ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ



Дело № 5-15

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Иваново31 января 2011 года

Судья Ленинского районного суда г.Иваново Иванов А.А.,

с участием защитника юридического лица - ОАО «ГУОЖХ №7» - Цымбалюк Ю.А.,

рассмотрев материалы дела, представленные заместителем начальника ОНД г.о.Иваново ГУ МЧС России по Ивановской области в отношении

ОАО «Городская управляющая организация жилищного хозяйства №7 («ГУОЖХ №7»)

о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.1 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

По результатам расследования административного дела по факту нарушения норм и правил пожарной безопасности на территории домовладения, расположенного по адресу: <адрес> выявлены нарушения требований пожарной безопасности:

Временная постройка 4 степени огнестойкости пристроена вплотную к жилому многоквартирному дому 2 степени огнестойкости. Основание: п.3 ППБ 01-03, п.1 прилож.1 СНиП 2.07.01-89*;

В судебном заседании защитник ОАО «ГУОЖХ №7» Цымбалюк Ю.А. пояснила, что с протоколом она не согласна.

Согласно ч.1 ст.38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании жильцов <адрес> было принято решение о выборе в качестве управляющей организации Муниципальное предприятие жилищного хозяйства г. Иваново. На основании Распоряжения Администрации г. Иваново №3-р от 15.01.2010 г. Муниципальное предприятие жилищного хозяйства г.Иваново было реорганизовано путем преобразования в ОАО «Городская управляющая организация жилищного хозяйства №7». С каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. В соответствии с п.2.1.2. действующего договора управляющая организация обязана обеспечивать выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Состав общего имущества многоквартирного дома, предназначенного для обслуживания, определен в Приложении №1. Хозяйственные постройки из этого имущества исключены. Перечень работ и услуг, которые должна выполнить организация, указаны в Приложении №2 к Договору. ОАО «ГУО ЖХ №7» услуги по содержанию и ремонту хозяйственных построек, расположенных во дворе <адрес> не оказывает, плату с собственников за обслуживание данных объектов не взимает, следовательно, правовые основания наступления ответственности за пристройку хозяйственных построек вплотную к стене дома у организации отсутствуют.

Хозяйственные постройки отражены в техническом паспорте жилого <адрес>я <адрес>, были построены до осуществления функций управления ОАО «ГУО ЖХ №7». Данные хозяйственные постройки ОАО «ГУО ЖХ №7» не возводило, не пристраивало их к стене дома. Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома данными функциями управляющая организация не наделена. Постройки используются конкретными гражданами для своих собственных нужд. Ответственность за их месторасположение и соответствие данных объектов требованиям технических регламентов, стандартов, норм пожарной безопасности должны нести собственники данных построек либо лица, владеющие, пользующиеся, распоряжающиеся данным имуществом.

В договорах управления домом №13 по <адрес>, заключенных с собственниками помещений многоквартирного дома стороны урегулировали вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности. В соответствии с п.2.2.3, 4.3 Договора собственники помещений обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, правила пользования жилыми помещениями и другие требования действующего законодательства РФ, а также нести ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Инспектор ОГПН М. в судебном заседании пояснил, что сведений о наличии конкретных собственников хозяйственных построек, пристроенных к дому, в ходе административного расследования получено не было. Постройки внесены в паспорт жилого дома, являются общей собственностью собственников многоквартирного дома. Так как собственники выбрали в качестве способа управления заключение договора с управляющей кампанией, то данная организация должна нести ответственность за расположенные на придомовой территории временные сооружения, к которым относятся хозяйственные постройки. Постройки находятся в неудовлетворительном состоянии и являются пожароопасными. Ранее имели место факты возгорания сараев.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заслушав доводы защитника «ГУОЖХ №7», инспектора ОГПН, прихожу к следующим выводам:

В соответствии со ст.6 Федерального закона «О пожарной безопасности» должностные лица органов государственного пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право проводить обследование и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций… в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности.

