РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2010г. г. Иркутск
Ленинский районный суд г. Иркутска в составе судьи Петровой Н.Д., при секретаре судебного заседания Олзоевой С.И., с участием представителя заявителя Черниговской Ж.Н., представителя заинтересованного лица Покорского А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1896/10 по заявлению Коноплевой Т.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Коноплева Т.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления. В обоснование предъявленных требований заявитель указала, что на основании договора дарения от *** заявителю принадлежит каркасно-засыпной жилой дом, общей площадью 46,50 кв.м., в том числе жилой 25,40 кв.м., расположенный по адресу: *** что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права *** от *** В соответствии с п. 3 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Отказ в выкупе земельного участка или предоставление его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. В феврале 2008г. Коноплева Т.В. обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ***, под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебными строениями. Были собраны и представлены все необходимые документы и согласования. На основании распоряжения председателя КУМИ г. Иркутска от *** *** утверждена схема расположения земельного участка площадью 1577 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов в ***, под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. По сведениям ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области, содержащимся в кадастровом паспорте земельного участка,площадь земельного участка составляет 1577 +/- 14 кв.м. Весь земельный участок по *** относится к категории земель населенных пунктов. Однако КУМИ г. Иркутска было отказано в предоставлении в собственность земельного участка Коноплевой Т.В., т.к. при согласовании проекта постановлении администрации города Иркутска, комитетом по градостроительной политике администрации города Иркутска была предоставлена информация о расположении данного земельного участка в границах красных линий автодороги. Земельный участок по *** *** может быть предоставлен только в арендное пользование, что следует из ответа КУМИ г.Иркутска от *** *** за подписью и.о. председателя комитета ***. Вместе с тем, проект планировки Ленинского округа г.Иркутска в установленном законодательством порядке не утвержден. В соответствии с генеральным планом г.Иркутска, утвержденным решением городской Думы от 28.06.2007г. № 004-20-390583/7 участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Согласно п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки, в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Заявитель полагает, что отказ в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу : ***, ***, является незаконным, поскольку Коноплева Т.В. является собственником объекта недвижимого имущества- деревянного каркасно-засыпного жилого дома, расположенного на данном земельном участке, и имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка. В соответствии с ст. 225 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Отказ КУМИ г.Иркутска от *** *** нарушает право Коноплевой Т.В. на приобретение в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ***, *** В заявлении Коноплева Т.В. просила признать незаконным отказ КУМИ г. Иркутска от *** *** о предоставлении в собственность Коноплевой Т.В. земельного участка, расположенного по адресу: ***.
Заявитель Коноплева Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, об уважительных причинах неявки не сообщила, о рассмотрении дела в ее отсутствие не просила, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в ее отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель заявителя Черниговская Ж.Н., действующая на основании доверенности, с объемом полномочий, предусмотренных ст. 54 ГПК РФ, предъявленные требования поддержала, суду пояснила, что Коноплевой Т.В. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: ***. Заявитель проходила стандартную процедуру оформления земельного участка в собственность, в ходе которой несколько раз уточнялись границы земельного участка. Однако, Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска Коноплевой Т.В. было отказано в предоставлении в собственность земельного участка в связи с тем, что в будущем будут установлены новые красные линии и спорный земельный участок будет находиться в границах указанных линий. Согласно ситуационному плану, в соответствии с утвержденным генеральным планом г. Иркутска, участок расположен в зоне застройки индивидуального жилого дома и частично в зоне объектов городского транспорта. Проект перепланировки Иркутск-11 в настоящее время не утвержден. В связи с чем, отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска о предоставлении Коноплевой Т.В. в собственность земельного участка по адресу: ***, не правомерен. Черниговская Ж.Н. просила признать незаконным отказ Администрации г. Иркутска от *** *** о предоставлении в собственность Коноплевой Т.В. земельного участка, расположенного по адресу: ***.
