РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 мая 2010 года Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Батаен М.В. при секретаре Непомнящих Е.О., с участием прокурора Буриловой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-906/10 по иску прокурора Ленинского района г. Иркутска в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования город Иркутск, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «***», об обязании произвести расчет за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Ленинского района г. Иркутска по заданию прокуратуры города проведена проверка исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха, по результатам которой установлены нарушения действующего законодательства обществом с ограниченной ответственностью «***». ООО «***» является действующей организацией, осуществляющей выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, размещение отходов и потребления, являющихся видами негативного воздействия на окружающую среду. Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ, размещение отходов производства и потребления, в соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды»), относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду. Из информации, представленной Прибайкальским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.08.2009 № 22-5022, следует, что ООО «***» не осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду. Поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного ООО «***» расчета такой платы и его представления в Прибайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, своим бездействием, выразившемся в том, что ООО «***» не произвело расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушены интересы Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования город Иркутск, нарушение интересов которых заключается в том, что бюджеты Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск» не дополучают суммы, являющиеся статьей формирования существующих бюджетов. Кроме того, бездействие по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, ее невнесение является, также, нарушением требований федерального законодательства, предписывающего обязательность внесения данной платы. Осуществляя выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «***» оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Не производя расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не внося такую плату, ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушает права граждан, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.-1.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Прокурор Ленинского района г. Иркутска просит обязать ООО «***» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставить данный расчет в Прибайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в месячный срок с момента вступления в силу решения суда.
В судебном заседании прокурор Бурилова Н.С. исковые требования поддержала, по основаниям, указанным в иске, настаивала на их удовлетворении.
В судебное заседание ответчик ООО «***» не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежаще, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщили.
Обсудив причины неявки в судебное заседание ответчика ООО «***», суд признает их не уважительными, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, полагает рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.
В судебное заседание третье лицо Прибайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в лице своего представителя не явились, представили суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав пояснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законном.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В силу ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст.23 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него, за размещение отходов с юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ л.д. 9-10) по состоянию на ***.12.2009 г. основным видом деятельности ООО «***» является деятельность туристических агентств.
Из искового заявления следует, что ООО «***» является действующей организацией, осуществляющей выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, размещение отходов и потребления, являющихся видами негативного воздействия на окружающую среду.
Исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, которые заключаются в следующем.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию и состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Осуществляя выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «***» оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Не производя расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не внося такую плату, ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушает права граждан, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.-1.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений подведомственны судам общей юрисдикции.
Порядок исчисления и взимания платы устанавливается законодательством РФ. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» с последующими изменениями утвержден Порядок исчисления (расчета) указанной платы. В соответствии с пунктом 1 настоящий порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» от 08.06.2006г. № 557, а также в соответствии с пунктом 3 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05 апреля 2007г. №204 установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
В соответствии со ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ, плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу - 20%, в бюджет Иркутской области по нормативу - 40%, в бюджет муниципального образования город Иркутск по нормативу - 40%.
В соответствии с Перечнем главных администраторов доходов федерального бюджета (по состоянию на 2008 год в соответствии с Приложением № 6 к статье 4 Федерального закона РФ от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», по состоянию на 2009 год в соответствии с Приложением № 4 к статье 4 Федерального закона РФ от 24 ноября 2008г. № 204-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов») функции главного администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду возложены на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.12.2007г. № 885 «О возложении функций администраторов» функции администраторов возложены на управления по технологическому и экологическому надзору по субъектам Российской Федерации, межрегиональные управления по технологическому и экологическому надзору указанной Федеральной службы.
Прибайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с пунктом 1 Положения о Прибайкальском управлении Ростехнадзора, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.06.2009 г. № 582 является ее территориальным органом.
Прибайкальское управление Ростехнадзора во исполнение пунктов 4.10, 4.14, 4.22 Положения о Прибайкальском управлении Ростехнадзора, Федерального закона от 24.07.2007г.№ 198-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», Федерального закона РФ от 24 ноября 2008г. № 204-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.12.2007г. № 885 «О возложении функций администраторов» выполняет функции администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Иркутской области.
В соответствии с ч.2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ Прибайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (администратор доходов бюджета) осуществляет учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет.
По данным Прибайкальского управления Ростехнадзора, ООО «***» в 4 квартале 2009 г. представило расчет платы за негативное воздействие за 2009 г., согласно которому общество должно было оплатить 4117 руб. 00 коп. Данная сумма была внесена в течение 4 квартала 2009, 1 квартала 2010 г. соответственно. Однако, за 2007, 2008 годы обществом не был представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не были внесены платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 2007, 2008 гг., что подтверждается справкой Прибайкальского управления Ростехнадзора.
Поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного ООО «***» расчета такой платы и его представления в Прибайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, своим бездействием, выразившемся в том, что ООО «***» не произвело расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушены интересы Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования город Иркутск, нарушение интересов которых заключается в том, что бюджеты Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования город Иркутск не дополучают суммы, являющиеся статьей формирования существующих бюджетов. В связи с чем, Российская Федерация, Иркутская область и муниципальное образование город Иркутск не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, ее невнесение является, также, нарушением требований федерального законодательства, предписывающего обязательность внесения данной платы.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Ленинского района города Иркутска подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района города Иркутска УДОВЛЕТВОРИТЬ.
Обязать ООО «***» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставить данный расчет в Прибайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в месячный срок с момента вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней.
Судья: М.В. Батаен