Проверка назначена и проведена в соответствии с нормами и правилами, установленными для органов, осуществляющих государственный надзор.

Согласно ст.2.1 ч.2 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт нарушения требований правил противопожарной безопасности подтверждается материалами дела об административном правонарушении:

- объяснение Ф., что во дворе <адрес> находятся ветхие сараи, примыкающие к торцу дома, эксплуатация которых создаёт пожароопасную обстановку;

- технический паспорт строения, согласно которому к торцу дома пристроены сараи;

- протокол осмотра места происшествия, подтверждающий наличие хозяйственной пристройки к жилому многоквартирному дому;

- сведения ФГУП «Ростехинвентаризация», что сарай пристроен к дому до 1982 года. Разрешительная документация на строительство данных служебных строений отсутствует;

- сведения Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Иваново, об отсутствии разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объекта «хозяйственная постройка».

- заключение экспертов №122/10 от 26.11.2010 года, согласно которому класс конструктивной пожарной опасности хозяйственной постройки является С3, степень огнестойкости не превышает IV. Жилой дом, к которому пристроенная данная временная постройка, имеет С2 класс конструктивной пожарной опасности со степенью огнестойкости не больше II.

В протоколе обоснованно указано, что нахождение хозяйственной постройки IV степени огнестойкости не допускается ближе 10 метров от дома со II степенью огнестойкости, что предусмотрено п.3 ППБ 01-03, п.1 прилож.1 СНиП 2.07.01-89*. Утверждение защиты, что данные нормы распространяются только на расстояния между жилыми зданиями и вспомогательными зданиями промышленных предприятий, противоречат тексту указанного приложения.

Защитник ОАО «ГУОЖХ №7» фактически не оспаривает, что пристроенные к жилому дому деревянные сараи создают риск возникновения пожара, но указывает, что ответственность за пожарную безопасность данных сараев их организация не несет.

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

В соответствии со ст.16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности, в частности земельный участок, на котором расположен данный дом, и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Согласно информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, хозяйственная постройка, пристроенная к торцу <адрес> расположена на земельном участке, относящемся к данному дому.

Таким образом, представленные материалы, исходя из действующего законодательства, указывают, что хозяйственная постройка, пристроенная к торцу <адрес> является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со ст.44 Жилищного кодекса РФ вопросы содержания того или иного имущества, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме, в том числе ремонт и реконструкция общего имущества или обеспечение его надлежащей эксплуатации, решаются только собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании. Также собственники могут выбрать способ управления многоквартирным домом, заключив договор с управляющей кампанией, передав ей управление общим имуществом.

В соответствии с частью 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: состав общего имущества в многоквартирном доме, в отношении которого будет осуществляться управление; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме

Согласно представленным договорам ОАО «ГУОЖХ №7» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу <адрес>. Состав общего имущества многоквартирного дома, предназначенного для обслуживания, определен в Приложении №1 к договору. Хозяйственные постройки из этого имущества исключены. Перечень работ по содержанию общего имущества не содержит мероприятий по устранению имеющихся нарушений правил пожарной безопасности, связанных с наличием хозяйственных построек, пристроенных к дому.

Бездействие управляющей организации при наличии нарушений правил пожарной безопасности при эксплуатации общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме может быть признано незаконным, если из договора с управляющей организацией следует обязанность выполнить соответствующие действия.

Учитывая, что хозяйственная постройка, пристроенная к торцу <адрес>, не передана под управление ОАО «ГУОЖХ №7», надлежащее содержание данного общего имущества, в том числе соблюдение норм противопожарной безопасности, должно обеспечиваться собственниками помещений многоквартирного дома.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела не получено доказательств наличия в действиях ОАО «ГУОЖХ №7» при управлении общим имуществом <адрес> состава административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.20.4 ч.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л :

Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «ГУОЖХ №7» по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ на основании ст.24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение 10 суток.

СудьяА.А. Иванов