Представитель заинтересованного лица Покорский А.С., действующий на основании доверенности с объемом полномочий, предусмотренных ст. 54 ГПК РФ, предъявленные требования не признал, суду пояснил, что Администрацией г. Иркутска рассмотрено заявление Коноплевой Т.В. к администрации г. Иркутска об оспаривании отказа КУМИ г. Иркутска о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 1577 кв.м., расположенного по адресу: ***, по причине нахождения земельного участка в границах красных линий, установленных проектом детальной планировки ***. Требования, изложенные в заявлении, незаконны, необоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности поселений, городских округов, муниципальных районов, собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Таким образом, решение об отказе Коноплевой Т.В. в предоставлении земельного участка площадью 1577 кв.м., расположенного по адресу: ***, ***, вынесено уполномоченным органом на распоряжение земельными участками на территории г. Иркутска администрацией г. Иркутска и принято в соответствии с п. 5,6,7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона «О введение в действие градостроительного кодекса Российской Федерации», постановления мэра г. Иркутска от 16.12.2008 № 031-06-3257/8 «О градостроительной документации». Процедура приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, урегулирована ст. 36 ЗК РФ. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица- собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами. Одним из таких законов, в частности, является Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». В пункте 8 статьи 28 указанного федерального закона содержится перечень земель, земельные участки в составе которых не подлежат отчуждению. В частности, отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты). В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющий, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ к документам территориального планирования муниципальных образований относятся генеральные планы городских округов. В соответствии с п. 8. ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципального образования, устанавливаются Градостроительным кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Согласно п. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации. Земельный участок площадью 1577 кв.м., расположенный по адресу: ***, ***, находится в границах красных линий проектируемой зоны городского транспорта согласно проекта детальной планировки ***. Факт нахождения испрашиваемого земельного участка в границах красных линий подтверждается предоставленным суду ситуационным планом М 1:2000 земельного участка, расположенного по адресу: ***, *** из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений). Согласно п. 1.1 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, утвержденного распоряжением мэра г. Иркутска от 01.09.2008 № 031-10-1041/8, департамент архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска является структурным подразделением комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, не наделенным правами юридического лица. В соответствии с п. 2.1.4 указанного положения к основным задачам, возложенным на департамент архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, относится осуществление контроля за соблюдением на территории г. Иркутска земельного законодательства, требований по охране и использованию земель, соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю, использованием земель по целевому назначению. Согласно п. 3 Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях, утвержденной приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 02.08.1999 № 18 органы архитектуры и градостроительства осуществляют контроль за: соблюдением осуществления всех видов градостроительной деятельности в соответствии с утвержденной градостроительной документацией, федеральными и территориальными градостроительными нормативами и правилами, правилами землепользования и застройки поселений; соблюдением установленного порядка использования территорий с особым режимом градостроительной деятельности; предотвращением самовольного строительства, сноса зданий и сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования в поселениях; предоставлением земельных участков в поселениях в соответствии с их целевым назначением и градостроительными требованиями; осуществлением работ по строительству и реконструкции объектов недвижимости в соответствии с разрешением на строительство. Таким образом, информация о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах красных линий проектируемой зоны городского транспорта, согласно действующего проекта детальной планировки ***, предоставлена уполномоченным органом - департаментом архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска. Следовательно, находят подтверждение доводы администрации г. Иркутска о нахождении земельного участка площадью 1577 кв.м., расположенного по адресу: ***, ***, в границах красных линий проектируемой зоны городского транспорта согласно проекта детальной планировки ***. Соответственно, администрацией г. Иркутска было правомерно отказано заявителю в предоставлении в собственность земельного участка. Учитывая законность отказа КУМИ г. Иркутска о предоставлении в собственность земельного участка расположенного по адресу ***, ***, заявление Коноплевой Т.В. не подлежит удовлетворению.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1, 2 ст. И Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном]управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (п.5 ст. 36 ЗК РФ).
В силу п.6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п.7 ст. 36 ЗК РФ).
Согласно п.8 ст. 36 ЗК РФ Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п. 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права *** *** от ***, на основании договора дарения от *** Коноплева Т.В. является собственником каркасно-засыпного жилого дома, общей площадью 46.50 кв.м., в том числе жилой площадью 25.40 кв.м., расположенного по адресу: ***. Данное обстоятельство подтверждается договором дарения от ***
Решением исполнительного комитета Иркутского городского Совета народных депутатов *** от *** «О правовой регистрации строений» закреплены земельные участки ранее выстроенных домов в Ленинском районе, в том числе: ***, что подтверждается архивной выпиской от ***.
Распоряжением КУМИ Администрации г.Иркутска от *** *** утверждена схема расположения земельного участка площадью 1577 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов в *** под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями.
Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка от *** *** следует, что земельный участок по адресу: ***, имеет кадастровый номер *** (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости ***), площадь земельного участка составляет 1577+/-14 кв.м., разрешенное использование: под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями.
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Перечень изъятых из оборота земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности объектами указан в п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности ограниченные в обороте указаны в п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно п.8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов, зараженных опасными веществами и подвергающихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, подъезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Коноплева Т.В. обратилась в Администрацию г.Иркутска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в ***, под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями.
Из представленного в материалы дела ответа КУМИ Администрации г.Иркутска от *** за *** «О предоставлении земельного участка» следует, что предоставить в собственность спорный земельный участок не представляется возможным, так как Департаментом архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике Администрации г.Иркутска была предоставлена информация о расположении данного земельного участка в границах красных линий. Со ссылкой на п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» указали, что испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен только в арендное пользование.
В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно п. п. 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты); территории общего пользования -территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка, в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом, границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ (РДС 30-201-98), принятой Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998г. № 18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; при установлении границ землепользований; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения (п. 3.8).
Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000 (п. 4.1).
Исходя из смысла п. 8 ст. 42, ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, состав и содержание проектов планировки территории основываются на документах территориального планирования субъекта РФ, документах территориального планирования муниципального образования, к которым, в частности, относится Генеральный план города.
Аналогичным образом урегулирован данный вопрос в п. 20 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ (ред. От 08.11.2007г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», из содержания которого следует, что утверждение документации по планировке территории осуществляется на основе генеральных планов поселения.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 29.12.2004г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса РФ градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ.
Согласно ст. 9 ФЗ от 29.12.2003г. № 191-ФЗ (ред. От 04.12.2007г.) «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» Градостроительный кодекс РФ применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Судом установлено, что материалы землеустройства, представленные на согласование в Департамент Архитектуры и градостроительства Администрации г. Иркутска какой-либо информации о красных линиях не содержат (распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, кадастровый паспорт земельного участка).
В настоящее время в г.Иркутске действует Генеральный план города Иркутска 2007г., утвержденный Решением городской думы г. Иркутска от 28.06.2007г. № 004-20-390583/7.
Из представленного истцом сообщения Департамента Архитектуры и градостроительства Комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска от *** ***, ситуационного плана следует, что земельный участок, расположенный по адресу: ***, находится на территории, которая вошла в границы разработки «Проект планирования Иркутска-11», который на сегодня не утвержден в установленном законодательством порядке.
Таким образом, проект планировки территории не может действовать в отрыве от Генерального плана.
Оценивая в совокупности установленные по делу фактические обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что доказательств, подтверждающих, что земельный участок, расположенный по адресу: ***, находится в границах красных линий суду не представлено.
Согласно ст.ст. 2,19 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Учитывая, что Коноплевой Т.В. принадлежит исключительное право на приобретение спорного земельного участка в собственность, то есть право, принадлежащее только ей, это право заявителя и в силу прямого действия Конституции РФ является непосредственно действующим, при этом спорный земельный участок не изъят из оборота и не ограничен в нем, суд приходит к выводу о том, что в передаче заявителю в собственность спорного земельного участка не может быть отказано.
При этом, суд исходит из положений ст. 36 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования Коноплевой Т.В. основаны на законе и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Коноплевой Т.В. удовлетворить
Признать незаконным отказ Администрации г.Иркутска от *** *** о предоставлении в собственность Коноплевой Т.В. земельного участка, расположенного по адресу: ***.
Возложить на Администрацию г. Иркутска обязанность принять решение по заявлению Коноплевой Т.В. о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ***, в соответствии с требованиями действующего законодательства в установленный законом срок.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья