Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 сентября 2010г. г. Иркутск
Ленинский районный суд г. Иркутска в составе судьи Петровой Н.Д., при секретаре судебного заседания Олзоевой С.И., с участием истца Тюленева А.В., представителя ответчика Простакишиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1506/10 по иску Тюленева А.В. к ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска о признании незаконным налогового уведомления в части, обязании произвести перерасчет налога,
У С Т А Н О В И Л:
Тюленев А.В. обратился в суд с иском ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска о признании незаконным налогового уведомления в части, обязании произвести перерасчет налога. В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником 1/4 доли в общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу ***, и в связи с этим является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, установленного Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Из Инспекции ФНС России по Ленинскому округу г.Иркутска (далее также -Инспекция, налоговый орган) в 2008 году истцом было получено налоговое уведомление от *** *** на уплату налога на имущество физических лиц за 2008 год в сумме 252,81 руб. Данная сумма была уплачена истцом в полном объеме *** Кроме того, *** из Инспекции в ответ на заявление истца от *** было получено налоговое уведомление от *** *** на уплату налога на имущество за 2008 год, согласно которому сумма налога за 2008 год составила 1011,26 руб. При этом налоговый орган сообщил, что истец должен произвести доплату налога в размере 758,45 руб. (1011,26-252,81), в том числе по срокам уплаты в сумме 379,22 руб. до *** и в сумме 379,23 руб. до *** Налоговое уведомление от *** *** является незаконным в части перерасчета налога за 2008 год. Указанное налоговое уведомление незаконно налагает на истца обязанность по уплате налога в противоречие с требованиями Налогового Кодекса РФ, нарушает права как налогоплательщика. При этом истец исходит из следующего: 1. Налоговое уведомление от *** *** к доплате в бюджет в 2009 году налога на имущество за 2008 год в сумме 758,45 руб. принято в нарушение установленного НК РФ порядка исчисления налоговой базы и с превышением полномочий налоговых органов. Согласно п. 1 ст. 44 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ) обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Как установлено ст. 52 НК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В отношении налога на имущество физических лиц обязанность по исчислению налога возложена на налоговые органы п. 1 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». В силу п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность уплате налога прекращается уплатой налога налогоплательщиком. Из изложенных норм законодательства о налогах и сборах следует, что обязанность по уплате налога в конкретном размере за определенный налоговый период устанавливается в направляемом налогоплательщику налоговом уведомлении и прекращается с уплатой налога в этом размере. Таким образом, с момента уплаты налога на имущество физических лиц в указанном в налоговом уведомлении размере обязанности налогоплательщика, относящиеся к тому налоговому периоду, в отношении которого имеется налоговое уведомление, погашаются. Согласно п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. На основании налогового уведомления от *** *** на уплату налога на имущество физических лиц за 2008 год в сумме 252,81 руб. данная сумма налога была уплачена мною в бюджет в полном объеме *** посредством внесения денежных средств в банк. Таким образом, в соответствии с п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность истца как налогоплательщика в отношении налогового периода 2008 года прекратились. Следовательно, повторное вменение обязанности по уплате налога за 2008 год в налоговом уведомлении от *** *** к доплате в бюджет в 2009 году налога на имущество за 2008 год в сумме 758,45руб. является незаконным, поскольку обязанность по уплате налога за 2008 год в установленном законом порядке была погашена ранее. Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено полномочие налоговых органов по направлению повторных налоговых уведомлений после погашения в установленном порядке налогоплательщиком обязанности по уплате налогов. Подобных прав налоговому органу не предоставлено ни ст.ст. 31-32 НК РФ, определяющими общие права и обязанности налоговых органов, ни иными положениями Налогового кодекса, ни Законом РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации». Не предусмотрено подобных положений также и Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Налоговый орган ошибочно посчитал, что в данном случае имеются основания для вменения налога к доплате в бюджет в порядке перерасчета налоговых обязательств. Действительно, утвержденной Приказом ФНС России формой налогового уведомления предусмотрена возможность отражения в налоговом уведомлении перерасчета налога с указанием суммы налога к доплате или к уменьшению. Однако Инспекцией не учтено, что основания для перерасчета налога исчерпывающим образом установлены в ст. 54 НК РФ, устанавливающей общие принципы исчисления налоговой базы. Согласно п. 5 ст. 54 НК РФ в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговые органы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных. В соответствии с п. 4 ст. 11 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» сведения, необходимые для исчисления налогов в налоговые органы предоставляются органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами технической инвентаризации. В силу абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). Данное правило относится ко всем случаям исчисления налоговой базы, поскольку оно не ограничено по кругу лиц конкретными категориями налогоплательщиков (физические лица или организации) и по способу исчисления налога (самостоятельное исчисление налога налогоплательщиком или налоговым органом). Из данных норм следует, что единственным основанием для перерасчета налоговых обязательств является допущение при ее расчете ошибки (искажения) в результате недостатка имеющихся данных для исчисления налога, из-за чего происходит неправильное налогообложение в противоречие с фактическими обстоятельствами. В данном случае каких-либо доказательств, свидетельствующих о недостатке у налогового органа документально подтвержденных и полных сведений об объекте налогообложения, приведших к неправильному налогообложению за 2008 год, не имеется. Наоборот, как в первом налоговом уведомлении на уплату налога на имущество физических лиц за 2008 год от *** ***, так и во втором налоговом уведомлении на уплату налога на имущество физических лиц за 2008 год от *** *** указаны одни и те же сведения об объекте налогообложения: - 1/4 доли в общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу ***, с инвентаризационной стоимостью 1011257руб. Положения ст. 54 НК РФ не могут быть истолкованы расширительно, как предполагающие право налоговых органов в последующих налоговых периодах изменять размер налоговой обязанности налогоплательщика лишь на основании изменения позиции налогового органа в отношении толкования законодательства, поскольку в таком случае в нарушение п. 3 ст. 44, п. 3 ст. 45 НК РФ происходит возобновление налоговым органом той обязанности по уплате налога, которая является прекращенной. В налоговых правоотношениях расширительное толкование положений, возлагающих на налогоплательщиков обязанности, запрещено положениями п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. При таких обстоятельствах налоговое уведомление от *** *** к доплате в бюджет в 2009 году налога на имущество за 2008 год в сумме 758,45 руб. подлежит признанию незаконным, поскольку оно принято в нарушение установленного НК РФ порядка и с превышением полномочий налоговых органов. 2 Сумма налога 758,45 руб. к доплате за 2008 год, указанная в налоговом уведомление от *** ***, в том числе по срокам уплаты в сумме 379,22 руб. до *** и в сумме 379,23 руб. до ***, определены неправильно, в противоречие с положениями законодательства о налогах и сборах. Порядок исчисления налогов на имущество физических лиц определен Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». В силу ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 плательщиками признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Пунктом 2 ст. 5 указанного Закона установлено, что за строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. Согласно п. 1 ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Решением Думы г. Иркутска от 31.08.2005 № 004-20-160175/5 (в ред.25.102007) ставки налога на имущество физических лиц на 2008 год установлены в следующих размерах: суммарная инвентаризационная стоимость до 500тыс.руб. включительно - 01% налога, свыше 500 до 1000тыс.руб. включительно - 0,3%, свыше 1000 до 2000 тыс.руб. включительно - 0,4%, свыше 2000 тыс.руб. - 0,5%. Согласно налоговому уведомлению на уплату налога на имущество физических лиц за 2008 год *** ***, расчет налога на имущество был произведен налоговым органом путем применения ставки налога в размере 0,1, которая относится к инвентаризационной стоимости облагаемого имущества соразмерно мой доле в нем. Во втором налоговом уведомлении на уплату налога на имущество физических лиц за 2008 год от *** *** сумму к доплате в бюджет за 2008 год налоговый орган, как это видно из налогового уведомления, применил ставку 0,4%, которая соответствует стоимости всего имущества безотносительно принадлежащей мне доли в нем. При этом доля истца в праве общей собственности на имущество была учтена лишь при определении общей суммы налога к уплате. Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 38 НК РФ объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. В силу п. 1 ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. В данном случае объектом налогообложения в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» выступают определенные этим же законом виды имущества (жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения), налоговая база по которым определяется через стоимостную характеристику - суммарную инвентаризационную стоимость. Однако, при использовании суммарной инвентаризационной стоимости при перерасчете налога за 2008 год налоговым органом не было учтено, что согласно п. 2 ст. 252 ГК РФ является лишь инвентаризационная стоимость имущества соразмерно доле в праве общей собственности, а не инвентаризационная стоимость всего имущества. Иное бы означало, что стоимостная характеристика объекта налогообложения становится шире стоимости объекта, на которую имеет право налогоплательщик как его сособственник, что не согласуется с п. 1 ст. 53 НК РФ, ст. 1 Закона РФ «О налога на имущество физических лиц». Ссылки налогового органа (письмо от 08.02.2010 № 03-20/002096) на письмо Минфина России от 21.04.2008 № 03-05-04-01/19, разрешающего производить расчет налога на имущество физических лиц в том порядке, который был использован налоговым органом при