РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2010 г. г. Иркутск
Ленинский районный суд г.Иркутска в составе судьи Долбня В.А. при секретаре судебного заседания Малышкиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1467/10 по исковому заявлению Тюленевой Л.А. к ИФНС России по Ленинскому округу г.Иркутска о признании незаконным налогового уведомления на уплату налога на имущество физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Тюленева Л.А. обратилась в суд с иском о признании незаконным налогового уведомления на уплату налога на имущество физических лиц. В обоснование своих исковых требований Тюленева Л.А. указала на то, что она является собственником 1/4 доли в общей долевой собственности на квартиру по адресу г.Иркутск, ул., д., кв., а также 1/2 доли в общей долевой собственности на жилой дом по адресу г. Иркутск, ул.,д.
В 2008 году получено налоговое уведомление от 06.07.2008 № 209918 на уплату налога на имущество физических лиц за 2008 год в сумме 1 531,25 руб. Данная сумма была уплачена ею в полном объеме 16.09.2008г.
Кроме того, 05 марта 2010 года из Инспекции вместе с ответом (от 02.03.2010 № 06-26/003896) на ее заявление от 12.02.2010г., также было получено налоговое уведомление от 28.06.2009 № 273844 на уплату налога на имущество за 2008 год, согласно которому сумма налога за 2008 год составила 2 041,67 руб. При этом налоговый орган сообщил, что она должна произвести доплату налога за 2008 год в размере 510,42 руб. (2041,67-1531,25), в том числе равными долями в сумме 255,21 руб. по срокам уплаты 15.09.2009 и 15.10.2009.
В письме от 02.03.2010г. № 06-26/003896 налоговым органом указано, что перерасчет налога на имущество за 2008 год произведен в соответствии с письмом Минфина России от 17.04.2008 № 03-05-04-01/19.
В соответствии с п. 3 ст. 45 НК РФ ее обязанность как налогоплательщика в отношении налогового периода 2008 года прекратились. Следовательно, повторное вменение обязанности по уплате налога за 2008 год в налоговом уведомлении №273844 к доплате в бюджет в 2009 году налога на имущество за 2008 год в сумме 510,42 руб. является незаконным, поскольку обязанность по уплате налога за 2008 год в установленном законом порядке была погашена ранее.
Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено полномочие налоговых органов по направлению повторных налоговых уведомлений после погашения в установленном порядке налогоплательщиком обязанности по уплате налогов.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Единственным основанием для перерасчета налоговых обязательств является допущение при расчете налоговой базы ошибки (искажения) в результате недостатка имеющихся данных для исчисления налога, из-за чего происходит неправильное налогообложение в противоречие с фактическими обстоятельствами.
Сумма налога 510,42 руб. к доплате за 2008 год, указанная в налоговом уведомлении за 2009 год, в том числе к уплате равными долями в сумме 255,21 руб. по срокам уплаты 15.09.2009 и 15.10.2009, определена неправильно, в противоречие с положениями законодательства о налогах и сборах.
Согласно налоговому уведомлению на уплату налога на имущество физических лиц за 2008 год от 06.07.2008 № 209918, расчет налога на имущество был произведен налоговым органом путем применения ставки налога в размере 0,3% которая относится к инвентаризационной стоимости облагаемого имущества соразмерно доле в нем.
Во втором налоговом уведомлении на уплату налога на имущество физических лиц за 2008 год № 273844 сумму к доплате в бюджет за 2008 год налоговый орган, как это видно из налогового уведомления, применил ставку 0,4%, которая соответствует стоимости всего имущества безотносительно принадлежащей ей доли в нем. При этом ее доля в праве общей собственности на имущество была учтена лишь при определении общей суммы налога к уплате.
При использовании суммарной инвентаризационной стоимости при перерасчете налога за 2008 год налоговым органом не было учтено, что согласно п. 2 ст. 244 ГК РФ при этом имущество находится в собственности нескольких лиц.
Таким образом, в случае, если налогоплательщику принадлежит имущество не полностью, а в определенной доле, то объектом налогообложения для такого налогоплательщика не может выступать общее имущество, находящееся в общей собственности.
Так, п. 2 ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 установлено что, если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
Налоговым органом сумма налога к доплате за 2008 год. определена в налоговом уведомлении № 273844 за 2008 год неправильно, в противоречие с положениями НК РФ и Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц». Правильной является сумма налога, определенная в налоговом уведомлении № 209918 за 2008 год.
