяйствующего субъекта.
Нарушение антимонопольного законодательства выразилось в заключении указанного договора без проведения открытого конкурса, в порядке ограничивающем другим хозяйствующим субъектам доступ на товарный рынок
ИП ФИО2 является хозяйствующим субъектом в понимании пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с Положением о Департаменте транспорта и телекоммуникаций <адрес>, утвержденным Указом Губернатора Ивановской области от 09.11.2009 г. №115-уг, (действовавшим на момент подписания дополнительного соглашения), Законом Ивановской области от 29.12.2000 №93-оз «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области» Департамент, как уполномоченный Правительством Ивановской области исполнительный орган государственной власти Ивановской области, организует транспортное обслуживание населения Ивановской области, в том числе, автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении, подготавливает и заключает договоры на транспортное обслуживание населения Ивановской области.
В соответствии с пунктом 6.1 Правил организации перевозок пассажиров и багажа в межмуниципальном и пригородном сообщении, которые утверждены постановлением Правительства Ивановской области от 8.08.2007 г. № 181-п, на основании Закона Ивановской области от 29.12.2000 г. N 93-ОЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области" пассажирские перевозки по пригородным и межмуниципальным маршрутам регулярного сообщения осуществляются в соответствии с договорами, заключенными между перевозчиками и уполномоченным Правительством Ивановской области органом по результатам открытого конкурса.
Таким образом, Департамент и ИП ФИО2, заключив соглашение (дополнительное соглашение № от 26.04.2010 к договору № от 01.10.2009) без проведения открытого конкурса, ограничили доступ на товарный рынок пассажирских перевозок (перевозки по маршруту № «г. Иваново, АВ – <адрес>, АС») другим хозяйствующим субъектам, действующим на данном рынке. При наличии возможности (при проведении открытого конкурса) каждый из хозяйствующих субъектов имел бы возможность принять участие в открытом конкурсе и претендовать на победу в нем. Однако, Департамент и ИП ФИО2, заключив дополнительное соглашение № от 26.04.2010 к договору № от 01.10.2009 г., лишили их такой возможности.
Следовательно, указанное дополнительное соглашение является соглашением между уполномоченным органом государственной власти и хозяйствующим субъектом, которое приводит к недопущению конкуренции при организации перевозок пассажиров на межмуниципальных маршрутах в пригородном и междугородном сообщении в Ивановской области.
Заключение договора без проведения открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по маршруту № «г. Иваново, АВ – <адрес>, АС является нарушением п. 4 ст. 16 Закона «О защите конкуренции» и недопустимо в соответствии с антимонопольным законодательством.
В соответствии с п. 6.4. Положения о Департаменте, Начальник Департамента несет ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и исполнение Департаментом своих полномочий. Дополнительное соглашение № от 26.04.2010 г. к договору № от 01.10.2009 г. от лица Департамента подписано Логвиненко Ю.К.
На основании изложенного, ответственность за совершенное Департаментом транспорта и телекоммуникаций Ивановской области правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ, возлагается на должностное лицо - начальника Департамента транспорта и телекоммуникаций Ивановской области Логвиненко Юрия Константиновича (на момент заключения дополнительного соглашения № от 26.04.2010 г. к договору № от 01.10.2009 г.).
Защитник Дрюпин М.А. в судебном заседании пояснил, что ИП ФИО2 обратилась в Департамент с заявлением о внесении дополнений в график работы автобусов по маршруту № сообщением <адрес> – <адрес> в связи с увеличением пассажиропотока. По вопросам увеличения транспортных средств на маршруте в Департамент обращались также граждане. Увеличение пассажиропотока связано с сезонным фактором- наступлением весенне-летнего периода. Договор был заключен до 1 сентября 2010 г. то есть до даты планируемого конкурса.
В Департаменте проводились мероприятия по переименованию его в Комитет, что требовало затрат времени. Только после регистрации переименования Комитет приобретал право на разработку конкурсной документации.
В сентябре 2010 г. право заключения договора было вынесено на конкурс.
Жалоб на ограничение конкуренции от предпринимателей не поступало.
Заключая договор, Логвиненко Ю.К. действовал в состоянии крайней необходимости, поскольку перспектива проведения какого-либо конкурса была не определена и могла растянуться на многие месяцы, что могло повлечь неблагоприятные последствия в сфере улучшения качества жизни и здоровья населения.
Правонарушение является малозначительным, поскольку временный договор не затронул ничьих интересов. Логвиненко Ю.К. действовал в интересах общества, социально незащищенного круга лиц. Причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный. Возникшая угроза не могла быть устранена иными средствами.
