Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2010 года Ленинский районный суд города Иркутска в составе председательствующего судьи Батаен М.В., при секретаре Ищенко Е.А., с участием истца Гладких С.А., представителя ответчика администрации г. Иркутска Высоцких Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1022/10 по иску Гладких С.А., в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Гладких А.С., Гладких Т.С. к администрации г. Иркутска об установлении принадлежности правоустанавливающего документа, признании права пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленных исковых требований истец Гладких С.А. указал, что *** ноября 1994 г. на его имя АО «***» был выдан ордер б/н на право занятия жилой площади в общежитии по адресу г. Иркутск, ул. ***, ***-***. В состав семьи была включена жена Г***Н.Ю., но их брак не был зарегистрирован официально и она являлась его гражданской женой, ее фамилия была А***Н.Ю. В ордер она ошибочно была внесена как Г***Н.Ю. От совместного брака у них родились дети: сын А ***г.р. и дочь Т, ***г.р., где их матерью указана А***Н.Ю. ***.10.2003 г. А*** Н.Ю. умерла. В настоящее время адрес квартиры: г. Иркутск, ул. ***, д. ***, кв. ***, комната № ***. В данной квартире он проживает и зарегистрирован с детьми, оплачивает все расходы по квартплате и коммунальным услугам, производит ремонт, следит за техническим состоянием квартиры. Им было подано заявление в администрацию г. Иркутска о передаче комнаты *** квартиры *** дома *** по адресу г. Иркутск, ул. *** в долевую собственность. Однако, при рассмотрении предоставленных документов на приватизацию, ему было отказано, так как не предоставлен соответствующий правоустанавливающий документ на жилое помещение.
Просит установить принадлежность правоустанавливающего документа - ордера от ***.11.1994 г. на жилое помещение по адресу г. Иркутск, ул. ***, д. ***, комната № *** А***Н.Ю. умершей ***.10.2003 г.; признать за Гладких С.А., Гладких А.С., Гладких Т.С. право пользования жилым помещением по адресу г. Иркутск, ул. ***, д. ***, кв. ***, комната № ***.
В судебном заседании истец Гладких С.А. исковые требования поддержал, пояснил, что он проживает и зарегистрирован с детьми по адресу: г. Иркутск, ул. ***, ***-***, комната ***. Он подал заявление в администрацию г. Иркутска о передачи квартиры в долевую собственность. При рассмотрении его заявления ему было отказано, так как не был предоставлен ордер, и нет документа на Г***Н.Ю. Под фамилией Г***Н.Ю. была ошибочно указана его гражданская жена А***Н.Ю., которая умерла ***.10.2003 г. Дети проживаю в этой квартире с момента рождения.
В судебном заседании представитель администрации г. Иркутска Высоцких Е.Н. исковые требования не признала, пояснила, что основанием для вселения является ордер на квартиру расположенную по адресу: г. Иркутск, ул. ***, ***-***, комната ***. Такого ордера у истца нет.
В судебное заседание несовершеннолетняя Гладких Т.С. не явилась. В судебном заседании 28.04.10. Гладких Т.С. доводы искового заявления поддержала, пояснила, что живет в квартире 15 лет с момента рождения. Проживала со своими родителями Гладких С.А., А***Н.Ю. и младшим братом. Г***Н.Ю. не знает, у них она не проживала.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Истец просит установить принадлежность правоустанавливающего документа - ордера от ***.11.1994 г. на жилое помещение по адресу г. Иркутск, ул. ***, д. ***, комната № *** А*** Н.Ю., умершей ***.10.2003 г.
В соответствии с п. 5 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, в том числе, факта принадлежности правоустанавливающего документа лицу, имя, отчество, фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.
В соответствии с п. 2 ст. 17 ГК РФ, правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Из свидетельства о смерти I-СТ № *** от ***.10.2003 г. л.д. 7) следует, что А***Н.Ю. умерла ***.10.2003 г., о чем ***.10.2003 г. составлена запись акта о смерти № ***.
Судом установлено, что А***Н.Ю. умерла ***.10.2003 г. Истец предъявил исковые требования в интересах умершего гражданина, однако со смертью А***Н.Ю. прекратилась и ее правоспособность. Установление факта принадлежности правоустанавливающего документа не порождает возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав гражданки А***Н.Ю.
