5-3/11
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Иваново4 февраля 2011 года
Судья Ленинского районного суда г.Иваново Курносов П.Ю.,
с участием защитника Дрюпина М.А.,
представителя УФАС по Ивановской области ФИО6,
при секретаре Мокшиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 14.32 КоАП РФ в отношении:
Логвиненко Юрия Константиновича 2 июня 1957 года рождения, уроженца г. Ростов-на-Дону, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу : г.Москва, ул. Академика Королева, д.5, кв. 64,
у с т а н о в и л :
15 мая 2010 года Департамент транспорта и телекоммуникаций Ивановской области в лице начальника Департамента Логвиненко Юрия Константиновича, и ООО «Трансавто» по месту нахождения Департамента по адресу: <адрес> заключили договор № на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в пригородном и междугородном сообщении в Ивановской области по маршруту № «г. Иваново –д. Конохово».
Пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предусматривает запрет на соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выходу из товарного рынка или устранению с него хозяйствующего субъекта.
Нарушение антимонопольного законодательства выразилось в заключении указанного договора без проведения открытого конкурса, в порядке ограничивающем другим хозяйствующим субъектам доступ на товарный рынок
ООО «Трансавто» является хозяйствующим субъектом в понимании пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с Положением о Департаменте транспорта и телекоммуникаций Ивановской области, утвержденным Указом Губернатора Ивановской области от 09.11.2009 г. №115-уг, (действовавшим на момент подписания договора № от 15.05.2010 г.), Законом Ивановской области от 29.12.2000 г. №93-оз «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области» Департамент, как уполномоченный Правительством Ивановской области исполнительный орган государственной власти, организует транспортное обслуживание населения Ивановской области, в том числе, автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении, подготавливает и заключает договоры на транспортное обслуживание населения Ивановской области.
В соответствии с пунктом 6.1 Правил организации перевозок пассажиров и багажа в межмуниципальном и пригородном сообщении, которые утверждены постановлением Правительства Ивановской области от 8.08.2007 г. №-п, на основании Закона Ивановской области от 29.12.2000 г. N 93-ОЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области", пассажирские перевозки по пригородным и межмуниципальным маршрутам регулярного сообщения осуществляются в соответствии с договорами, заключенными между перевозчиками и уполномоченным Правительством Ивановской области органом по результатам открытого конкурса.
Таким образом, Департамент и ООО «Трансавто», заключив соглашение (договор перевозки №) без проведения открытого конкурса, ограничили доступ на товарный рынок пассажирских перевозок (перевозки по маршруту № «г. Иваново – д. Конохово») другим хозяйствующим субъектам. При наличии возможности (при проведении открытого конкурса) каждый из хозяйствующих субъектов имел бы возможность принять участие в открытом конкурсе и претендовать на победу в нем. Однако, Департамент и ООО «Трансавто», заключив договор № от 15.05.2010, лишили их такой возможности.
Следовательно, договор № от 15.05.2010 является соглашением между уполномоченным органом государственной власти и хозяйствующим субъектом, которое приводит к недопущению конкуренции при организации перевозок пассажиров на межмуниципальных маршрутах в пригородном и междугородном сообщении в Ивановской области.
Заключение указанного договора без проведения открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок является нарушением п. 4 ст. 16 Закона «О защите конкуренции» и недопустимо в соответствии с антимонопольным законодательством.
В соответствии с п. 6.4. Положения о Департаменте, Начальник Департамента несет ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и исполнение Департаментом своих полномочий. Договор № от 15.05.2010 от лица Департамента подписан Логвиненко Ю.К.
На основании изложенного, ответственность за совершенное Департаментом транспорта и телекоммуникаций Ивановской области правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ, возлагается на должностное лицо - начальника Департамента транспорта и телекоммуникаций Ивановской области Логвиненко Юрия Константиновича (на момент заключения договора № от 15.05.2010).
Защитник Дрюпин М.А. в судебном заседании пояснил, что маршрут № сообщением <адрес> – д. Конохово был заключен по многочисленным обращениям жителей Ивановского района по поводу отсутствия транспортного сообщения. По причине нерентабельности маршрута, перевозчиков, желающих на нем работать не было, в связи с чем, при проведении конкурсного отбора данный маршрут был включен в лот вместе с рентабельными маршрутами. До этого маршрут не функционировал около 10 лет. Вопросы о выделении дотаций из бюджета для функционирования данного маршрута Департаментом не инициировались. При решении вопроса о заключении договора с перевозчиками связывались по телефону, но только с крупными. Иным образом, в том числе через средства массовой информации не извещали.
В Департаменте проводились мероприятия по переименованию его в Комитет, что требовало затрат времени. Только после регистрации переименования Комитет приобретал право на разработку конкурсной документации.
В июле 2010 г. рассматриваемый договор с ООО «Трансавто» был расторгнут. При этом перевозок по маршруту с момента заключения договора не осуществлялось.
Жалоб на ограничение конкуренции от предпринимателей не поступало.
Заключая договор с ООО «Трансавто» Логвиненко Ю.К. действовал в состоянии крайней необходимости поскольку процедура, связанная с переименованием общества, проведением конкурса требовала значительных временных затрат, что могло повлечь неблагоприятные последствия связанные с невозможностью жителей попасть на работу, к месту учебы, в больницу.
Правонарушение является малозначительным, поскольку временный договор не затронул ничьих интересов. Логвиненко действовал в интересах общества, социально незащищенного круга лиц. Причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный. Возникшая угроза не могла быть устранена иными средствами.
Представитель УФАС Шапошникова О.А. возражала против доводов защитника, указав, что сведения о нерентабельности маршрута и отсутствии перевозчиков, желающих на нем работать, ничем не подтверждены. Исследования пассажиропотока не проводились. Маршрут проходит по <адрес>, через Ленинский путь и далее за город, где находятся садоводческие товарищества, жители ездят отдыхать, что указывает на востребованность маршрута.
В судебном заседании были исследованы материалы дела об административном правонарушении, документы представленные защитником и представителем УФАС.
Согласно письменным пояснениям Логвиненко Ю.К. от 12.07.2010 г. в Департамент поступило заявление с просьбой о разрешении транспортного обслуживания населения, проживающего в ряде населенных пунктов Ивановского района. Было решено предложить заключить временный договор с одним из перевозчиков, работающих по маршрутам №, №К, №, на работу по маршруту № сообщением « <адрес>-д.Конохово». В результате был заключен договор с ООО «Трансавто». С момента заключения договора данное предприятие пассажирских перевозок по маршруту не осуществляло. В соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 24 февраля 2010 г. № 37-п «О Департаменте транспорта и телекоммуникаций Ивановской области и создании управления по информатизации Ивановской области Департамент переименован в Комитет Ивановской области по транспорту. Проведение регистрационных действий препятствовало подготовке конкурсной документации. С 29 января 2010 г. Департаментом проводилась работа по внесению изменений и дополнений в Постановление Правительства Ивановской области № 173-п от 31.07.2007 г. «Об утверждении положения о порядке проведения открытого конкурса на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном регулярном сообщении на территории Ивановской области. ( л.д. 26-27).
В соответствии с письменными пояснениями Логвиненко Ю.К. от 3.11.2010 г. договор с ООО «Трансавто» заключен в целях гарантированного обслуживания населения Ивановской области пассажирскими перевозками, что требовало срочного решения, невозможного при длительной процедуре конкурсного отбора. Заключение подобного договора предусмотрено ст. 9 Закона Ивановской области « О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области (л.д. 12-13).
22 апреля 2010 г. распоряжением Губернатора Ивановской области № 174-рк от 22 апреля 2010 г. Логвиненко Ю.К. назначен на должность начальника Департамента транспорта и телекоммуникаций Ивановской области ( л.д. 19)
15 мая 2010 г. Департамент транспорта и телекоммуникаций Ивановской области в лице начальника Департамента Логвиненко Юрия Константиновича, и ООО «Трансавто» заключил договор № на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в пригородном и междугородном сообщении в Ивановской области по маршруту № «г. Иваново – д. Конохово». В соответствии с п 6.1 Договора он действует до проведения открытого конкурса. 6 июля 2010 г. Договор расторгнут в соответствии с предписанием УФАС по Ивановской области.( л.д. 22-26).
3 ноября 2010 г. должностным лицом УФАС по Ивановской области в отношении Логвиненко Ю.К. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 14.32 КоАП РФ, с которым Логвиненко Ю.К. выразил свое несогласие ( л.д. 14-15).
Решением Комиссии УФАС по Ивановской области от 21 июля 2010 г. действия Департамента транспорта и телекоммуникаций Ивановской области по заключению договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в пригородном и междугородном сообщении в Ивановской области по маршруту № «г. Иваново – д. Конохово» без проведения открытого конкурса признаны незаконными, нарушающими требования п.4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ( л.д. 1-3)
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса по лоту №, в который включен маршрут № сообщением «д<данные изъяты> <адрес>» дата начала приема заявок определена с 23 августа 2010 г.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заслушав защитника, представителя УФАС по <адрес> суд находит вину Логвиненко Ю.К. в совершенном административном правонарушении доказанной.
В соответствии п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В соответствии со ст. 9 Закона Ивановской области от 29 декабря 2000 г. № 93-ОЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области» организатор перевозок в соответствии со своей компетенцией допускает перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок на основе конкурсного отбора, за исключением случаев заключения временных договоров на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории <адрес> на период проведения конкурсного отбора перевозчиков.
