признание права собственности на самовольное строение



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 декабря 2010 года г. Иркутск

Ленинский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Касьяновой Н.И.,

при секретаре Сапожниковой Н.А.

с участием истца Ивановой Н.Н., третьего лица Дубровина В.С.,

в отсутствие представителя администрации г. Иркутска

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3301/10 по иску Ивановой Н.Н. к администрации г. Иркутска о признании права собственности на самовольное строение,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленного иска истица указала, что имеет в собственности 1/2 долю одноэтажного бревенчатого жилого дома 1960 года постройки общей площадью 94,3 кв.м., в том числе жилой 69,0 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ Дому присвоен литер «А». Остальная 1/2 доля принадлежит Дубровину В.С. В 2003 году Дубровин В.С. к своей 1/2 доле жилого дома пристроил пристрой, которому присвоен литер «А1». Истицей построен двухэтажный жилой дом площадью 46,8 кв.м, в том числе жилой 21,2 кв.м. Присвоен литер «Б», что подтверждается данными технического паспорта, составленного ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время усадьба состоит из двух домов- дома лит. «А» с жилым пристроем (А1) и жилого дома лит. «Б». Фактически усадьба разделена забором на 2 части с отдельными воротами и входами. Истица зарегистрирована в доме, проживает по указанному адресу, производит его ремонт, оплачивает услуги по его содержанию. Дом возведен на земельном участке площадью 911 кв.м, территория которого определена под жилую застройку. В соответствии со ст. 222 ГК РФ просила суд признать за ней право собственности на жилой двухэтажный пескоблочный жилой дом общей площадью 46,8 кв.м, в том числе жилой 21,2 кв.м.

В судебном заседании истец Иванова Н.Н. заявленные исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, указанным в исковом заявлении, дополнительно суду пояснила, что жилой дом был возведен истцом на личные средства своими силами.

Третье лицо Дубровин В.С. не возражал признать право собственности на самовольное строение за истцом, подтвердил, что на земельном участке истицей выстроено строение, которое не нарушает прав третьих лиц, выстроено своими силами за свой счет.

Представитель ответчика администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав пояснения представителя истца, ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное без получения на это необходимых разрешений. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Как указано в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ №10 и Пленума Высшего арбитражного суда РФ №22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, принадлежащем застройщику, однако на ее создание не были получены необходимые разрешения, ответчиком по иску застройщика о признании права собственности на самовольную постройку является орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка.

В судебном заседании установлено, что Иванова Н.Н. является собственником 1/2 доли жилого дома по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. Договор дарения зарегистрирован в БТИ г. Иркутска.

Третье лицо Дубровин В.С. является сособственником второй части жилого дома в размере 1/2 доли в праве общей долевой собственности на бревенчатый жилой дом по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о государственной регистрации права № №).

Согласно представленного суду технического паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, литер Б. расположен жилой дом с мансардой, общей площадью 46,8 кв.м.,, в том числе жилой 21,2кв.м.

В соответствии с заключением ООО «<данные изъяты>» о техническом состоянии жилого дома (лит. Б), составленном ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом (Лит.Б), расположенный по адресу <адрес>, является пригодным для постоянного использования по назначению. Здание имеет 2 (нормальный) уровень ответственности. Конструктивные решения отвечают требованиям СНиП, СанПиН и НПБ, обеспечивающим безопасность при эксплуатации здания. Деформаций и повреждений несущих конструкций, представляющих угрозу жизни и здоровью людей - не обнаружено. Права и законные интересы других граждан не нарушены.

Самовольное строение жилого дома произведено без соответствующих разрешений, однако состояние жилого дома соответствует санитарно-гигиеническим нормам и требованиям пожарной безопасности, что подтверждается заключением Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» № от ДД.ММ.ГГГГ, сообщением ВрИО начальника отдела Государственного пожарного надзора г. Иркутска МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ.

Факт возведения истцом самовольной постройки в виде жилого дома за счёт собственных средств, факт постоянного проживания и содержания жилого дома подтверждается пояснениями истца, третьего лица Дубровина В.С., являющихся в силу действующего законодательства доказательством по делу, квитанциями, товарными чеками на приобретение строительных материалов.

В материалах дела имеется заключение МУП БТИ г. Иркутска от 14.09.2010 года в том, что по данным МУП БТИ г. Иркутска владельцами одноэтажного бревенчатого жилого дома 1960 года постройки общей площадью 94,3 кв.м., в том числе жилой 69,0 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> являются Иванова Н.Н., в 1/2 доли на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, Дубровин В.С., в 1/2 доли на основании договора купли-продажи 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №. При проведении тех.инвентаризации 14.02.2008 года установлено, что в доме произведена перепланировка: перестроены межкомнатные перегородки в лит «А», в 2003 году возведен 2-х этажный жилой брусчатый пристрой с подвалом, присвоена литера «А1». В результате чего общая площадь дома составляет 156,2 кв.м., в том числе жилая 94,6 кв.м. На момент проведения тех.инвентаризации 30.08.2010 года установлено, что на земельном участке возведен одноэтажный с холодной мансардой жилой дом из пескоблоков 2010 года постройки - литера «Б». Общая площадь жилого дома составляет 46,8 кв.м., в том числе жилая 21,2 кв.м. Пользователем данного дома является Иванова Н.Н.

В соответствии с договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ между К. и Ивановой Н.Н. последней перешло право собственности на жилой дом, находящийся на земельном участке мерою 895 кв.м по адресу: <адрес>

В подп.5 п.1 ст. 1 Земельного Кодекса РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками и объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу п. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимые для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Аналогичное положение содержится в п. 3 ст. 552 ГК РФ, согласно которому при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

Таким образом, право пользования земельным участком, на котором расположен жилой дом, приобретенный в результате договора дарения и самовольно построенное на земельном участке строение перешло к новому собственнику недвижимого имущества, расположенного на земельном участке- Ивановой Н.Н.

Анализ фактических обстоятельств по делу, позволяет суду прийти к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Ивановой Н.Н. исковых требований, поскольку самовольно возведённое строение в виде жилого дома не нарушает чьи-либо права и охраняемые законом интересы, и не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, земельный участок находится в пользовании истца. Возражений по иску со стороны администрации г. Иркутска представлено не было.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ивановой Н.Н. - удовлетворить.

Признать за Ивановой Н.Н. право собственности на жилой 2-этажный (в т.ч. мансарда) пескоблочный дом общей площадью 46,8 кв.м., жилой площадью 21,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, литер «Б», инвентарный номер №.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней.

Судья Н.И. Касьянова