Законом Ивановской области № 121 ОЗ от 2.11.2010 г. было разрешено заключение временных договоров на период проведения конкурса. Однако в настоящее время положения указанного Закона о заключении временных договоров фактически не применяются, поскольку отсутствует утвержденный Правительством Ивановской области порядок заключения данных договоров. Предполагается, что подобные договора будут заключаться при условии информирования всего круга перевозчиков, которым будут обеспечен равный доступ к возможности их заключения в порядке, исключающим ограничение конкуренции.
Представитель УФАС Шапошникова О.А. возражала против доводов защитника, указав, что ИП ФИО2 обратилась в Департамент 31 марта 2010 г. Обращение граждан датировано 5 апреля 2010 г., не содержит расшифровки подписей и адресовано начальнику Департамента Логвиненко Ю.К., который был назначен на указанную должность только 22 апреля 2010 г. Конкурс на момент заключения договора и в период его действия не объявлялся. Начало приема заявок с 10 сентября 2010 г. При этом по итогам конкурса договор был заключен с другим перевозчиком. Действия Департамента по заключению договора без проведения конкурса были обжалованы ООО «Экспресс-авто», как нарушающие их права.
В судебном заседании были исследованы материалы дела об административном правонарушении, документы представленные защитником и представителем УФАС.
Согласно письменным пояснениям Логвиненко Ю.К. от 28.07.2010 г. в Департамент поступило обращение ТП ФИО2 с просьбой об увеличении количества транспортных средств на маршруте «Иваново-Тейково», в связи с чем 26 апреля 2010 г. было заключено дополнительное соглашение сроком до 1 сентября 2010 г.
В соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 24 февраля 2010 г. № 37-п «О департаменте транспорта и телекоммуникаций Ивановской области и создании управления по информатизации Ивановской области Департамент переименован в Комитет Ивановской области по транспорту. Проведение регистрационных действий препятствовало подготовке конкурсной документации. С 29 января 2010 г. Департаменом проводилась работа по внесению изменений и дополнений в Постановление Правительства Ивановской области № 173-п от 31.07.2007 г. «Об утверждении положения о порядке проведения открытого конкурса на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном регулярном сообщении на территории Ивановской области. ( л.д. 29-30).
В соответствии с письменными пояснениями Логвиненко Ю.К. от 3.11.2010 г. договор с ИП ФИО2 заключен в целях гарантированного обслуживания населения Ивановской области пассажирскими перевозками, что требовало срочного решения, невозможного при длительной процедуре конкурсного отбора. Заключение подобного договора предусмотрено ст. 9 Закона Ивановской области « О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области (л.д. 14-15).
Как следует из заявления директора ООО «Экспресс-авто», которое поступило в УФАС по Ивановской области 3 июня 2010 г. Департамент заключил договор с ИП ФИО2 на осуществление перевозок по дополнительным графикам по маршруту «Иваново-Тейково» без проведения конкурса и обеспечения для всех участников равных возможностей претендовать на заключение данного договора.
22 апреля 2010 г. распоряжением Губернатора Ивановской области № 174-ркЛогвиненко Ю.К. назначен на должность начальника Департамента транспорта и телекоммуникаций Ивановской области ( л.д. 19).
26.04.2010 г. Департамент транспорта и телекоммуникаций Ивановской области в лице начальника Департамента Логвиненко Юрия Константиновича, и индивидуальный предприниматель ФИО2 заключили дополнительное соглашение № к договору № от 01.10.2009 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в пригородном и междугородном сообщении в Ивановской области по маршруту № «г. Иваново, АВ – <адрес>, АС». (л.д. 25-28).
3 ноября 2010 г. должностным лицом УФАС по Ивановской области в отношении Логвиненко Ю.К. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 14.32 КоАП РФ, с которым Логвиненко Ю.К. выразил свое несогласие ( л.д. 16-18).
Решением Комиссии УФАС по Ивановской области от 26 августа 2010 г. действия Департамента транспорта и телекоммуникаций Ивановской области по заключению дополнительного соглашения № к договору № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в пригородном и междугородном сообщении в Ивановской области по маршруту №«г. Иваново, АВ – <адрес>, АС» без проведения открытого конкурса признаны незаконными, нарушающими требования п.4 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ( л.д. 1-3).
