о взыскании ущерба, причиненного водному объекту



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 декабря 2010 года Ленинский районный суд г.Иркутска в составе судьи Хижаева Б.Ю., при секретаре Середкиной К.С., с участием прокурора Белозерцевой А.В., представителей ответчика Бартель С.В., Шишенкова К.Н., действующих на основании доверенности, представителя третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области Шипхинеева В.В., действующему на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Западно-Байкальского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, Иркутского районного муниципального образования, неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью СРК «Зодчий» о возмещении ущерба

УСТАНОВИЛ:

В Ленинский районный суд г.Иркутска с иском к ООО СРК «Зодчий» о возмещении ущерба обратился Западно-Байкальский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации, Иркутского районного муниципального образования, неопределённого круга лиц, мотивируя свои требования тем, что с 20.04.2005 года без получения соответствующих разрешений ООО СРК «Зодчий» проводились работы по добыче из русла реки Иркут напротив <адрес> песчанно-гравийных отложений с последующей их реализацией сторонним организациям в качестве песчанно-гравийной смеси. Согласно проведенному Управлением Росприродназдора по Иркутской области исчислению, размер вреда, причинённого р. Иркут от незаконной деятельности ответчика, составил 308 133 800 руб., которую истец просит взыскать с ООО СРК «Зодчий» в полном объёме.

В судебном заседании прокурор Белозерцева А.В. исковые требования подержала в полном объёме по основаниям, указанным в исковом заявлении, пояснив при этом суду, что факт незаконной добычи ответчиком песчанно-гравийной смеси в русле реки Иркут полностью подтверждается собранными по делу доказательствами, а также вступившими в законную силу решениями суда. Размер причинённого ущерба рассчитан на основании установленной законом методики с использованием данных, полученных в результате проведённой в рамках уголовного дела бухгалтерской экспертизы. Просила взыскать с ООО СРК «Зодчий» в бюджет Иркутского районного муниципального образования 308 133 800 руб.

Представитель ответчика Бартель С.В. возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив суду, что расчёт причинённого ущерба рассчитан на основании заключения бухгалтерской экспертизы, проведённой в рамках уголовного дела, тогда как в рамках данного гражданского дела экспертиза не проводилась, в связи с чем, отсутствуют доказательства размера причинённого ущерба

Представитель ответчика Шишенков К.Н. исковые требований не признал, пояснив при этом суду, что ООО СРК «Зодчий» действительно проводило работы по укреплению береговой линии реки Иркут в районе <адрес>. При этом предприятие самостоятельно приобретало песчано-гравийную смесь у сторонних организаций, которую впоследствии реализовывало, в связи с чем, не вся реализованная ответчиком песчано-гравийная смесь была добыта ими в результате деятельности на р.Иркут. Кроме того, представленная эксперту бухгалтерская и финансовая документация была изъята следственными органами с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства без указания документов, без составления описи изымаемых документов, что ставит под сомнение представленное прокурором заключение эксперта.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области Шипхинеев В.В. поддержал исковые требования прокурора.

Представитель Иркутского районного муниципального образования в судебном заседании не участвовал, направив заявление о рассмотрении данного дела в его отсутствие.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002г., каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с преамбулой Закона РФ от 21.02.1992г. №2395-1 «О недрах», недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В силу ст. 1.2 данного закона недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

В соответствии с Постановлением губернатора Иркутской области от 11.02.2000г. N5441 "О перечне общераспространенных полезных ископаемых по Иркутской области", галька, гравий, песок, глина, песчано-гравийные отложения относятся к общераспространенным полезным ископаемым.

Согласно п.6 ст.10.1 Закона РФ от 21.02.1992г. №2395-1 «О недрах» основанием возникновения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, является решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участком недр местного значения (в том числе участком недр местного значения, используемым для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых). Данным уполномоченным органом на территории Иркутской области является Департамент окружающей среды и недропользования Иркутской области (Постановлением Правительства Иркутской области от 01.10.2008г. №6-пп Департамент переименован в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области).

В силу ст.11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Как следует из ч.1 ст.8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи (пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу).

