Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2010 года Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Хамди Е. В., при секретаре судебного заседания Макаровой К. В., с участием представителя истца Калинина В. Н. адвоката Старковой С.А., действующей по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2880/10 по иску Калинина В.Н. к Администрации г. Иркутска о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным
УСТАНОВИЛ:
Калинин В. Н. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г. Иркутска о признании незаконным отказа администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении в собственность Калинина В. Н. под эксплуатацию существующего индивидуального дома со служебно-хозяйственными строениями земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований Калинин В. Н. указал на то, что он является собственником одноэтажного бревенчатого дома, состоящего из трех комнат, общей площадью 57 кв. м, инв. № расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом ФИО3, реестровый №, дубликат которого выдан нотариусом ФИО4, реестровый № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом ФИО5, реестровый №, свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом ФИО5, реестровый №.
Калинин В. Н. обратился в администрацию г. Иркутска с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска сообщил Калинину В. Н., что представить указанный земельный участок не представляется возможным, так как при согласовании проекта постановления администрации г. Иркутска Комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска была предоставлена информация о расположении данного земельного участка в границах красных линий.
В фактическом пользовании Калинина В. Н. находился земельный участок площадью 1034 кв.м. Департамент архитектуры и градостроительства представил площадь откорректированного земельного участка по адресу: <адрес>, которая составляет 998 кв.м. и не включается в красную линию. Истец перенес ограждения своего земельного участка в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в <адрес>»).
Домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, существует с 1918 г. Семья истца имеет дом на праве собственности по указанному адресу и пользуется на законных основаниях земельным участком с 1945 г.
Истец полагает, что решением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № нарушено предусмотренное п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ исключительное право истца, являющегося собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 20, 28, 36, 61 ЗК РФ, ст. 12 ГК РФ Калинин В.Н. просил суд признать незаконным отказ администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении в собственность Калинина В. Н. под эксплуатацию существующего индивидуального дома со служебно-хозяйственными строениями земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; обязать администрацию г. Иркутска вынести постановление о предоставлении ему земельного участка в собственность бесплатно.
Истец Калинин В. Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя по доверенности Старковой С.А.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Старкова С. А. исковые требования о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным поддержала, просила иск удовлетворить.
От исковых требований в части признания права собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, отказалась, о чем представила письменное заявление.
Представитель ответчика Администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, ходатайств, заявлений не поступило.
Суд, обсудив неявку истца Калинина В.Н., представителя ответчика Администрации г.Иркутска. уведомленных надлежащим образом, приходят к выводу о возможности рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела и, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Калинин В.Н. является собственником одноэтажного бревенчатого дома, состоящего из трех комнат, общей площадью 57 кв.м, инв. №, расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>, выданным на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом ФИО3, реестровый №, дубликат которого выдан нотариусом ФИО4, реестровый № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом ФИО5, реестровый №, свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом ФИО5, реестровый №. Представлен технический паспорт на жилой дом индивидуального жилищного фонда по адресу <адрес> собственника Калинина В. Н.
Как следует из материалов дела истец обратился в администрацию г. Иркутска с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска в письме от ДД.ММ.ГГГГ № указал, что представить указанный земельный участок не представляется возможным, так как при согласовании проекта постановления Администрации г. Иркутска Комитетом по градостроительной политике Администрации г. Иркутска была предоставлена информация о расположении данного земельного участка в границах красных линий и, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, может быть предоставлен только в арендное пользование.
Частью 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Порядком прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории г. Иркутска, утвержденным решением Думы г. Иркутска от 21.05.2009г. №004-20-611060/9, предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, заявитель подает в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска заявление об утверждении схемы расположения земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемого размера и местоположения и приложением документов, предусмотренных п.2 настоящего Порядка.
Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Главой 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлен порядок ведения государственного кадастрового учета.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в состав документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, которые необходимо представлять в орган кадастрового учета, входит межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 указанного Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка.
Следовательно, чтобы осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного расположенный по адресу: <адрес>, необходимо получить распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска об утверждении схемы расположения земельного участка, содержащее разрешенное использование данного земельного участка.
Из пояснений истца следует, что домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, существует с 1918 г. Семья истца имеет дом на праве собственности по указанному адресу и пользуется на законных основаниях земельным участком с 1945 г.
Из архивной выписки от ДД.ММ.ГГГГ № № Решения исполнительного комитета Иркутского городского Совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № «Об упорядочении индивидуальной застройки» следует, что рассмотрев предложения комиссии и руководствуясь генеральным планом планировки и застройки города, исполком городского Совета депутатов трудящихся решил предложить Ленинскому райсовету депутатов трудящихся оформить отводы участков индивидуальной застройки прошлых лет постоянного типа и не нарушающих общую планировку по поселку Ново-Ленино.
Согласно свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом ФИО3, реестровый №, дубликат которого выдан нотариусом ФИО4, реестровый № от ДД.ММ.ГГГГ, наследниками имущества умершей ФИО7 являлся ее муж ФИО8 и сын Калинин В. Н. Наследственное имущество по <адрес>, расположено на земельном участке мерой 1034 кв.м. Указанное домовладение принадлежало наследодателю на основании договора купли-продажи, удостоверенного Иркутской Ленинской нотариальной конторой от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в реестре № и справки учетно-технического бюро Иркутского Горкомхоза от ДД.ММ.ГГГГ за №.
В соответствии с кадастровой выпиской от ДД.ММ.ГГГГ № площадь земельного участка по адресу: <адрес> составляла 1034 кв.м.
В фактическом пользовании Калинина В.Н. находился земельный участок площадью 1034 кв.м.
В целях установления границ земельного участка для его постановки на государственный кадастровый учет и обеспечения государственной регистрации прав и налогообложения на основании заявления ФИО16 МУП «БТИ <адрес>» подготовлены материалы для составления схемы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. По результатам полевых и камеральных работ составлен проектный план окружной границы и застройки участка, подсчитана проектная площадь всего участка, а также площади зданий, составлены каталоги координат. По окончанию землеустроительных работ сформированы материалы для составления схемы расположения земельного участка Согласно представленных материалов МУП «БТИ <адрес>» материалов проектная площадь спорного земельного участка составляет 998 кв. м.
В соответствии с корректурным листом по материалам инвентаризации земельного участка граница спорного земельного участка откорректирована по планировочной структуре улицы. Департамент архитектуры и градостроительства указал площадь откорректированного земельного участка по адресу: <адрес>, которая составляет 998 кв.м. и указал произвести перенос ограждения по откорректированной границе земельного участка. Истец данное требование выполнил и перенес ограждения по откорректированной границе земельного участка
Пунктом 9 Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории г. Иркутска, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 21.05.2009 года № 004-20-611060/9 предусмотрено, что комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска в 30-дневный срок с момента регистрации заявления об утверждении схемы расположения земельного участка утверждает ее распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска и выдает ее заявителю либо готовит и направляет ему мотивированный отказ.
Распоряжением заместителя мэра - председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом от 21.12.2009 г. № 504-02-6087/9 «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в <адрес>» утверждена схема расположения земельного участка площадью 998 кв. м., расположенного на землях населенных пунктов в <адрес>, под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями.
Отказ администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении в собственность Калинина В. Н. под эксплуатацию существующего индивидуального дома со служебно-хозяйственными строениями земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, нарушает исключительное право Калинина В. Н. на приватизацию данного земельного участка.
Обсуждая вопрос о нахождении спорного земельного участка в «границах красных линий», а также законность и обоснованность отказа его предоставления в собственность Калинина В. Н. под эксплуатацию существующего индивидуального дома со служебно-хозяйственными строениями по этому основанию, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - автомобильные дороги).
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Доказательств, подтверждающих нахождение земельного участка по адресу: <адрес> или его части в границах красных линий в силу ст. 56 ГПК РФ, ответчиком суду не представлено.
Оценивая доказательства в совокупности, фактические обстоятельства и применяя к спорным правоотношениям нормы действующего законодательства, суд исходит из положений ст. 2 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.
Отказ Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении в собственность Калинина В. Н. под эксплуатацию существующего индивидуального дома со служебно-хозяйственными строениями земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, влечет необоснованное ущемление прав истца, что противоречит установленным ст. 18 Конституции Российской Федерации принципам деятельности органов власти.
Суд не находит оснований для отказа Калинину В. Н. в удовлетворении его требований и приходит к выводу: нарушенное право истца Калинина В.Н. подлежит защите.
Принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 9 Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории г. Иркутска, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 21.05.2009 года № № Распоряжением заместителя мэра - председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в <адрес>» утверждена схема расположения земельного участка площадью 998 кв. м., расположенного на землях населенных пунктов в <адрес>, под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, суд полагает исковые требования Калинина В. Н. обоснованными.
Поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено других обстоятельств, кроме указанных в оспариваемом отказе Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении в собственность Калинина В. Н. под эксплуатацию существующего индивидуального дома со служебно-хозяйственными строениями земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, суд удовлетворяет исковые требования Калинина В. Н. о признании данного отказа незаконным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Калинина В.Н. к Администрации <адрес> о признании отказа предоставлении земельного участка в собственность незаконным, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении в собственность Калинина В.Н. под эксплуатацию существующего индивидуального дома со служебно-хозяйственными строениями земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить на Администрацию г.Иркутска обязанность принять решение по заявлению Калинина В.Н. о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями действующего законодательства в установленный законом срок.
Решение может быть обжаловано в Иркутский Областной суд через Ленинский районный суд г.Иркутска в течение десяти дней.
Судья: Е. В. Хамди