Согласно предписанию комиссии УФАС по Ивановской области Комитету Ивановской области по транспорту предписано расторгнуть дополнительное соглашение № от 26 апреля 2010 г. как противоречащее требованиям антимонопольного законодательства ( л.д. 4)
В соответствии с информацией Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области сведения о проведении открытого конкурса на маршрут № были опубликованы 9 сентября 2010 г. Дата начала и окончания приема заявок определены с 10 сентября 2010 г. по 11 октября 2010 г.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заслушав защитника, представителя УФАС по Ивановской области суд находит вину Логвиненко Ю.К. в совершенном административном правонарушении доказанной.
В соответствии п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В соответствии со ст. 9 Закона Ивановской области от 29 декабря 2000 г. № 93-ОЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области» организатор перевозок в соответствии со своей компетенцией допускает перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок на основе конкурсного отбора, за исключением случаев заключения временных договоров на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области на период проведения конкурсного отбора перевозчиков.
Порядок заключения временных договоров на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области устанавливается Правительством Ивановской области.
Судом установлено, что до настоящего времени порядок заключения временных договоров Правительством Ивановской области не установлен.
Положения Закона, устанавливающие возможность заключения временных договоров в соответствии с Законом Ивановской области от 08.12.2010 N 141-ОЗ вступили в силу со дня официального опубликования и распространяются на правоотношения, возникшие с 01.10.2010 г.
В соответствии с Законом Ивановской области от 29 декабря 2000 г. № 93-ОЗ в редакции Закона Ивановской области от 10.06.2008 N 51-ОЗ, действовавшего на момент заключения договора №, организатор перевозок допускает перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок на основе конкурсного отбора, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.
В соответствии со ст. 10 Закона от 29 декабря 2000 г. № 93-ОЗ перевозчик имеет право принимать участие в конкурсах на осуществление пассажирских перевозок.
Положения рассматриваемого Закона, допускающие возможность заключения временных договоров, не означают, что подобные договоры могут заключаться в порядке, ограничивающем конкуренцию, поскольку не предполагают право организатора перевозок на произвольное их заключение без предоставления участникам рынка равных возможностей претендовать на заключение договора.
В соответствии с Правилами организации перевозок пассажиров и багажа в межмуниципальном и пригородном сообщении, утвержденными постановлением Правительства Ивановской области от 08.08.2007 г. N 181-п, а именно п. 4.3.3. в случае поступления в адрес уполномоченного Правительством Ивановской области органа сообщений об увеличении пассажиропотока на маршруте регулярного сообщения вопрос об увеличении количества или вместимости транспортных средств на указанном маршруте решается в порядке, определенном п. 4.2 Правил, то есть в порядке предусмотренном для открытия нового маршрута.
Согласно п. 4.2.13. Правил на вновь открытый маршрут регулярного сообщения проводится открытый конкурс на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном регулярном сообщении на территории Ивановской области в порядке, установленном Правительством Ивановской области.
На момент заключения дополнительного соглашения порядок проведения открытого конкурса был регламентирован Положением о порядке проведения открытого конкурса на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном регулярном сообщении на территории Ивановской области утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 31.07.2007 г. N 173-п.
В соответствии с п. 1.3 и 1.4 данного Положения, конкурс проводится в целях удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, обеспечения безопасности оказания услуг по перевозке пассажиров, а также в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа. Конкурс проводится на равных условиях для всех перевозчиков, имеющих лицензию на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом, подвижной состав на праве собственности или в пользовании на ином праве, отвечающий по техническому состоянию установленным требованиям, и имеющих договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Суд не принимает во внимание доводы о соответствии действий Логвиненко Ю.К. по заключению временного договора с выбранным по собственному усмотрению перевозчиком целям обеспечения гарантированного обслуживания населения регулярными перевозками.
В рассматриваемом случае задачам обеспечения гарантированного обслуживания населения отвечает заключение договоров именно по итогам конкурса, поскольку позволяет выбрать перевозчика, предложившего наилучшие условия оказания услуг, имеющего необходимую материально-техническую базу, транспортные средства, соответствующие требованиям безопасности, что обеспечивало бы возможность бесперебойного осуществления перевозок и отвечало интересам общества.
Доводы защитника, о необходимости срочной организации пассажирских перевозок именно в целях обеспечения интересов населения, снятия социальной напряженности, невозможности это сделать при проведении открытого конкурса, занимающего длительную процедуру, суд находит неубедительными, поскольку заключение подобных договоров с единственным перевозчиком являлось фактически сложившейся практикой работы Департамента на протяжении длительного времени. В соответствии с инвентаризацией договоров с перевозчиками из 105 подобных договоров 101 заключены без проведения конкурса.
В соответствии с Положением о Департаменте транспорта и телекоммуникаций Ивановской области утвержденным Указом Губернатора Ивановской области от 09.11.2009N 115-уг, Департамент согласно п.п. 3.10.1-3.10.4. в пределах компетенции установленной законодательством: разрабатывает схему транспортной сети и утверждает реестр маршрутов регулярного сообщения; выбирает рациональную систему организации движения по соответствующей территории; открывает в установленном порядке новые маршруты, прекращает действие существующих маршрутов пригородного и межмуниципального сообщения; осуществляет обследование конкретных (предложенных) направлений движения автомобильных транспортных средств с целью определения необходимости в пассажирских перевозках по исследуемому направлению (путем мониторинга или обследования пассажиропотоков) в соответствии с поступившими обращениями предприятий, организаций, общественных организаций, заявлениями перевозчиков или по собственной инициативе; определяет количество и тип транспортных средств для обслуживания автомобильных маршрутов регулярных перевозок пригородного и межмуниципального сообщения.
В соответствии с п. 2.2. Положения, задачами Департамента являлось осуществление государственного регулирования, управления и контроля, направленные на обеспечение и развития сферы транспорта.
Таким образом, Департамент обладал достаточными полномочиями для обеспечения безопасного, эффективного и устойчивого функционирования транспорта в рамках предоставленных полномочий на основе действующей нормативно-правовой базы. Сезонное увеличение пассажиропотока не относится к факторам непреодолимой силы, является прогнозируемым, в связи с чем у Департамента не имелось никаких объективных препятствий, при надлежащем выполнении возложенных на него задач, по принятию своевременных мер к обеспечению гарантированного обслуживанию граждан пассажирскими перевозками в рамках действующего законодательства, то есть путем проведения открытого конкурса.
Решение организационных вопросов функционирования органов власти, в том числе и связанных с их реорганизацией, не приостанавливает необходимость выполнения возложенных на них задач и не может служить оправданием неисполнения действующего законодательства. В соответствии положениями ст. 58 ГК РФ, устанавливающими правопреемство юридических лиц, вступление в гражданские отношения Департамента не влекло изменения обязательств сторон при переименовании Департамента в Комитет по транспорту и не служило препятствием для подготовки конкурсной документации и проведению конкурса.
Судом установлено, что на момент заключения договора и в период его действия открытый конкурс не проводился, что не позволяет считать его заключенным на период проведения открытого конкурса. Данные обстоятельства подтверждаются информацией Департамента конкурсов и аукционов, а также не оспариваются защитникомДрюпиным М.А., в соответствии с пояснениями которого, перспектива проведения какого-либо конкурса на момент заключения договора была не определена и могла растянуться на многие месяцы.
Суд не усматривает в действиях руководителя Департамента Логвиненко Ю.К. крайней необходимости, поскольку вопросы, связанные с обеспечением надлежащей организации пассажирских перевозок входят в непосредственную компетенцию возглавляемого им Департамента, в полномочиях которого имелись механизмы избежать возникновения угрозы, связанной с неполноценным транспортным сообщением иными способами, не связанными с нарушениями законодательства.
В соответствии с ч.2 ст. 1 Федерального закона от 26 июля 2007 г. № 135-ФЗ О защите конкуренции» целями данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Общественные отношения в указанной сфере являются значимыми.
Действиями Логвиненко Ю.К., как руководителя Департамента, были нарушены права хозяйствующих субъектов, которые не были проинформированы в установленном законом порядке об открытии маршрута, были лишены права претендовать на заключение договора, их доступ на товарный рынок был исключен. Логвиненко Ю.К. как руководитель Департамента был обязан руководствоваться в своей деятельности действующим законодательством, в связи с чем его роль в совершении данного административного правонарушения не может быть преуменьшена.
Обсуждая вопрос о мере административного наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Сведений о привлечении Логвиненко Ю.К. ранее к административной ответственности в материалах дела не имеется.
Обстоятельств смягчающих и отягчающих наказание суд не усматривает.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что достижение целей административного наказания может быть достигнуто при назначении Логвиненко Ю.К. наказания в виде штрафа в минимальном размере
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14.32 ч.3, 25.1, 29.10, 30.-30.3 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л :
Логвиненко Юрия Константиновича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.32 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Штраф в размере 20 000 (двадцать тысяч ) перечислить в УФК по <данные изъяты>
Настоящее постановление может быть обжаловано и опротестовано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г.Иваново в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья:П.Ю.Курносов