Судом в судебном заседании было разъяснено истцу право на изменение предмета иска в данной части заявленных требований. Истец исковые требования не изменил, настаивал на рассмотрении заявленных требований.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований об установлении принадлежности правоустанавливающего документа - ордера от ***.11.1994 г. на жилое помещение по адресу г. Иркутск, ул. ***, д. ***, комната № *** А***Н.Ю. умершей ***.10.2003 г., надлежит отказать.
Статьей 10 ЖК РФ предусмотрено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в частности, вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Согласно ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем, в том числе, признания жилищного права.
Судом установлено, что истцу Гладких С.А. был выдан ордер б/н от ***.11.1994 г. АО «***» л.д. 6), на право временного занятия жилой площади в общежитии по адресу: г. Иркутск, ул. ***, ***, комната ***. Срок, на который выдан ордер, не указан.
Справкой о соответствии адресов МУП «БТИ г. Иркутска» от ***.06.2009 г. № *** л.д. 10) подтверждается, что адрес: *** *** комната ***, указанный в ордере от ***.11.1994 г., выданном Гладких С.А.; адрес: г. Иркутск, ул. ***, ***, кв. ***, указанный в техническом паспорте жилого помещения (квартиры), выданном МУП «БТИ г. Иркутска» ***.05.2009 г.; являются адресами одного и того же объекта недвижимости: одной жилой комнаты № *** по технической (не адресной) нумерации помещений на поэтажном плане МУП БТИ, жилой площадью 17,0 кв.м. в составе 4-комнатной коммунальной квартиры, общей площадью 94,6 кв.м., в том числе жилой 59,7 кв.м., расположенной на третьем этаже 5-этажного панельного жилого дома. В настоящее время адрес квартиры: г. Иркутск, ул. ***, ***, кв. ***.
Из поквартирной карточки на спорную комнату л.д.17) усматривается, что Гладких С.А. зарегистрирован в жилом помещении по ул. ***, д. ***, кв. ***, к. ***с ***.07.2009 г., после перенумерации квартиры. Так же из поквартирной карточки усматривается, что по адресу спорной комнаты также зарегистрированы Гладких Т.С. - дочь и Гладких А.С. - сын. Данное обстоятельство подтверждается так же справкой о составе семьи № *** от ***.02.2010 г. (оборотл.д. 17). Из справки о движении № *** от ***.05.2010 г. следует, что Гладких С.А. первоначально был зарегистрирован по адресу: г. Иркутск, д. ***, кв. *** ***.02.1995 г., что также подтверждается карточкой лицевого счета № *** л.д. 16).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку данные права предусмотрены законом и их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
На основании Постановления мэра г. Иркутска от ***.12.1999 г. № *** общежитие, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. ***, ***, литера *** оч. принято в муниципальную собственность, что так же подтверждается перечнем объектов передаваемых в муниципальную собственность г. Иркутска. Из Постановления мэра г. Иркутска от ***.09.2003 г. № *** следует, что общежитию расположенному в Ленинском районе г. Иркутска, по адресу: ул. ***, д. ***, ***, ***, изменен статус общежития на статус жилого дома. В настоящее время спорная комната является муниципальной собственностью, что подтверждается техническим паспортом по состоянию на ***.03.2009 г. л.д. 11-14)
В связи с тем, что здание общежития передано в муниципальную собственность, то после вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от ***.12.2004 статус общежития данным жилым домом утрачен в силу прямого указания закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение.
Согласно ст. ст. 15, 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры и комната.
Принимая во внимание вселение Гладких С.А. в общежитие в связи с трудовыми отношениями, учитывая то обстоятельство, что жилое помещение было предоставлено ему работодателем, его регистрацию в общежитии, внесения платы за занимаемое жилое помещение, суд приходит к выводу, что вселение Гладких С.А. в спорное жилое помещение происходило в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства.
Судом в судебном заседании был допрошен свидетель, показания которого в силу требований ст. 55 ГПК РФ являются доказательствами по делу. Так, свидетель Ф*** О.Н. показала, что Гладких С.А. знает с 1995 г., когда он вселился в комнату со своей гражданской женой. Когда они въехали в комнату, жена была беременна. Прожив некоторое время на первом этаже общежития, они переехали на третий этаж в комнату ***. Через 4 года родился еще один ребенок. Комнаты выдавала ***. Когда вселялась свидетель, то ей сначала выдали разрешение на вселение, позже *** поменяла разрешения на ордера. То, что выданные им на тот момент ордера подлежат обмену на ордера другого образца, они не знали. Объявлений об обмене или выдаче новых ордеров не видели. Сама свое жилье приватизировала в судебном порядке.
Не доверять показаниям свидетеля Ф***О.Н. у суда оснований нет, поскольку они не противоречат иным доказательствам, имеющимся в материалах дела, пояснениям истца, заинтересованность свидетеля в исходе дела судом не установлена, неприязненных отношений к сторонам нет. Показания свидетеля иными доказательствами по делу не опровергнуты, в связи с чем, суд полагает принять их в качестве доказательства по делу.
Право истца на занимаемое им жилое помещение не оспаривалось прежним владельцем общежития с 1995 года, с момента проживания истца в спорном жилом помещении. Право истца на проживание не оспаривалось и новым собственником - муниципальным образованием г. Иркутск, в лице администрации г. Иркутска, не заявлено суду требований о выселении истца и на момент рассмотрения данного дела. Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что между Гладких С.А. и администрацией г. Иркутска фактически сложились отношения по договору найма спорного жилого помещения, и на основании этого, у него возникло право пользования жилым помещением по адресу: г. Иркутск, ул. ***, д. ***, комната ***, а в настоящее время адрес жилого помещения - Иркутск, ул. ***, д. ***, кв. ***, комната ***.
При таких обстоятельствах исковые требования Гладких С.А. о признании за ним права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. ***, д. ***, кв. ***, комната ***, подлежат удовлетворению.
Поскольку требование истца о признании за ним права пользования жилым помещением, судом удовлетворено, суд вправе считать, что истец является нанимателем спорного жилого помещения.
Истец так же просит признать право пользования спорным жилым помещением за его несовершеннолетними детьми Гладких А.С. и Гладких Т.С.
Из свидетельства о рождении № ***от *** г. л.д. 8) следует, что Гладких А.С. родился ***г., в графе отец указан Гладких С.А. Свидетельством о рождении I-СТ ***от ***г. подтверждается, что Гладких Т.С. родилась *** г., в графе отец указан Гладких С.А.
Из искового заявления следует, что несовершеннолетние проживают в спорном жилом помещении со дня своего рождения.
В соответствии со ст. 5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к отношениям, возникшим до 1 марта 2005 года, применяются нормы Жилищного кодекса РСФСР.
Суд, учитывая, что спорное правоотношение возникло до введения в действие нового Жилищного кодекса РФ, полагает возможным при рассмотрении дела применить нормы ЖК РСФСР.
Согласно ст. 53 ЖК РСФСР, к членам семьи нанимателя относятся дети, родители, супруг нанимателя.
Согласно ст. 54 ЖК РСФСР, наниматель вправе в установленном законом порядке вселить в занимаемое им жилое помещение супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи.
Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами семьи право пользования жилым помещением.
Судом установлено, нанимателем спорного жилого помещения по адресу: г. Иркутск, ул. ***, д. ***, кв. ***, комната № ***, является Гладких С.А. Несовершеннолетние проживают в спорном жилом помещении с рождения, их отец, Гладких С.А. являлся нанимателем спорного жилого помещения и имеет самостоятельное право пользования спорным жилым помещением. Гладких А.С. и Гладких Т.С. также приобрели самостоятельное право пользования спорным жилым помещением, в силу требований ст.ст. 53. 54 ЖК РСФСР, действовавшего на момент их вселения в спорное жилое помещение, ст.ст. 69,70 ЖК РФ, действующего на момент вынесения решения суда. Право пользования несовершеннолетних спорным жилым помещением никем не оспаривается.
При таких обстоятельствах, исковые требования о признании за Гладких А.С. и Гладких Т.С. права пользования спорным жилым помещением, подлежат удовлетворению.
Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, их взаимной связи, с учетом достаточности, достоверности, относимости и допустимости, суд полагает исковые требования удовлетворить частично.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Гладких С.А., в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Гладких А.С., Гладких Т.С. УДОВЛЕТВОРИТЬ ЧАСТИЧНО.
Признать за Гладких С.А., Гладких А.С., Гладких Т.С. право пользования жилым помещением по адресу г. Иркутск, ул. ***, дом ***, кв. ***, комната № ***.
В удовлетворении исковых требований Гладких С.А. установить принадлежность правоустанавливающего документа - ордера от ***.11.1994 года на жилое помещение по адресу г. Иркутск, ул. ***, ***, комната ***А***Н.Ю., умершей ***.10.2003 года, ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение 10-ти дней с момента вынесения решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 01 июня 2010 года.
Судья М.В. Батаен