На основании изложенного истица просила суд признать незаконным налоговое уведомление от 28.06.2009г. № 273844 к доплате в бюджет в 2009 году налога на имущество физических лиц за 2008 год в сумме 510,42 руб. и обязать налоговый орган произвести соответствующий перерасчет налога на имущество физических лиц за 2008 г. а также взыскать с ответчика госпошлину в размере 200 руб.
В судебном заседании истица Тюленева Л.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Инспекции ФНС России по Ленинскому округу г.Иркутска Простакишина О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям указанным в возражении на исковое заявление, просила в удовлетворении заявленных требований Тюленевой Л.А. отказать.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований Тюленевой Л.А. надлежит отказать по следующим основаниям.
Судом установлено, что истица является собственником 1/4 доли в общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу г.Иркутск, ул., д., кв., а также собственником 1/2 доли в общей долевой собственности в жилом доме по адресу г. Иркутск, ул., д.
Судом установлено, что в соответствии со ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 № 2003-1, Решением Думы г.Иркутска от 31.08.2005 № 004-20-160175/5 06 июля 2008г. ответчиком исчислен налог на имущество истицы на 2008 год в отношении 1/4 доли квартиры, расположенной по адресу г. Иркутск, ул., д.-кв, в размере 758,44 руб. и в отношении 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу г.Иркутск, ул., д., в размере 772,81 руб., всего на сумму 1531,25 руб., согласно налогового уведомления №209918 от 06.07.2008г.
Налог на имущество физических лиц за 2008 год истицей был оплачен 16.09.2008г. в размере 1531,25 руб., что подтверждается представленными квитанциями об оплате налога.
В своем возражении ответчик указал, что сумма налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности или общей совместной собственности нескольких физических лиц, исчисляется налоговым органам исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения и налоговой ставки, соответствующей инвентаризационной стоимости объекта.
В случае если на территории одного муниципального образования у налогоплательщика имеется несколько объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве общей долевой собственности или праве общей совместной собственности, сумма налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов недвижимости исчисляется налоговыми органами исходя из суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов недвижимости, находящихся в общей долевой собственности или общей совместной собственности данного налогоплательщика, и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости соответствующих объектов недвижимости.
В соответствии с письмом Минфина России от 21.04.2008 №03-05-04-01/19 28.06.2009г. налоговым органом был проведен перерасчет по налогу на имущество истицы за 2008 год в отношении имущества, находящегося в общей долевой и (или) общей совместной собственности.
Согласно налогового уведомления на уплату налога на имущество физических лиц № 273844 от 28.06.2009г. ответчик исчислил истице сумму налога, подлежащей уплате в бюджет за 2008 год, которая составила 2041,67 руб. С учетом ранее оплаченной истицей суммы налога за 2008 год в сумме 1531,25 руб., к доплате в бюджет подлежит сумма - 510,42 руб., в том числе по срокам уплаты 255,21 руб. до 15.09.2009 и 255,21 руб. до 15.10.2009.
В соответствии с внесенными Федеральным законом от 28.11.2009 № 283-ФЗ изменениями в Закон № 2003-1 03.02.2010г. ответчиком произведен перерасчет по налогу на имущество физических лиц за 2009 год, сумма к уменьшению составила 566,03 рублей.
Решением Городской Думы г.Иркутска от 31.08.2005 года № 004-20-160175/5 установлены следующие ставки налога на имущество физических лиц:
для имущества, стоимость которого составляет до 500 руб. - 0,1%;
для имущества, стоимость которого составляет от 500 до 1000 тыс. руб. - 0,3%;
для имущества, стоимость которого составляет от 1000 до 2000 тыс. руб. - 0,4%;
для имущества, стоимость которого составляет свыше 2000 тыс. руб. - 0,5%.
Территориальным налоговым органом при расчете налога на имущество заявителя за 2009г. и перерасчете налога за 2008г. ставка налога на имущество в размере 0,4% исчислена исходя из инвентаризационной стоимости всего жилого дома и квартиры, находящиеся в общей долевой собственности. Сумма налога, приходящегося на заявителя, определена пропорционально 1/4 доли в общей долевой собственности на квартиру по адресу: г.Иркутск, ул., д.кв. и 1/2 доли в общей долевой собственности на жилой дом по адресу: г.Иркутск, ул., д.
Вышеприведенный порядок исчисления налога на имущество физических лиц, находящегося в общей долевой собственности суд находит правильным.
В соответствии со ст. 17 Налогового кодекса РФ налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Порядок налогообложения имущества физических лиц урегулирован Законом РФ № 2003-1 от 09.12.1991г. «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон № 2003-1).
Согласно статье 1 Закона № 2003-1 налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
Объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (статья 2 Закона № 2003-1).
Ставка налога устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости строения, помещения, сооружения (п. 1 ст. 3 Закона № 2003-1).
В силу п. 2 ст. 5 Закона № 2003-1 за строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях.
В статье 53 Налогового кодекса РФ определено понятие налоговой базы - это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Положения Закона № 2003-1 устанавливают для исчисления суммы налога конкретную стоимостную характеристику облагаемого имущества в виде его инвентаризационной стоимости, рассчитываемую органами технической инвентаризации. Следовательно, такой элемент налога, как налоговая база, в данном Законе также определен. То обстоятельство, что названный элемент налогообложения не обособлен от порядка исчисления налога на имущество физических лиц, само по себе не дает оснований для выводов об отсутствии его определения в законе, что следует из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 24.11.2005г. № 493-0.
Поскольку в Законе № 2003-1 понятие объекта налогообложения определено именно как объект недвижимости (в данном случае - жилой дом, квартира), доли в праве собственности в качестве объекта налогообложения Законом не предусмотрены, в связи с чем, в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, определена инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. В связи с этим ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются применительно к инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, указанных в статье 2 Закона, то есть всего объекта недвижимости, а не его доли.
Письмом от 21.04.2008г. № 03-05-04-01/19 в адрес ФНС России Министерство финансов РФ разъяснило порядок исчисления налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности и (или) общей совместной собственности, изложив вышеуказанный порядок расчета налога. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2004г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации. Таким образом, указанное письмо принято Министерством финансов РФ в пределах своей компетенции. То обстоятельство, что указанное письмо не является нормативно-правовым актом, подлежащим обязательному применению, не может являться основанием к выводам об ином порядке исчисления налога, поскольку данный порядок следует непосредственно из Закона № 2003-1, положений Налогового кодекса РФ.
Вышеизложенный порядок расчета налога на имущество принцип равенства налогообложения не нарушает. В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенным в определении от 13.03.2008г. № 5-П, в налогообложении равенство понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование. Налогоплательщики - особенно если это плательщики налога на доходы физических лиц - при одинаковой платежеспособности должны нести равное бремя налогообложения. Механизм расчета, примененный налоговым органом, соответствует принципу равенства и требованиям законодательства. Напротив, расчет налоговой ставки, предложенный заявителем, исходя из стоимости доли объекта недвижимости, приведет к нарушению данного принципа, поскольку, следуя ему, долевые собственники будут нести бремя уплаты данного налога меньшее, по сравнению с уплатой налога единоличным собственником объекта недвижимости.
Следует отметить, что до 2008г., несмотря на отсутствие указания в Законе №2003-1 в качестве объекта налогообложения доли в имуществе, налоговый орган фактически признавал долю в имуществе в качестве такого объекта.
Анализ приведенных выше положений Закона № 2003-1 позволяет говорить о том, что применяемый ранее налоговым органом порядок исчисления налога на имущество физических лиц был основан на неправильном толковании и применении действующего законодательство. Фактическое длительное неправильное применение закона налоговым органом норм действующего налогового законодательства не может свидетельствовать о необходимости сохранения прежнего порядка исчисления налога на имущество физических лиц и не может служить самостоятельным основанием удовлетворения требований заявителя.
Изменение налоговым органом порядка исчисления налога на имущество по мотиву того, что ранее применявшийся порядок противоречил нормам Закона №2003-1, не может расцениваться как нарушение конституционных прав заявителя. Увеличение размера налога на имущество физических лиц в данном случае произошло вследствие приведения налоговым органом порядка исчисления налога в соответствии с действующим законодательством, а не в связи с изменением налогового законодательства.
Доводы заявителя о незаконности перерасчета налоговым органом уплаченного налога на имущество за 2008г. также являются необоснованными, учитывая, что в силу п.11 ст.5 Закона № 2003-1 допускается пересмотр неправильно произведенного налогообложения не более, чем за 3 предыдущих года. Аналогичная норма содержится в п.24 МНС РФ от 02.11.1999г. №54 (в ред. от 27.02.2003г.) «По применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц».
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований о признании налогового уведомления от 28.06.2009 года № 273844 на уплату налога на имущество физических лиц за 2008 год в сумме 510,42 руб. на имя Тюленевой Л.А. незаконными, перерасчете налога, взыскании госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Тюленевой Л.А. о признании незаконным налогового уведомления от 28.06.2009г. № 273844 на уплату налога на имущество физических лиц за 2008 год в сумме 510,42 руб. и обязании налогового органа произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за 2008 г., взыскании госпошлины - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней.
Судья В.А. Долбня