определении размера перерасчета налога, являются несостоятельными. В силу п. 1 ст. 4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, в пределах своей компетенции лишь в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Ни Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», ни НК РФ Минфин России не уполномочен издавать нормативные правовые акты относительно исчисления налога на имущество физических лиц. Письма Минфина России согласно п. 1 ст. 1 НК РФ не входят в законодательство о налогах и сборах и потому не могут изменять или дополнять его. С учетом изложенного, налоговым органом сумма налога к доплате за 2008 год определена в налоговом уведомлении от ***год № *** неправильно, в противоречие с изложениями НК РФ и Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц». Правильной является сумма налога, определенная в налоговом уведомлении за 2008 год, которая и была уплачена истцом. Таким образом, налоговым уведомлением от *** *** к доплате в бюджет в 2009 году налога на имущество за 2008 год на истца незаконно возложена обязанность по уплате в 2009 году налога в сумме 758,45 руб. за 2008 год. Поскольку согласно ст. 52 НК РФ составленное налоговым органом налоговое уведомление от *** *** за 2008 год служит основанием для уплаты налога, но оно в силу изложенных выше причин возлагает на истца обязанности по уплате налога в противоречие с требованиями законодательства о налогах и сборах, то данное уведомление в соответствующей части подлежит признанию незаконным. В исковом заявлении Тюленёв А.В. просил налоговое уведомление от *** *** к доплате в бюджет в 2009 году налога на имущество физических лиц за 2008 год в сумме 758,45 руб. на имя Тюленева А.В. признать незаконным в части возложения обязанности по доплате налога на имущество физических лиц за 2008 год в сумме 758,45 руб.; обязать налоговый орган произвести соответствующий перерасчет налога на имущество физических лиц за 2008 год.; взыскать с ответчика госпошлину в размере 200 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 2000руб.
В судебном заседании истец Тюленев А.В. предъявленные требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснив, что являлся собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности квартиры, расположенной по адресу: ***. В настоящее время указанная квартира продана. Истцом было получено налоговое уведомление от *** *** на уплату налога на имущество физических лиц за 2008г. в сумме 252,81руб. Истцом была уплачена указанная сумма *** Также, в январе 2010г. из Инспекции в ответ на заявление истца пришло налоговое уведомление от *** *** на оплату налога на имущество за 2008г., согласно которому сумма налога за 2008г. составила 1011,26руб., с учетом уплаченных 252,81руб., необходимо было оплатить налог в размере 758,45руб. Оснований для перерасчета налога не было, закон за это время не изменился. За один период необходимо было дважды уплатить налог на имущество. Какими нормами права руководствовалось ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска, не известно. Изначально ставка налога на имущество физических лиц устанавливалась в зависимости от инвентаризационной стоимости 1/4 доли объекта недвижимости. Расчет налога на имущество был произведен налоговым органом путем применения ставки налога в размере 0,1%, которая относится к инвентаризационной стоимости облагаемого имущества соразмерно доли истца в нем. Налог на имущество физических лиц за 2008г. составил - 252,81руб. В дальнейшем, налоговым органом был произведен перерасчет налога на имущество физических лиц, в соответствии с разъяснениями Минфина России от 21.04.2008г. № 03-05-04-01/19. Ставка налога, в соответствии с указанными разъяснениями, на имущество физических лиц устанавливалась в зависимости от инвентаризационной стоимости всего объекта недвижимости, а не его доли, принадлежащей налогоплательщику. Истец считает это незаконным, поскольку Министерство финансов РФ не уполномочено издавать нормативные правовые акты относительно исчисления налога на имущество физических лиц. Письма Минфина РФ не входят в законодательство о налогах и сборах и потому не могут изменять или дополнять его. Разъяснения Министерства финансов РФ не являются обязательными для налогоплательщика. Согласно нормам ст. 54 НК РФ, единственным основанием для перерасчета налоговых обязательств является допущение при ее расчете ошибки (искажения) в результате недостатка имеющихся данных для исчисления налога. Перечень оснований для перерасчета налоговых обязательств, в указанной норме закона, исчерпывающий, расширенному толкованию не подлежит. Ответчиком не представлено доказательств о недостатке у налогового органа сведений для исчисления налога. В связи с чем, налоговый орган не имел права производить перерасчет налогового обязательства. В налоговых правоотношениях расширительное толкование положений, возлагающих на налогоплательщиков обязанности, запрещено п. 7 ст. 3 ГК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Истец просил налоговое уведомление от *** *** к доплате в бюджет в 2009 году налога на имущество физических лиц за 2008 год в сумме 758,45 руб. на имя Тюленёва Антона Владимировича признать незаконным в части возложения обязанности по доплате налога на имущество физических лиц за 2008 год в сумме 758,45 руб.; обязать налоговый орган произвести соответствующий перерасчет налога на имущество физических лиц за 2008 год.; взыскать с ответчика госпошлину в размере 200 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 2000руб.
Представитель ответчика Простакишина О.А., действующая на основании доверенности, с объемом полномочий, предусмотренных ст. 54 ГПК РФ, предъявленные требования не признала, суду пояснила, что в соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками - физическими лицами признаются физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги. На основании ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Согласно п. 1 ст. 1 Закона налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В случае если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Таким образом, по общему правилу обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у каждого собственника имущества. Объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (ст. 2 Закона). В соответствии с п. 1 ст. 3 и п. 2 ст. 5 Закона, а также учитывая, что Законом не предусмотрены в качестве объекта налогообложения доли в праве собственности на имущество, в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, определена инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2005 N 493-О). В связи с этим ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются применительно к инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, указанных в ст. 2 Закона. На основании изложенного, сумма налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности или общей совместной собственности нескольких физических лиц, исчисляется налоговым органам исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения и налоговой ставки, соответствующей инвентаризационной стоимости объекта. В случае если на территории одного муниципального образования у налогоплательщика имеется несколько объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве общей долевой собственности или праве общей совместной собственности, сумма налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов недвижимости исчисляется налоговыми органами исходя из суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов недвижимости, находящихся в общей долевой собственности или общей совместной собственности данного налогоплательщика, и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости соответствующих объектов недвижимости. В соответствии со ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 № 2003-1, Решением Думы г. Иркутска от 31.08.2005 № 004-20-160175/5 *** налоговым органом исчислен налог на имущество физических лиц на 2008 год в отношении 1/4 доли квартиры, расположенной по адресу ***, в размере 252,81 руб., согласно налоговому уведомлению *** от *** В соответствии с письмом Минфина России от 17.04.2008 №03-05-04-01/19 *** проведен перерасчет по налогу на имущество физических лиц за 2008 год в отношении имущества, находящегося в общей долевой и (или) общей совместной собственности. Согласно налоговому уведомлению на уплату налога на имущество физических лиц *** от *** сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за 2008 год составляет 1011,26 руб., с учетом ранее оплаченной суммы налога за 2008 год в 252,81 руб., к доплате в бюджет подлежит 758,45 руб., в том числе по срокам уплаты 379,22 руб. до *** и 379,23 руб. до ***. В соответствии с внесенными Федеральным законом от 28.11.2009 № 283-ФЗ *** произведен перерасчет по налогу на имущество физических лиц за 2009 год, сумма к уменьшению составила 925,30 рублей. Более того, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации введена прямая обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые даны Минфином России, в связи, с чем инспекция руководствовалась при перерасчете налога на имущество физических лиц за 2008 год письмом Минфина России от 17.04.2008 №03-05-04-01/19. На основании изложенного, ответчик полагает, что в удовлетворении заявленных требований Тюленёву А.В. необходимо отказать.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991г. № 2003-1 плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
Судом установлено, что Тюленев А.В. является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности четырехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: ***. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права *** *** от ***
Объектами налогообложения, в силу ст. 2 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991г. № 2003-1 в ред. ФЗ от 05.04.2009г. N 45-ФЗ, признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Согласно ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991г. № 2003-1 налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991г. № 2003-1 ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.
Решением Думы г. Иркутска «Об установлении и введении в действие некоторых налогов на территории г. Иркутска», принятым на 16 заседании городской Думы 4 созыва 31.08.2005г. установлены ставки налога на жилые дома, квартиры, дачи, гаражи в следующих размерах: суммарная инвентаризационная стоимость до 500тыс.руб. включительно - 01%, свыше 500 до 1000тыс.руб. включительно - 0,3%, свыше 1000 до 2000 тыс.руб. включительно - 0,4%, свыше 2000 тыс.руб. - 0,5%.
Как усматривается из налогового уведомления на уплату налога на имущество физических лиц за 2008г. *** от ***, налоговый орган исчислил к оплате Тюленеву А.В. сумму налога за 2008г. с применением налоговой ставки 0,1% в сумме 252,81руб. Ставка налога установлена соразмерно доле истца в объекте налогообложения.
Налог на имущество физических лиц в размере 252,81руб. Тюленевым А.В. оплачен ***, что подтверждается квитанциями ***, *** от ***
В соответствии с Письмом Министерства Финансов РФ от 21 апреля 2008 г. № 03-05-04-01/19 ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются применительно к инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, указанных в статье 2 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991г. № 2003-1. Сумма налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности или общей совместной собственности нескольких физических лиц, должна исчисляться налоговыми органами исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения и налоговой ставки, соответствующей инвентаризационной стоимости объекта.
В соответствии с указанным письмом Минфина России от 21 апреля 2008 г. № 03-05-04-01/19, налоговым органом произведен перерасчет по налогу на имущество физических лиц за 2008г. в отношении имущества, находящегося в общей долевой и (или) общей совместной собственности.
Как усматривается из налогового уведомления на уплату налога на имущество физических лиц за 2008г. *** от ***, налоговый орган исчислил к оплате Тюленеву А.В. сумму налога за 2008г. с применением налоговой ставки 0,4% в сумме 1011,26руб. С учетом ранее оплаченной суммы налога за 2008г. в размере 252,81руб., к оплате подлежит сумма налога в размере 758,45руб. Ставка налога установлена, исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения. Сумма налога исчислена исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения и налоговой ставки, соответствующей инвентаризационной стоимости объекта.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание указания Министерства Финансов РФ от 21 апреля 2008 г. № 03-05-04-01/19 о применении с 01 января 2008г. порядка исчисления суммы налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности, а именно: установлении ставки налога, исходя из инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, учитывая, что Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991г. № 2003-1 в ред. ФЗ от 05.04.2009г. N 45-ФЗ не предусмотрены в качестве объекта налогообложения доли в праве общей долевой собственности на имущество, а в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, определена инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, в связи с чем, ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются применительно к инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, указанных в статье 2 Закона, суд приходит к выводу о правомерности действий ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска о перерасчете налога на имущество физических лиц за 2008 год в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности, принадлежащего Тюленеву А.В.
Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 28.11.2009г. № 283-ФЗ внесены изменения в Закон РФ от 09.12.1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", в том числе статья 2 изложена в следующей редакции: объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: 1) жилой дом; 2) квартира; 3) комната; 4) дача; 5) гараж; 6) иное строение, помещение и сооружение; 7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 настоящей статьи.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 28.11.2009г. № 283-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие после 01 января 2009г., то есть налог на имущество физических лиц по новым правилам уплачивается за 2009г., в связи с чем, налоговым органом 03.02.2010г. произведен перерасчет по налогу на имущество физических лиц за 2009г. по отношению 1/4 доли в праве общей долевой собственности квартиры, расположенной по адресу: ***, принадлежащей Тюленеву А.В., сумма к уменьшению составила 925,30руб.
Доводы истца о том, что Министерство финансов РФ не уполномочено издавать нормативные правовые акты относительно исчисления налога на имущество физических лиц, что разъяснения Министерства финансов РФ не являются обязательными для налогоплательщика, не входят в законодательство о налогах и сборах и потому не могут изменять или дополнять его, не основаны на законе, поскольку в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.
Остальные налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.
Правила, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, распространяются также на налоговых агентов.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговые органы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных.
Доводы истца о том, что нормами ст. 54 НК РФ предусмотрено единственное основание для перерасчета налоговых обязательств - допущение при ее расчете ошибки (искажения) в результате недостатка имеющихся данных для исчисления налога, что перечень оснований для перерасчета налоговых обязательств в указанной норме закона исчерпывающий, расширенному толкованию не подлежит, суд находит несостоятельными, поскольку вышеуказанная норма закона содержит общие вопросы исчисления налоговой базы и регулирует порядок перерасчета налоговой базы в случае обнаружения ошибок (искажений). Действующее налоговое законодательство не содержит исчерпывающего перечня оснований для перерасчета налоговых обязательств.
Таким образом, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Тюленева А.В. не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, судья
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Тюленеву А.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья