Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 декабря 2010 г. г. Иркутск
Ленинский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Касьяновой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Сапожниковой Н.А.
в присутствии:
прокурора Нарижняк О.Н.,
истицы Быковой Т.В.
представителей ответчика Простакишиной О.А., действующей на основании доверенности №08/15 от 01.04.2010 г., Павловой О.В., действующей на основании доверенности №08/29 от 18.11.2010 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3241-2010 по иску Быковой Т.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска о признании незаконным приказа об увольнении № от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленного иска истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ она была принята на должность специалиста 3 разряда отдела работы с налогоплательщиками в ИФНС по Ленинскому району г. Иркутска. Срок действия контракта - на период отпуска Т. по уходу за ребенком по достижении им возраста 3 лет. ДД.ММ.ГГГГ между работодателем и истцом заключено дополнительное соглашение к служебному контракту и раздел «срок действия контракта» изложен в редакции «на период отпуска В. по уходу за ребенком». Согласно приказа о предоставлении отпуска В. № 03.12.2007 года В. предоставлен отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно приказа о предоставлении отпуска истцу № от ДД.ММ.ГГГГ ей предоставлен отпуск по уходу за ребенком по достижении им 3-хлетнего возраста с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. 22.09.2010 года ей направлено уведомление о предстоящем увольнении с ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта. ДД.ММ.ГГГГ приказом № она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы, уволена в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта по п. 2. ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». С данным приказом не согласна, т.к. согласно ст. 81 ТК РФ не допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период временной нетрудоспособности работника и в период пребывания в отпуске. В ст. 261 ТК РФ закреплены гарантии женщинам, имеющим детей. Просила признать приказ об увольнении незаконным, восстановить на работе в должности специалиста 3 разряда отдела работы с налогоплательщиками в ИФНС по Ленинскому району г. Иркутска с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании истец поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, дополнительно суду пояснила, что когда она находилась в отпуске по уходу за ребенком, ей позвонили с работы, предупредили, что с ДД.ММ.ГГГГ ее уволят по окончании срочного служебного контракта. Через некоторое время ей по почте прислали письменное уведомление об увольнении. Она получила его 30 сентября 2010 г. Не согласна с увольнением, т.к. ответчик не предложил ей другую должность, хотя после ее увольнения трудоустроили других людей. Когда был издан приказ об увольнении, звонили с отдела кадров, предложили ознакомится с приказом об увольнении, но ей не с кем было оставить ребенка, поэтому она отказалась знакомится с приказом об увольнении. Этот приказ она увидела уже в прокуратуре Ленинского района, куда обращалась с жалобой на незаконное увольнение. В прокуратуре ей не помогли, поэтому она вынуждена была обратиться с иском в суд. Не согласна с увольнением, т.к. работодателю запрещено увольнять женщин, имеющих детей, в период отпуска. Кроме того, ей предоставили отпуск по уходу за ребенком до 2013 г., а сами уволили. Г. до сих пор работает, ее почему то не увольняют.
Представители ответчика Простакишина О.А., Павлова О.В. с исковыми требованиями не согласились, представили письменные возражения на иск, дополнительно суду пояснили, что с истцом был заключен срочный служебный контракт, основанием увольнения является истечение срока служебного контракта. Ст. 261 абзац 4 ТК в данном случае не применима, т.к. она устанавливает запрет на увольнение только для случаев, когда инициатором расторжения трудового договора является работодатель. Истечение срока трудового договора к таким случаям не относится и в силу ст. 77 ТК РФ является самостоятельным основанием прекращения трудового договора. С приказом об увольнении истицу не ознакомили, т.к. известили ее по телефону, предложили подъехать в отдел кадров, ознакомиться с приказом, истица отказалась. Ей направили уведомление о необходимости получить трудовую книжку. На момент увольнения истца имелось две вакансии - в юридическом отделе и в отделе информационных технологий. Обе должности требуют специальных профессиональных знаний, которых у истицы нет. Обе должности замещались по конкурсу. С требованием о компенсации морального вреда также не согласились, т.к. заявителем не представлены доказательства наличия морального вреда, причинно-следственной связи между конкретными действиями ответчика и наступившими у нее какими-либо негативными последствиями. Просили в иске отказать полностью.
Суд, выслушав пояснения истца, представителей ответчика, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ между и.о. начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска Андреевой С.Р. и Быковой Т.В. был заключен срочный служебный контракт № на основании приказа о приеме на работу и назначении на должность от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 30-34), в соответствии с которым истец принята на должность специалиста 3 разряда отдела работы с налогоплательщиками с ДД.ММ.ГГГГ. Служебный контракт заключен на период отпуска Т. по уходу за ребенком по достижении им 3-летнего возраста. Данный служебный контракт подписан Быковой Т.В. ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с выходом из отпуска по уходу за ребенком Т. с 11.03.2008 года, Быкова Т.В. была переведена на должность специалиста 3 разряда отдела работы с налогоплательщиками на период отпуска В. по уходу за ребенком, что подтверждается заявлением Быковой Т.В. от 27.02.2008 года (л.д. 28) и приказом № о переводе (л.д. 27). Дополнительным соглашением к служебному контракту ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в служебный контракт и срок действия служебного контракта был заключен на период отпуска В. по уходу за ребенком (л.д. 26).
Таким образом, с истцом был заключен срочный служебный контракт на время выполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы.
28.04.2010 года у истицы Быковой Т.В. родился ребенок, в связи с чем ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком по достижении им 3-х летнего возраста с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается приказом от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 24).
В соответствии со ст. 15 ТК РФ, трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В ст. 56 ТК РФ закреплено понятие трудового договора - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
В силу ст. 58 ТК РФ, трудовые договоры могут заключаться:
1) на неопределенный срок;
2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.
Срочный трудовой договор заключается на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы (ст. 59 ТК РФ).
Как было установлено в судебном заседании с истцом был заключен срочный служебный контракт на период отпуска В. по уходу за ребенком.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ основанием прекращения трудового договора является: истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.
Срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника (ст. 79 ТК РФ)
Расторжение срочного служебного контракта производится в порядке, установленном ст. 35 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службы Российской Федерации» : срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.
В определении Конституционного суда РФ от 15.07.2010 года № 1002-О-О указано, что прекращение трудового договора в связи с истечением срока его действия соответствует общеправовому принципу стабильности договора; работник, давая согласие на заключение трудового договора в предусмотренных законом случаях на определенный срок, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного периода, в том числе в связи с выходом на работу работника, за которым в соответствии с действующим законодательством сохраняется место работы (должность).
Как усматривается из приказа от ДД.ММ.ГГГГ № № В. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком по достижении им 3-х летнего возраста с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25). Факт выхода В. из отпуска с ДД.ММ.ГГГГ подтверждается табелем учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (л.д. 49-77), согласно которому В. отработала в октябре 40 часов. 22.09.2010 года истцу было направлено уведомление о предстоящем увольнении в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта (л.д. 21). Данное уведомление было направлено истцу почтовым отправлением заказной корреспонденцией, что подтверждается почтовым реестром от 22.09.2010 года (л.д. 23) и уведомлением о вручении Быковой Т.В. (л.д. 22). В судебном заседании истица подтвердила, что получила уведомление о предстоящем прекращении срочного служебного контракта 30.09.2010 г.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № был прекращен срочный служебный контракт № заключенный с Быковой Т.В. в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта (л.д.20). Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ей было предложено явиться за трудовой книжкой, либо дать письменное согласие на отправление трудовой книжки по почте (л.д. 17).
Таким образом, истец знала о том, что она принята на работу по срочному служебному контракту на период отпуска В. по уходу за ребенком, данный факт подтверждается ее личным заявлением, была своевременно извещена о предстоящем увольнении. В связи с чем, суд не находит оснований для признания приказа об увольнении незаконным и восстановлении истца на работе.
Довод истца о том, что другие работники налоговой инспекции, принятые на ее место не были уволены, не нашел своего подтверждения в судебном заседании.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № была принята на работу П. в отдел работы с налогоплательщиками специалистом 2 разряда на период отпуска по беременности и родам Быковой Т.В. (л.д. 41), с ДД.ММ.ГГГГ с П. был расторгнут служебный контракт в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта.
Г. была принята на работу на период отпуска Б. (л.д. 40), приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Г. была переведена в отдел работы с налогоплательщиками на период отпуска по беременности и родам Быковой Т.В. (л.д. 43). Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Г. переведена в отдел работы с налогоплательщиками на период отпуска Н. по уходу за ребенком (л.д. 47).
Довод истицы о том, что работодателем не были приняты меры к ее трудоустройству, не основан на нормах закона, также как и довод о том, что после ее увольнения в налоговую инспекцию принимались другие работники.
Кроме того, суд не согласен с доводом истца о том, что ее нельзя было увольнять в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, который был предоставлен ей по 2013 г.
Как было указано выше, с истцом был заключен срочный служебный контракт на период замещения работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, за которым сохраняется место работы. В силу закона (ст. 79 ТК РФ) такой договор прекращает свое действие с выходом основного работника на работу.
В данном случае срок действия трудового договора с истцом истекал в момент выхода на работу основного работника В.
Ст. 261 Трудового кодекса РФ устанавливает гарантии беременным женщинам и женщинам, имеющим детей, при расторжении трудового договора, в том числе и в случае истечения срочного трудового договора.
Однако на момент выхода на работу основного работника В., Быкова Т.В. не являлась беременной женщиной, а находилась в отпуске по уходу за ребенком, в связи с чем на нее не могли распространяться гарантии, предусмотренные ч. ч. 2 и 3 ст. 261 ТК РФ.
Не распространялись на истца на момент прекращения с ней трудового договора и гарантии, предусмотренные ч. 4 ст. 261 ТК РФ, поскольку увольнение в связи с истечением срока трудового договора не относится к основаниям увольнения по инициативе работодателя, в связи с чем ответчик вправе был расторгнуть с истцом трудовой договор ДД.ММ.ГГГГ года на основании п. 2 ст. 77 ТК РФ в связи истечением его срока действия.
Запрет на увольнение работников в период пребывания в отпуске (в том числе и в отпуске по уходу за ребенком) содержит только ст. 81 ТК РФ, содержащая основания увольнения по инициативе работодателя.
Между тем, как указано выше, увольнение по истечении срока трудовой договора, предусмотренное п. 2 ст. 77 ТК РФ, является самостоятельным основанием для прекращения трудового договора и не относится к расторжению договора по инициативе работодателя.
Таким образом, суд не усматривает оснований для признания увольнения истицы в связи с истечением срочного служебного контракта незаконным, в связи с чем данное требование истицы удовлетворению не подлежит.
Истцом также заявлено требование о компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Однако как было установлено в судебном заседании, увольнение истца было произведено законно, в связи с чем требования о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Быковой Т.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска о признании незаконным приказа об увольнении № от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья: