Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2010 года г. Иркутск
Ленинский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Касьяновой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Сапожниковой Н.А.,
с участием истца Мокрецова М.Ю.,
в отсутствие представителя ответчика администрации г. Иркутска
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3094-10 по иску Мокрецова М.Ю. к администрации г. Иркутска о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка по адресу г. Иркутск <адрес>, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование иска истец указал, что он является арендатором земельного участка, расположенного по адресу г. Иркутск, <адрес> по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. Также он является собственником дома, расположенного на вышеуказанном земельном участке, что подтверждается свидетельством о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>. Истец обратился в администрацию г. Иркутска с заявлением о приватизации земельного участка по адресу г. Иркутск <адрес>, но получил письменный отказ, мотивированный тем, что данный земельный участок находится в границах красных линий. В Департаменте архитектуры и градостроительства г. Иркутска ему пояснили, что проект планировки Иркутск-2 в установленном законодательством порядке не утвержден. Считает отказ в приватизации земельного участка неправомерным. Просил понудить администрацию г. Иркутска заключить договор приватизации спорного земельного участка.
19.11.2010 года от истца Мокрецова М.Ю. в порядке ст. 39 ГПК РФ, поступило письменное заявление об изменении предмета иска, в котором истец просил признать неправомерным отказ администрации г. Иркутска о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу г. Иркутск <адрес>, обязать администрацию г. Иркутска заключить договор купли-продажи спорного земельного участка с истцом.
В судебном заседании истец Мокрецов М.Ю. исковые требования поддержал, дал пояснения аналогичные тексту искового заявления, дополнительно пояснил, что готов выкупить спорный земельный участок у администрации г. Иркутска под существующий жилой дом, принадлежащий ему на праве собственности. Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что земельный участок, расположенный по адресу г. Иркутск <адрес> кадастровый №, площадью 1317 кв.м. из земель поселений, был предоставлен администрацией г. Иркутска во временное владение и пользование Р., Л. на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием заключения данного договора является постановление мэра г. Иркутска от 14.09.2001 года № «О предоставлении земельного участка Р., Л. под реконструкцию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, расположенного в Ленинском районе г. Иркутска, по <адрес>. Границы объекта установлены на местности и обозначены поворотными точками на кадастровом плане земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ был составлен передаточный акт указанного земельного участка.
В соответствии с кадастровым планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, спорный земельный участок предоставлен под реконструкцию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м., аренда земельного участка сроком на 5 лет.
В силу ст. 22 ЗК РФ арендатор земельного участка, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
ДД.ММ.ГГГГ между Р., Л. и Мокрецовым М.Ю. был заключен договор переуступки права аренды спорного земельного участка. На основании данного договора был составлен передаточный акт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Иркутска и Мокрецовым М.Ю.
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок передан Мокрецову М.Ю. за плату во временное владение и пользование.
Истец обращался в администрацию города Иркутска с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № за подписью и.о. председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска М.А. Быргазовой истцу было отказано в предоставлении земельного участка в собственность, в связи с тем, что спорный земельный участок расположен в границах красных линий, и не должен отчуждаться в собственность.
Суд полагает данный отказ не соответствующим закону по следующим основаниям.
Статья 46 Градостроительного кодекса РФ определяет особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа. В соответствии с данной статьей решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте городского округа в сети "Интернет".
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В соответствии с Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 06 апреля 1998 г. №18-30 при проектировании и установлении красных линий необходимо руководствоваться Градостроительным Кодексом РФ и нормативными правовыми актами РФ в области градостроительства, иным законодательством РФ, принимаемыми в соответствии с ними законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Красные линии-границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях. Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности. Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации. Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации (градостроительного плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки) и является утверждаемой ее частью.
Судом установлено, что проект планировки Ленинского района с указанием «красных линий» не утвержден в установленном законодательством порядке, в связи с чем требования истца о признании незаконным отказа КУМИ г. Иркутска о предоставлении земельного участка в собственность, подлежат удовлетворению.
Обсуждая требования истца о заключении с ним договора купли-продажи спорного земельного участка, суд полагает данные требования подлежащими удовлетворению.
Как сказано в статье 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В статье 28 Федерального Закона от 21.12.2001 года № 178 «О приватизации государственного и муниципального имущества» закреплено, что собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что Мокрецов М.Ю. является собственником жилого дома по <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с чем истец имеет право на выкуп спорного земельного участка. В связи с чем суд полагает возможным удовлетворить требования истца в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска о предоставлении в собственность Мокрецову М.Ю. земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу г. Иркутск <адрес>, мерою <данные изъяты> кв.м, выраженный в письме за № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью и.о.председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска Быргазовой М.А.
Обязать Администрацию г. Иркутска заключить с Мокрецовым М.Ю. договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу г. Иркутск <адрес> с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья: