Заочное
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2010г. г. Иркутск
Ленинский районный суд г. Иркутска в составе судьи Петровой Н.Д., при секретаре судебного заседания Олзоевой С.И., с участием представителя истца Сурдина Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2354/10 по иску Салато Е.Л. к Администрации г. Иркутска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,
УСТАНОВИЛ:
Салато Е.Л. обратилась в суд с иском к Администрации г. Иркутска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, обязании предоставить земельный участок в собственность. В обоснование предъявленных требований истец указала, что истцом *** был куплен жилой дом, расположенный по адресу ***. С момента покупки жилого дома истец пользуется земельным участком площадью 1515 кв.м., который расположен под ним. На данный момент на данном земельном участке по адресу *** жилой одноэтажный каркасно-засыпной дом снесен, поскольку он был старым и непригодным для проживания. На том же участке возвели: жилой двухэтажный из полистеролбетона дом (Лит А) 2005 года постройки, общей полезной площадью 194,9 кв.м., в том числе жилой - 84 кв.м. и жилой двухэтажный газобетонный жилой дом (Лит Б) 2003 года постройки общей полезной площадью 42. 1 кв.м. в том числе жилой -- 23, 4 кв.м. Право собственности на указанные самовольные строения было признано Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от *** года. На сегодняшний день истец продолжает пользоваться земельным участком площадью 1515 кв. м.. расположенным по адресу ***, кадастровый номер ***, оплачивает земельный налог. После оформления права собственности на дома, истец приступила к приватизации указанного земельного участка. Были проведены межевые работы, утверждена схема расположения земельного участка, он был поставлен на кадастровый учет. Однако на заявление истца о предоставлении земельного участка в собственность КУМИ г. Иркутска ответило отказом, сославшись на то, что истцу департаментом архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска была предоставлена информация о расположении данного земельного участка в границах красных линий. Между тем, когда происходила процедура утверждения схемы расположения земельного участка в департаменте архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска никакой речи о красных линиях и не было. Более того, Распоряжением заместителя мэра - и.о. председателя КУМИ г. Иркутска от 18.02.10 №504-02-732 данная схема с согласованием департамента архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска была утверждена. В своем отказе КУМИ г. Иркутска сослалось на то, что указанный земельный участок находиться в границах красных линий. При этом подчеркивается при ссылках на п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса и п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации автомобильные дороги. Между тем на территории указанного земельного участка нет ни автомобильных дорог, ни проездов, ни других объектов общего пользования. Кроме того, проект планировки Иркутска II не утвержден надлежащим образом. Поэтому неправомерна ссылка КУМИ г. Иркутска на нахождение земельного участка в границах красных линий. В порядке п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. Как следует из п. 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. В исковом заявлении Салато Е.Л. просила признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска в предоставлении земельного участка площадью 1515 кв.м., расположенного по адресу ***, кадастровый номер *** в собственность Салато Е.Л.; обязать Администрацию г. Иркутска предоставить в установленном законом порядке
земельный участок площадью 1515 кв. м., расположенный по адресу ***, кадастровый номер *** в собственность Салато Е.Л..
Истец Салато Е.Л. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца Сурдин Г.В., действующий на основании доверенности с объемом полномочий, предусмотренных ст. 54 ГПК РФ, от исковых требований в части обязания Администрации г. Иркутска предоставить в установленном законом порядке земельный участок площадью 1515 кв. м., расположенный по адресу ***, кадастровый номер *** в собственность Салато Е.Л. отказался. Отказ судом принят. Сурдин Г.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил признать незаконным отказ Администрации г. Иркутска от *** *** о предоставлении в собственность Салато Е.Л. земельного участка, расположенного по адресу: ***.
Представитель ответчика Администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, возражений по существу иска не представил, о времени и месте судебного заседания извещен, об уважительных причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном]управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (п.5 ст. 36 ЗК РФ).
В силу п.6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п.7 ст. 36 ЗК РФ).
Согласно п.8 ст. 36 ЗК РФ Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п. 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Судом установлено, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права *** от ***, *** от ***, на основании решения Ленинского районного суда г. Иркутска от ***., вступившего в законную силу ***., Салато Е.Л. является собственником жилого дома, общей площадью 42,1 кв.м., лит. Б, жилого дома, общей площадью 194,9 кв.м., лит. А, расположенных по адресу: ***. Данное обстоятельство подтверждается решением Ленинского районного суда г. Иркутска от ***
Распоряжением КУМИ Администрации г.Иркутска от 18.02.2010г. № 504-02-732/10 утверждена схема расположения земельного участка площадью 1515 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов в ***, под эксплуатацию двух существующих индивидуальных жилых домов со служебно-хозяйственными строениями.
Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка от *** *** следует, что земельный участок по адресу: ***, имеет кадастровый номер *** (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости ***), площадь земельного участка составляет 1515+/-7 кв.м., разрешенное использование: под эксплуатацию двух существующих индивидуальных жилых домов со служебно-хозяйственными строениями.
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Перечень изъятых из оборота земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности объектами указан в п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности ограниченные в обороте указаны в п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно п.8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов, зараженных опасными веществами и подвергающихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, подъезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Салато Е.Л. обратилась в Администрацию г.Иркутска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в ***, под эксплуатацию двух существующих индивидуальных жилых домов со служебно-хозяйственными строениями.
Из представленного в материалы дела ответа КУМИ Администрации г.Иркутска от *** за *** «О предоставлении земельного участка» следует, что предоставить в собственность спорный земельный участок не представляется возможным, так как комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска была предоставлена информация о расположении данного земельного участка в границах красных линий. Со ссылкой на п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» указали, что испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен только в арендное пользование.
В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно п. п. 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты); территории общего пользования -территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка, в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом, границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ (РДС 30-201-98), принятой Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998г. № 18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; при установлении границ землепользований; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения (п. 3.8).
Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000 (п. 4.1).
Исходя из смысла п. 8 ст. 42, ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, состав и содержание проектов планировки территории основываются на документах территориального планирования субъекта РФ, документах территориального планирования муниципального образования, к которым, в частности, относится Генеральный план города.
Аналогичным образом урегулирован данный вопрос в п. 20 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ (ред. От 08.11.2007г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», из содержания которого следует, что утверждение документации по планировке территории осуществляется на основе генеральных планов поселения.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 29.12.2004г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса РФ градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ.
Согласно ст. 9 ФЗ от 29.12.2003г. № 191-ФЗ (ред. От 04.12.2007г.) «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» Градостроительный кодекс РФ применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Судом установлено, что материалы землеустройства, представленные на согласование в Департамент Архитектуры и градостроительства Администрации г. Иркутска какой-либо информации о красных линиях не содержат (распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, кадастровый паспорт земельного участка).
В настоящее время в г.Иркутске действует Генеральный план города Иркутска 2007г., утвержденный Решением городской думы г. Иркутска от 28.06.2007г. № 004-20-390583/7.
Из содержания искового заявления следует, что земельный участок, расположенный по адресу: ***, находится на территории, которая вошла в границы разработки «проект планирования Иркутска 11», указанный проект не утвержден.
Доказательств утверждения «Проекта планирования Иркутска11» в установленном законодательством порядке ответчиком суду не представлено.
Таким образом, проект планировки территории не может действовать в отрыве от Генерального плана.
Оценивая в совокупности установленные по делу фактические обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что доказательств, подтверждающих, что земельный участок, расположенный по адресу: ***, находится в границах красных линий суду не представлено.
Согласно ст.ст. 2,19 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Учитывая, что Салато Е.Л. принадлежит исключительное право на приобретение спорного земельного участка в собственность, то есть право, принадлежащее только ей, это право истца и в силу прямого действия Конституции РФ является непосредственно действующим, при этом спорный земельный участок не изъят из оборота и не ограничен в нем, суд приходит к выводу о том, что в передаче истцу в собственность спорного земельного участка не может быть отказано.
При этом, суд исходит из положений ст. 36 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Салато Е.Л. основаны на законе и подлежат удовлетворению.
По смыслу и содержанию искового заявления, заявленных требований, с учетом отказа истца от иска в части обязания предоставить земельный участок в собственность, суд полагает возможным применить при разрешении данного гражданского дела нормы главы 25 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 235, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Салато Е.Л. удовлетворить
Признать незаконным отказ Администрации г.Иркутска от *** *** о предоставлении в собственность Салато Е.Л. земельного участка, расположенного по адресу: ***.
Возложить на Администрацию г. Иркутска обязанность принять решение по заявлению Салато Е.Л. о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ***, в соответствии с требованиями действующего законодательства в установленный законом срок.
Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд г. Иркутска заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья