РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2010 года Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Батаен М.В. при секретаре Финогеновой А.О., с участием истца Агафоновой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3328/2010 по иску Агафоновой Н.А. к администрации г. Иркутска о признании права собственности на самовольную постройку,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленных исковых требований истец Агафонова Н.А. указала, ей на основании договора купли-продажи от *** г. принадлежит жилой дом расположенный по адресу: г. Иркутск, ***. Согласно этого договора, истцу принадлежит жилой кирпичный дом с жилым пристроем, общей площадью 52,8 кв.м, жилой 29,5 кв.м. В 2000 г. площадь данного дома изменилась за счет возведения жилого пристроя и на настоящий момент составляет - общая - 75,4 кв.м, жилая - 30,4 кв.м. В августе 2009 года, она обратилась в администрацию г. Иркутска с заявлением о согласовании проведенной перепланировки указанного жилого помещения. На ее заявление ответа не получено.
Просит признать за ней Агафоновой Н.А. право собственности на жилой кирпичный дом Лит. «А» с жилым кирпичным пристроем Лит. «А1», общей площадью 75,4 кв.м, жилой-30,4 кв.м, расположенного по адресу: г. Иркутск, ***.
В судебном заседании истец Агафонова Н.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении, пояснила, что они купили горевший дом, потом пристрой к дому развалился, и они его перестроили, только увеличили площадь пристроя на метр, но возведен он в рамках земельного участка. Они снесли сгоревшие перегородки, и потом их по-другому поставили. Межевание земельного участка делали с соседями.
В судебное заседание ответчик администрация г. Иркутска в лице своего представителя не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще,не представили суду доказательств уважительности своей неявки в судебное заседание.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Обсудив причины неявки ответчика в судебное заседание, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, суд признает их не уважительными и полагает рассмотреть дело в отсутствии не явившегося ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела и, оценив все представленные доказательства, в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Самовольной постройкой согласно п.1,2 статьи 222 ГК РФ является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законами, иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.
Судом установлено, что Агафонова Н.А. является собственником жилого дома расположенного по адресу: г. Иркутск, *** на основании договора купли-продажи от *** г. (л.д. 6). Согласно договору купли-продажи указанный жилой дом состоит из одного жилого кирпичного дома общей площадью 53,0 кв.м, в том числе жилой 29.0 кв.м., двух сараев, уборной и ограждения. Жилой дом принадлежит Ф***, И***, И1*** на основании дубликата, выданного *** от *** г., за № *** свидетельства о праве на наследство по закону, выданного *** *** г. за № ***, зарегистрированного в БТИ г. Иркутска *** г. за № ***, и свидетельства о праве на наследство по закону от *** г. за № ***, удостоверенного *** за р№ ***, зарегистрированного в БТИ г. Иркутска *** г. за № *** и справки БТИ г. Иркутска *** г. за № ***. Договор зарегистрирован в БТИ администрации г. Иркутска *** г. р№ ***.
Из заключения МУП БТИ г. Иркутска от *** г. (л.д. 18), следует, что по данным МУП БТИ г. Иркутска по адресу: г. Иркутск, *** собственником жилого дома является Агафонова Н.А. на основании договора купли-продажи от *** г. р № ***. По данным технической инвентаризации от *** г. на земельном участке площадью 515 кв.м. находился выстроенный в 1960 г. жилой одноэтажный кирпичный дом Лит. А с кирпичным жилым пристроем Лит. А1. Полезная площадь дома составляла 52,8 кв.м, жилая - 29,5 кв.м. На момент обследования от *** г. установлено: на земельном участке площадью 549 кв.м расположен выстроенный в 1960 г. жилой одноэтажный кирпичный дом Лит. А. с возведенным в 2000 г. жилым кирпичным пристроем. Полезная площадь дома - 75,4 кв.м, жилая площадь - 30,4 кв.м. В доме снесены межкомнатные перегородки и возведены новые из кирпича, сделан ремонт. Жилой пристрой Лит. А1 снесен из-за ветхости и возведен заново большего размера. Техническое состояние Лит. А удовлетворительное, износ 30%. Техническое состояние Лит. А1 хорошее, износ -10%. Кроме этого на участке расположены: гараж, баня, 2 сарая, навес, уборная и ограждение.
Судом так же были исследованы: технический паспорт на объект индивидуального жилищного строительства расположенного по адресу: г. Иркутск, ***, составленным МУП «БТИ г. Иркутска» по состоянию на *** г. и инвентарное дело № *** на частное домовладение по адресу: г. Иркутск, ***.
Самовольной постройкой согласно п.1,2,3 статьи 222 ГК РФ является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законами, иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Документов, подтверждающих правовые основания владения земельным участком, расположенного по адресу: г. Иркутск, ***, как установлено судом, у истца Агафоновой Н.А. нет. Однако, в материалах инвентарного дела имеется выписка из решения Исполкома Ленинского райсовета депутатов трудящихся № *** от *** г. «Об отводе земельного участка индивидуальным застройщикам», согласно которой Д*** был отведен земельный участок по адресу: г. Иркутск, ***, усадьба № ***. *** г. на основании договора № *** о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительств индивидуального жилого дома на право личной собственности, Д*** был предоставлен земельный участок на праве бессрочного пользования земельным участком в г. Иркутск, ***.
Применительно к п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ, при переходе прав собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Из чего суд делает вывод о том, что к истцу Агафоновой Н.А. при приобретении жилого дома по Договору купли-продажи, расположенного по адресу: г. Иркутск, ***, перешло право пользования земельным участком, расположенным по данному адресу, так как первоначальному собственнику Д*** земельный участок принадлежал на праве бессрочного пользования.
При этом суд обоснованно полагает, что у истца возникло право на земельный участок, на котором возведена самовольная постройка, поскольку на основании Договора купли-продажи истцу перешло право пользования земельным участком по ул. г. Иркутск, ***, так как предыдущим собственникам земельный участок принадлежал на основании свидетельств о праве на наследство, зарегистрированных в установленном порядке на тот период времени, а первоначальному собственнику земельный участок принадлежал на праве бессрочного пользования, в дальнейшем за иными собственниками домовладения земельный участок должен был быть закреплен под имеющимся строением.
В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, осуществившим самовольную постройку, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Судом установлено, что спорный жилой дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, *** соответствует санитарным нормам, противопожарной безопасности, всем требованиям, не нарушает права и интересы других лиц, что подтверждается заключением ОГПН г. Иркутска от *** г. № ***, из которого следует, что ОГПН г. Иркутска проведя проверку противопожарного состояния индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, ***, соответствует требования пожарной безопасности. Согласно заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» № *** от *** г. индивидуальный жилой дом по адресу: г. Иркутск, *** под литерой А, а также жилой пристрой под литерой А1, пользователем которых является Агафонова Н.А., общей площадью 75,4 кв.м., в том числе жилой 30,4 кв.м., выстроенный на земельном участке площадью 549 кв.м., территория которого определена под зону застройки индивидуальными жилыми домами согласно представленному обследованию и представленными материалами, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.1.2.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Данные доказательства судом расцениваются в качестве доводов, подтверждающих, что самовольное строение соответствует санитарным нормам, нормам противопожарной безопасности.
Исследованными в судебном заседании доказательствами, согласованиями компетентных органов, подтверждено, что самовольная постройка не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем, суд полагает возможным признать право собственности на самовольное строение за истцом в судебном порядке.
Доказательств, подтверждающих невозможность сохранения самовольной постройки в виду нарушения ей прав и охраняемых законом интересов других лиц либо создания угрозы жизни и здоровью граждан представлено не было и суд такими доказательствами не располагает.
При таких обстоятельствах исковые требования Агафоновой Н.А. о признании за ней права собственности на самовольно возведенный дом, подлежат удовлетворению.
Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, их взаимной связи, с учетом достаточности, достоверности, относимости и допустимости, суд полагает исковые требования удовлетворить.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Агафоновой Н.А. УДОВЛЕТВОРИТЬ.
Признать за Агафоновой Н.А. право собственности на жилой кирпичный дом, Лит. «А» с жилым кирпичным пристроем Лит. «А1», общей площадью 75,4 кв.м, в том числе жилой-30,4 кв.м, расположенного по адресу г. Иркутск, ***.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней.
Судья М.В. Батаен