Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2010 года Ленинский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Хамди Е. В., при секретаре судебного заседания Макаровой К. В., с участием истца Ефимовой Г. С., представителя истца по доверенности Федоровой О. О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2504/10 по иску Ефимовой Г. С. к Администрации
г.Иркутска о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Истец Ефимова Г. С. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г. Иркутска о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, земельный участок площадью 934 кв.м., расположенный по адресу: ****, кадастровый номер ****.
В обоснование исковых требований Ефимова Г. С. указала на то, что она является собственником жилого дома по адресу: **** на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выдано свидетельство о государственной регистрации права. В конце 2009 г.она хотела приватизировать земельный участок под существующим домовладением в порядке п. 1 ст. 36 Земельного Кодекса РФ, где исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно п. 5 названой статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
**** распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска за **** об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в **** утверждена схема расположения спорного земельного участка.
**** на спорный участок истице выдан кадастровый паспорт земельного участка **** с уточненными границами.
Далее истицей подано заявление в КУМИ гор. Иркутска о предоставлении земельного участка в гор. Иркутске по **** в собственность.
**** Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации гор. Иркутска Ефимовой Г. С. отказано в выделении земельного участка в собственность. Отказ мотивирован тем, что Департамент архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации гор. Иркутска предоставил информацию в КУМИ гор. Иркутска при согласовании спорного участка о нахождении его в границах красных линий. Истица полагает решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации гор. Иркутска в предоставлении земельного участка незаконным, необоснованным, нарушающим ее право на приватизацию земельного участка, расположенного по адресу: ****, кадастровый номер.
Истец просила признать незаконным отказ Администрации г. Иркутска от **** **** в предоставлении в ее собственность под эксплуатацию существующего индивидуального дома со служебно-хозяйственными строениями земельного участка, расположенного по адресу: ****, кадастровый номер ****.
В судебном заседании Ефимова Г.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель истца по доверенности Федорова О. О. исковые требования Ефимовой Г. С. поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила признать незаконным отказ Администрации **** от **** **** в предоставлении в собственность Ефимовой Г. С. под эксплуатацию существующего индивидуального дома со служебно-хозяйственными строениями земельного участка, расположенного по адресу: ****.
Представитель ответчика Администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, ходатайств, заявлений не поступило.
В соответствие со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Обсудив неявку ответчика в судебное заседание, суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика администрации г. Иркутска в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав пояснения истца, представителя истца, исследовав материалы дела и оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серия **** от **** Ефимова Г.С. является собственником одноэтажного жилого дома, общей площадью 49,8 кв.м., инв. ****, лит. А,а, расположенного по адресу: ****, кадастровый номер **** на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного нотариусом ФИО4 ****, реестровый номер ****, зарегистрированного в БТИ УКХ от **** ****.
Согласно свидетельству о праве на наследство наследниками имущества умершей ФИО5 является ее дочь Ефимова Г.С. Наследственное имущество состоит из одного жилого бревенчатого дома полезной площадью 49,8 кв.м., двух сараев, уборной и ограждений, расположенных на земельном участке размером 930 кв.м., находящихся по адресу: ****, принадлежащих наследодателю на основании свидетельства о праве на наследство, удостоверенного Иркутской госнотконторой ****, зап. ****, зарегистрированного БТИ **** **** и справки БТИ Иркутского Горкомхоза от **** **** г.
Как следует из материалов дела Ефимова Г. С. обратилась в Администрацию г. Иркутска с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ****, под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска в письме от **** **** указал, что предоставить спорный земельный участок не представляется возможным, так как при согласовании проекта постановления администрации г. Иркутска о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: ****, департаментом культуры и градостроительства Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска была предоставлена информация о расположении данного земельного участка в границах красных линий, земельные участки, находящиеся в границах красных линий не должны отчуждаться в собственность, и что земельный участок по **** может быть предоставлен только в арендное пользование.
Ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Порядком прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории г. Иркутска, утвержденным решением Думы г. Иркутска от 21.05.2009г. №004-20-611060/9, предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, заявитель подает в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска заявление об утверждении схемы расположения земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемого размера и местоположения и приложением документов, предусмотренных п. 2 настоящего Порядка.
Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Главой 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлен порядок ведения государственного кадастрового учета.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в состав документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, которые необходимо представлять в орган кадастрового учета, входит межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 указанного Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка.
Следовательно, чтобы осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: ****, необходимо получить распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска об утверждении схемы расположения земельного участка, содержащее разрешенное использование данного земельного участка.
Пунктом 9 Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории г. Иркутска, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 21.05.2009 года № 004-20-611060/9 предусмотрено, что комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска в 30-дневный срок с момента регистрации заявления об утверждении схемы расположения земельного участка утверждает ее распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска и выдает ее заявителю либо готовит и направляет ему мотивированный отказ.
Распоряжением заместителя мэра - председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом от **** **** «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в ****» утверждена схема расположения земельного участка площадью 934 кв. м., расположенного на землях населенных пунктов в ****, под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. Согласно приложению **** к указанному распоряжению от **** **** ограничений в использовании земельного участка, сервитутов - нет.
В материалах дела также представлен кадастровый паспорт земельного участка от **** **** в соответствии с которым спорный земельный участок расположен на землях населенных пунктов, разрешенное использование участка - под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, площадь участка - 934 +/- 21 кв.м.
Обсуждая вопрос о нахождении спорного земельного участка в «границах красных линий», а также законность и обоснованность отказа его предоставления в собственность Ефимовой Г. С. под эксплуатацию существующего индивидуального дома со служебно-хозяйственными строениями по этому основанию, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - автомобильные дороги).
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Доказательств, подтверждающих нахождение земельного участка по адресу: ****, в **** или его части в границах красных линий в силу ст. 56 ГПК РФ, ответчиком суду не представлено.
Оценивая в совокупности материалы дела, фактические обстоятельства и применяя к спорным правоотношениям нормы действующего законодательства, суд исходит из положений ст. 2 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.
Отказ Администрации г. Иркутска от **** **** в предоставлении в собственность Ефимовой Г.С. под эксплуатацию существующего индивидуального дома со служебно-хозяйственными строениями земельного участка, расположенного по адресу: ****, нарушает исключительное право Ефимовой Г.С. на приватизацию данного земельного участка, влечет необоснованное ущемление прав истца, что противоречит установленным ст. 18 Конституции Российской Федерации принципам деятельности органов власти.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для отказа Ефимовой Г.С. в удовлетворении ее требований и приходит к убеждению в том, что нарушенное право истца подлежит защите.
Поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено других обстоятельств, кроме указанных в оспариваемом отказе Администрации г. Иркутска от **** **** в предоставлении в собственность Ефимовой Г.С. под эксплуатацию существующего индивидуального дома со служебно-хозяйственными строениями земельного участка, расположенного по адресу: ****, суд удовлетворяет исковые требования Ефимовой Г.С. о признании данного отказа незаконным.
Каких-либо иных доказательств, опровергающих выводы суда, сторонами представлено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ефимовой Г. С. к Администрации г. Иркутска о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации г. Иркутска от **** **** в предоставлении в собственность Ефимовой Г. С. под эксплуатацию существующего индивидуального дома со служебно-хозяйственными строениями земельного участка, расположенного по адресу: ****.
Возложить на Администрацию г. Иркутска обязанность принять решение по заявлению Ефимовой Г. С. о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ****, в соответствии с требованиями действующего законодательства в установленный законом срок.
Решение может быть обжаловано в Иркутский Областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е. В. Хамди