об обязании создать рабочие места для инвалидов



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2010 года Ленинский районный суд г.Иркутска в составе судьи Самсоновой О.В., при секретаре судебного заседания Пудайкиной С.С., с участием прокурора Ермаченко С.В., действующей на основании поручения, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1883\10 по иску Прокурора г.Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Балтбир» о понуждении создать рабочие места для инвалидов.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Иркутска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Балтбир» о понуждении создать (выделить) рабочие места для инвалидов.

Определением от 08.07.2010 г. к производству суда принято измененное исковое заявление Прокурора г.Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Балтбир» о понуждении создать рабочие места для инвалидов.

В обосновании иска указано, что прокуратурой г.Иркутска проведена поверка ОГУ «Центр занятости г. Иркутска» по вопросу исполнения законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе проверки установлено, что по сведениям ОГУ «Центр занятости г.Иркутска» ООО «Балтбир» не выполняется квота для приема на работу инвалидов. Согласно информации ООО «Балтбир» о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в 2010 году среднесписочная численность работников ООО «Балтбир» на январь 2009 г. составила 307 человек. Учитывая положения ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Закона Иркутской области «Об обязательном квотировании рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» квота для приема на работу инвалидов для ООО «Балтбир» составляет 9 рабочих мест. Соответственно, ООО «Балтбир» в пределах установленной квоты обязан создать или выделить 9 рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Однако в нарушении закона ООО «Балтбир» не созданы и не выделены 9 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты. Просит суд обязать ООО «Балтбир» создать рабочие места для инвалидов в размере 3% к среднесписочной численности работников.

В судебном заседании прокурор Ермаченко С.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в заявлении. В ходе судебного разбирательства по существу спора пояснила, что ООО «Балтбир» с учетом среднесписочного числа работников организации в пределах установленной квоты обязано создать или выделить 9 рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Однако в нарушении закона ООО «Балтбир» не созданы рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты. ООО «Балтбир» представили им факсовый вариант ответа, что ими выделены рабочие места для инвалидов, приказа и соответствующих документов, подтверждающих, что эти места действительно были выделены, ООО «Балтбир» в прокуратуру не представило.

Представитель ООО «Балтбир» в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен, о причинах неявки не сообщил.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица в соответствии с п. 4 ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ОГУ «Центр занятости населения г. Иркутска» в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором исковые требования поддержал в полном объеме, указав, что ООО «Балтбир» в 2010 г. предоставило информацию, касающуюся квотирования рабочих мест для инвалидов только в июне за май месяц. Квота для приема инвалидов ООО «Балтбир» не выполняется. В 2010 г. в ОГУЗ ЦЗН г.Иркутска заявок от ООО «Балтбир» на квотируемые вакантные рабочие места для инвалидов не поступало.

Заслушав пояснения прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Согласно ст. 22 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области квота устанавливается для организаций, осуществляющих деятельность на территории области и имеющих численность работников более 100 человек (далее - организация), в размере для коммерческих организаций - 3 процента к среднесписочной численности работников. Среднесписочная численность работников определяется в соответствии с законодательством.

В соответствии с п. 82 Приказа Федеральная служба государственной статистики от 12 ноября 2008 г. N 278 среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода.

В судебном заседании установлено, что ООО «Балтбир» является коммерческой организацией, зарегистрировано в государственном реестре юридических лиц и постановлено на налоговый учет ..., что подтверждается уставом, свидетельством о регистрации юридического лица и свидетельством о постановке на налоговый учет.

Согласно штатного расписания ООО «Балтбир» от ... на период 3 года с ... среднесписочная численность работников Общества составляет 307 человек.

С учетом вышеприведенных норм права квота для приема на работу инвалидов составляет 9 человек (3% от среднесписочной численности в 307 человек).

Из пояснений прокурора, письменного сообщения ОГУ ЦЗН г. Иркутска следует, что до настоящего времени заявок от ООО «Балтбир» на квотируемые вакантные места для инвалидов не поступало.

Таким образом, учитывая, что доказательств, подтверждающих выполнение ООО «Балтбир» предусмотренных законом обязательств о выделении рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты не представлено, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора об обязывании ООО «Балтбир» создать рабочие места для инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников обоснованы и подлежат удовлетворению.

Доводы ООО «Балтбир», изложенные в письме прокурору г.Иркутска от ... о том, что в силу структуры и особенностей организации производственных процессов ООО «Балтбир» не может удовлетворить условие о фактическом квотировании рабочих мест и трудоустройства инвалидов, существующие условия работы и размещения не обеспечивают установленные условия труда для данной категории физических лиц, а организовать дополнительные рабочие места они не имеют возможности в виде отсутствия дополнительных площадей, не принимаются судом во внимание, поскольку нормы закона в императивном порядке предусматривают данную обязанность работодателя, исполнение которой не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий организации труда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Прокурора г.Иркутска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ООО «Балтбир» создать рабочие места для инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней.

Судья Самсонова О.В.