В соответствии со ст. 11 Водного кодекса РФ, право пользования водными объектами для разведки и добычи полезных ископаемых; проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов возникает на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Согласно ст.3 ВК РФ, существует принцип приоритета охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды», вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

В силу ч. 1 ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» недра, поверхностные воды являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Следовательно, вред окружающей среде, в том числе водным объектам и недрам (как объектам окружающей среды, подлежащим охране) причиняется не только загрязнением, но также истощением, порчей, уничтожением, нерациональным использованием природных ресурсов, деградацией и разрушением естественных экологических систем, иным негативным воздействием вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998г. №14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» вред, причиненный нарушением экологического законодательства, в соответствии со ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме независимо от того, причинен ли вред в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. Размер вреда, подлежащего возмещению, определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.69 ВК РФ). Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Постановлением Правительством РФ от 04.11.2006г. N639 "О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" определено, что методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, разрабатывается и утверждается Министерством природных ресурсов РФ.

Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ Приказом МПР РФ от 30.03.2007г. N71 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства".

Указанной Методикой, помимо основных видов причинения вреда, предусмотрена формула №9 для исчисления размера вреда, причиненного водному объекту при его использовании для добычи строительных материалов (песок, гравий, глина) с нарушением условий водопользования или без наличия документов, на основании которых возникает право пользования водными объектами (п.21). Данная Методика в соответствии с п.2 применяется в случаях исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В ходе рассмотрения гражданского дела установлено, что ООО СРК «Зодчий» действует на основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

Согласно п.2.1 Устава ООО СРК «Зодчий», общество создано в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В соответствии со ст.145 Водного кодекса РФ от 16.11.1995 года, действовавшего до 01.01.2007 года, использование водных объектов для добычи торфа и сапропеля, извлечения затонувшей древесины, прокладки кабеля и трубопроводов, проведения дноуглубительных, взрывных и иных работ, связанных с использованием дна водных объектов, строительства и эксплуатации подводных и надводных сооружений осуществляется на основании лицензии на водопользование, выдаваемой в установленном порядке.

Судом установлено, что разрешительных документов на право пользования водным объектом р.Иркут и добычи ПГС у ООО СРК «Зодчий» не имелось, водным объектом и добытым ПГС ответчик пользовался самовольно. Доказательств обратного, в силу ст.56 ГПК РФ в суд не представлено. Река Иркут в силу ст. 8 Водного кодекса РФ является федеральной собственностью. ПГС, добытая ООО СРК «Зодчий», в силу ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» также является государственной собственностью.

Решением Кировского районного суда г.Иркутска от 21 января 2009г., вступившим в законную силу, решение Департамента лесного комплекса и водных ресурсов Иркутской области о предоставлении в пользование ООО СРК «Зодчий» для проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна берегов водного объекта - река Иркут на участке № - <данные изъяты> км от устья реки Иркут в <данные изъяты> протоке от ДД.ММ.ГГГГ №, зарегистрированное Енисейским бассейновым водным управлением от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Иркутска от 30.11.2009 года, была признана незаконной и запрещена деятельность ООО СРК «Зодчий» по берегоукреплению, руслоочищению и добыче песчанно-гравийной смеси в районе <адрес> в связи с отсутствием решения о предоставлении водного объекта в пользование и лицензии на право пользования недрами для добычи полезных ископаемых.

Таким образом, деятельность ООО СРК «Зодчий» на реке Иркут в районе <адрес> на участке № - <данные изъяты> км от устья реки Иркут в <данные изъяты> протоке в том числе по добыче песчано - гравийной смеси признана незаконной.

Согласно подп. «б» п. 6 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 293, предотвращение самовольного пользования недрами ( как и необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых) осуществляет Росприроднадзор во взаимодействии с Ростехнадзором. В пункте 64 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утв. Приказом МПР России от 3 декабря 2007 г. № 319, предусмотрено, что в случае выявления фактов самовольного пользования недрами и необоснованной застройки площадей залегания полезных ископаемых материалы Роспотребнадзором или его территориальными органами передаются в правоохранительные органы или органы прокуратуры.

В соответствии с заключением судебной комплексной эколого-экономической экспертизы от 16.02.2007 года, по результатам полевого обследования места добычи речного аллювия из русла реки Иркут в районе <адрес>, осуществлённого 16.02.2007 года зафиксировано, что в русле реки ведутся работы по добыче и вывозу нерудного строительного материала, которые производятся в водоохраной зоне в прибрежной полосе р.Иркут, на землях сельскохозяйственного назначения и водного фонда РФ. Воздействию подвержено русло реки, протяженностью 3,4 км. от <адрес> вниз по течению до перехода ЛЭП. Добыча речного аллювия из русла инициирует развитие трансгрессивной и регрессивной эрозии, приводящей к понижению отметок дна русла. Проводимые действия ООО СРК «Зодчий» провоцируют дестабилизацию естественных русловых процессов и по вероятностным прогнозам эти действия приведут к увеличению уклонов свободной поверхности в межень на вышерасположенном участке реки и увеличению скоростей водного потока. Данный процесс приведёт к усилению эрозийных процессов (глубинной эрозии). Глубинная эрозия может прогрессировать как во времени, так и по длине реки. Можно определённо считать, что эрозионные процессы (боковая и глубинная эрозия) будут развиваться дальше, как вверх, так и вниз по течению и стабилизируются лишь через длительное время, когда восстановится баланс влекомых наносов.

Согласно ч.1 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. В силу требований ч.3 данной статьи, вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно требованиям действующего гражданского законодательства основанием деликтной ответственности следует признать факт причинения вреда имуществу. При этом вред является непременным, обязательным основанием ответственности. При отсутствии вреда вопрос об ответственности возникнуть не может.

В качестве доказательств причинения вреда, размера ущерба прокурором суду представлено заключение эксперта № У.Е.П., полученное в рамках уголовного дела в отношении руководителей ООО СРК «Зодчий» по признакам преступления, предусмотренного ст. 171 ч.2 п.б» УК РФ.

Суду представлен расчёт, выполненный государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Иркутской области, согласно которому размер вреда, причинённого р.Иркут незаконной деятельностью ООО СРК «Зодчий» составляет 308 133, 8 тыс. руб. Данный расчёт был выполнен в соответствии с «Методикой исчисления размере вреда, причинённого водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утверждённой приказом МПР России от 30.03.2007 года № 71 и на основании заключения экспертизы №, согласно которой за период с 20.04.2005 года по 18.10.2006 года общий доход от незаконной деятельности и реализации ПГС ООО СРК «Зодчий» составляет 9 170 661, 41 руб., исходя из которой и из стоимости одной тонны ПГС, реализованной ООО СРК «Зодчий», в размер 170 руб., был рассчитан общий объём реализованной песчано-гравийной смеси в размере 53 945 тонн, с учётом которой и был рассчитан размер причинённого ущерба.

Указанный расчет был выполнен, в том числе, по исходным данным, полученным на основании Актов проверок Управления Росприроднадзора по Иркутской области, Справки из агентства государственной вневедомственной экспертизы и ценообразования администрации Иркутской области, исходных данных от дохода, полученного ответчиком от деятельности по реализации ПГС за 2005-2006 г.г., а также доходов, полученных от деятельности за 2005-2006 г.г. по реализации ПГС в форме взаимозачетов.

Вышеперечисленные документы суд принимает в качестве доказательства по настоящему делу, поскольку они соответствуют требованиям относимости и допустимости.

Согласно представленному суду заключению бухгалтерской экспертизы №, проведённой в период с 06.02.2007 года по 31.05.2007 года, она была проведена экспертом отдела судебно-экономических экспертиз ЭКЦ ГУВД по Иркутской области на основании постановления следователя по ОВД ОРДПС СЧ по РОПД при ГУ МВД России по Сибирскому федеральному округу о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы от 01.02.2007 года.

Согласно ч.1 ст.55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Допрошенный в качестве специалиста государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Иркутской области С.В.Н. показал, что им был проведен расчет размера ущерба на основании методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства. Размер ущерба составил 308.133.800 руб. Суд принимает данные показания в качестве доказательства по делу, поскольку они не противоречат иным объективным доказательствам.

Согласно ч.6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции конного природопользования, а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

Тем самым, анализируя фактические обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что в результате осуществления ООО СРК «Зодчий» незаконной деятельности (добычи ПГС без лицензии на недропользование и водопользование) в русле и водоохраной зоне реки Иркут напротив <адрес>, причинен вред указанному водному объекту, и что находится в прямой причинной связи. Вред причинен на сумму 308.133.800 рублей, а потому на ответчика должна быть возложена гражданско-правовая ответственность в виде возмещения причиненного вреда в бюджет Иркутского районного муниципального образования. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требований Западно-Байкальского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, Иркутского районного муниципального образования, неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью строительно-ремонтная компания «Зодчий» о возмещении ущерба - удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью строительно-ремонтная компания «Зодчий» в бюджет Иркутского районного муниципального образования 308.133.800 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней с момента изготовления полного текста решения.

Полный текст решения изготовлен 22.12.2010г.

Судья Хижаев Б.Ю.