Порядок заключения временных договоров на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области устанавливается Правительством Ивановской области.
Судом установлено, что до настоящего времени порядок заключения временных договоров Правительством Ивановской области не установлен.
Положения Закона, устанавливающие возможность заключения временных договоров в соответствии с Законом Ивановской области от 08.12.2010 N 141-ОЗ вступили в силу со дня официального опубликования и распространяются на правоотношения, возникшие с 01.10.2010 г.
В соответствии с Законом Ивановской области от 29 декабря 2000 г. № 93-ОЗ в редакции Закона Ивановской области от 10.06.2008 N 51-ОЗ, действовавшего на момент заключения договора №, организатор перевозок допускает перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок на основе конкурсного отбора, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.
В соответствии со ст. 10 Закона от 29 декабря 2000 г. № 93-ОЗ перевозчик имеет право принимать участие в конкурсах на осуществление пассажирских перевозок.
Положения рассматриваемого Закона, допускающие возможность заключения временных договоров, не означают, что подобные договоры могут заключаться в порядке, ограничивающем конкуренцию, поскольку не предполагают право организатора перевозок на произвольное их заключение без предоставления участникам рынка равных возможностей претендовать на заключение договора.
Согласно п. 4.2.13. Правил организации перевозок пассажиров и багажа в межмуниципальном и пригородном сообщении, утвержденными постановлением Правительства Ивановской области от 08.08.2007 N 181-п на вновь открытый маршрут регулярного сообщения проводится открытый конкурс на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном регулярном сообщении на территории Ивановской области в порядке, установленном Правительством Ивановской области.
На момент заключения договора порядок проведения открытого конкурса был регламентирован Положением о порядке проведения открытого конкурса на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном регулярном сообщении на территории Ивановской области утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 31.07.2007N 173-п.
В соответствии с п.п. 1.3 и 1.4 данного Положения, конкурс проводится в целях удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, обеспечения безопасности оказания услуг по перевозке пассажиров, а также в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа. Конкурс проводится на равных условиях для всех перевозчиков, имеющих лицензию на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом, подвижной состав на праве собственности или в пользовании на ином праве, отвечающий по техническому состоянию установленным требованиям, и имеющих договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Суд не принимает во внимание доводы о соответствии действий Логвиненко Ю.К. целям обеспечения гарантированного обслуживания населения регулярными перевозками. В рассматриваемом случае задачам обеспечения гарантированного обслуживания населения отвечает заключение договоров именно по итогам конкурса, поскольку это позволяет выбрать перевозчика, предложившего наилучшие условия оказания услуг, имеющего соответствующую материально-техническую базу, что обеспечивало бы возможность бесперебойного осуществления перевозок и отвечало бы интересам общества. Заключение Департаментом по своему собственному усмотрению договора с ООО «Трансавто» без проведения конкурсного отбора привело к тому, что договор был заключен с перевозчиком, который фактически не имел возможности организовать перевозки из-за неисправности транспортных средств. При этом каких-либо мер к перевозчику, не исполняющему условия договора, Департаментом не принималось, перевозки так и не были организованы, что противоречит доводам защитника о приоритетности интересов населения.
Доводы защитника, о необходимости срочной организации пассажирских перевозок именно в целях обеспечения интересов населения, снятия социальной напряженности, невозможности это сделать при проведении открытого конкурса, занимающего длительную процедуру, суд находит неубедительными, поскольку заключение подобных договоров с единственным перевозчиком являлось фактически сложившейся практикой работы Департамента на протяжении длительного времени. В соответствии с инвентаризацией договоров с перевозчиками из 105 подобных договоров 101 заключены без проведения конкурса.
В соответствии с Положением о Департаменте транспорта и телекоммуникаций Ивановской области утвержденным Указом Губернатора Ивановской области от 09.11.2009 N 115-уг, Департамент согласно п.п. 3.10.1-3.10.4. в пределах компетенции установленной законодательством: разрабатывает схему транспортной сети и утверждает реестр маршрутов регулярного сообщения; выбирает рациональную систему организации движения по соответствующей территории; открывает в установленном порядке новые маршруты, прекращает действие существующих маршрутов пригородного и межмуниципального сообщения; осуществляет обследование конкретных (предложенных) направлений движения автомобильных транспортных средств с целью определения необходимости в пассажирских перевозках по исследуемому направлению (путем мониторинга или обследования пассажиропотоков) в соответствии с поступившими обращениями предприятий, организаций, общественных организаций, заявлениями перевозчиков или по собственной инициативе; определяет количество и тип транспортных средств для обслуживания автомобильных маршрутов регулярных перевозок пригородного и межмуниципального сообщения.
Согласно п. 3.10.11. Положения, Департамент обеспечивает контроль исполнения перевозчиками законов, правил, стандартов, нормативов и принятых договорных обязательств, регулярности движения транспортных средств,
В соответствии с п. 2.2. Положения, задачами Департамента является осуществление государственного регулирования, управления и контроля, направленные на обеспечение и развития сферы транспорта.
Таким образом, Департамент обладал достаточными полномочиями для обеспечения безопасного, эффективного и устойчивого функционирования транспорта в рамках предоставленных полномочий на основе действующей нормативно-правовой базы. У Департамента не имелось никаких объективных препятствий, по принятию необходимых организационных мер и обеспечению гарантированного обслуживания граждан пассажирскими перевозками в рамках действующего законодательства, то есть путем проведения открытого конкурса.
Решение организационных вопросов функционирования органов власти, в том числе и связанных с их реорганизацией, не приостанавливает необходимость выполнения возложенных на них задач и не может служить оправданием неисполнения действующего законодательства. В соответствии положениями ст. 58 ГК РФ, устанавливающими правопреемство юридических лиц, вступление в гражданские отношения Департамента не влекло изменения обязательств сторон при переименовании Департамента в Комитет по транспорту и не служило препятствием для подготовки конкурсной документации и проведению конкурса.
Судом установлено, что на момент заключения договора и в период его действия открытый конкурс не проводился, что не позволяет считать его заключенным на период проведения открытого конкурса. Данные обстоятельства подтверждаются информацией Департамента конкурсов и аукционов, а также не оспариваются защитником Дрюпиным М.А., в соответствии с пояснениями которого, перспектива проведения какого-либо конкурса на момент заключения договора была не определена и могла растянуться на многие месяцы.
Суд не усматривает в действиях руководителя Департамента Логвиненко Ю.К. крайней необходимости, поскольку вопросы, связанные с обеспечением надлежащей организации пассажирских перевозок входят в непосредственную компетенцию возглавляемого им Департамента, в полномочиях которого имелись механизмы избежать возникновения угрозы, связанной с отсутствием транспортного сообщения иными способами, не связанными с нарушениями законодательства. Из поясненияДрюпина М.А. следует, что указанный маршрут не функционировал около 10 лет, однако каких-либо мер Департаментом к своевременному возобновлению данного маршрута не принималось, исследование пассажиропотока не проводилось, при заявлении о нерентабельности маршрута, вопросы, связанные с выделением дотаций из бюджета не инициировались.
В соответствии с ч.2 ст. 1 Федерального закона от 26 июля 2007 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» целями данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Общественные отношения в указанной сфере являются значимыми.
Действиями Логвиненко Ю.К., как руководителя Департамента, были нарушены права хозяйствующих субъектов, которые не были проинформированы в установленном законом порядке об открытии маршрута, были лишены права претендовать на заключение договора, их доступ на товарный рынок был исключен. Отсутствие обращений от перевозчиков об ущемлении их прав не означает отсутствия вреда охраняемым Законам общественным отношениям в рассматриваемой сфере. Логвиненко Ю.К., как руководитель Департамента, был обязан руководствоваться в своей деятельности действующим законодательством, в связи с чем его роль в совершении данного административного правонарушения не может быть преуменьшена.
Действия Логвиненко Ю.К. правильно квалифицированы по ч.3 ст. 14.32 КоАП РФ, поскольку он как руководитель Департамента транспорта и телекоммуникаций Ивановской области то есть органа исполнительной власти субъекта РФ, заключил недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашение.
Заключая договор № от 15 мая 2010 г. с выбранным по собственному усмотрению перевозчиком, Логвиненко Ю.К., как руководитель Департамента, не обеспечил в установленном законом порядке информирование всего круга возможных претендентов на заключение договора, не предоставил участникам рынка равные возможности претендовать на его заключение, ограничил тем самым доступ на товарный рынок остальным хозяйствующим субъектам.
Обсуждая вопрос о мере административного наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Сведений о привлечении Логвиненко Ю.К. ранее к административной ответственности в материалах дела не имеется.
Обстоятельств смягчающих и отягчающих наказание суд не усматривает.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что достижение целей административного наказания может быть достигнуто при назначении Логвиненко Ю.К. наказания в виде штрафа в минимальном размере
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14.32 ч.3, 25.1, 29.10, 30.-30.3 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л :
Логвиненко Юрия Константиновича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.32 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Штраф в размере 20 000 (двадцать тысяч ) перечислить в УФК по <данные изъяты>
Настоящее постановление может быть обжаловано и опротестовано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г.Иваново в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья:П.Ю. Курносов