РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2011 года Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Батаен М.В. при секретаре Марченко А.А., с участием представителя истца Кистенева А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-227/11 по иску Черепановой М.Ю. к администрации г. Иркутска о признании права собственности на самовольную постройку,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленных исковых требований истец Черепанова М.Ю. указала, что на основании договора купли-продажи от *** г., зарегистрированный в ГУ ФРС по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу *** г. № ***, собственником жилого дома, общей площадью 53,4 кв. м., из них жилой 39,6 кв.м., расположенного на земельном участке по адресу: г. Иркутск, ул. ***, д. ***, являлась С***С.С., которая умерла *** г. Истец приходится дочерью С***С.С. Жилой дом <данные изъяты> года постройки снесен из-за ветхости с согласия С***С.С. Черепановой М. Ю. с согласия мамы возведен в 2006 году одноэтажный брусчатый жилой дом лит. «А» с мансардой, в 2008 г. одноэтажный брусчатый жилой пристрой лит. «А1» - по ген. плану, общей площадью - 99,8 кв. м., в том числе жилой - 70,2 кв. м. К тому же, данная постройка соответствует строительным нормам, санитарным нормам и не представляет угрозы жизни и здоровью проживающих в нем граждан и соседей.
Просит признать за Черепановой М.Ю. право собственности на одноэтажный жилой дом с мансардой, общая площадью - 99,8 кв. м. и жилой площадью - 70,2 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. ***, д. ***.
В судебное заседание истец Черепанова М.Ю. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Кистенев А.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.
В судебное заседание ответчик администрация г. Иркутска в лице своего представителя не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще,представили суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела и, оценив все представленные доказательства, в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Самовольной постройкой согласно п.1, 2 статьи 222 ГК РФ является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законами, иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.
Как следует из искового заявления на основании договора купли-продажи от *** г., зарегистрированный в ГУ ФРС по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу *** г. № ***, собственником жилого дома, общей площадью 53,4 кв. м., из них жилой 39,6 кв.м., расположенного на земельном участке по адресу: г. Иркутск, ул. ***, д. ***, являлась С***С.С., которая умерла *** г.
Доводы истца подтверждаются договором купли-продажи от *** г. (л.д. 6) заключенным между Л***А.А. и С***С.С., согласно которому Л***А.А., именуемая в дальнейшем Продавец, с одной стороны,и С***С.С., именуемая в дальнейшем Покупатель, с другой стороны, заключили между собой договор следующего содержания: Продавец продает, а Покупатель покупает жилой бревенчатый дом, состоящий из трех жилых комнат, общей площадью 53,40 кв.м, в том числе жилой - 39,6 кв.м, находящийся по адресу: г. Иркутск, ул. ***, д. ***. Инвентаризационная стоимость жилого дома с надворными постройками составляет 78 481 рубль, согласно техническому паспорту, составленному БТИ г. Иркутск, ул. ***, д. *** *** г., инвентарный № ***, кадастровый № *** Жилой дом принадлежит Продавцу на праве собственности на основании договора купли-продажи от *** г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним *** г. сделана запись регистрации № ***. Продавец гарантирует, что до подписания настоящего договора вышеуказанный жилой дом никому не продан, не заложен, в споре и под арестом (запрещением) не состоит. Данный договор зарегистрирован в ГУ ФРС по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу *** г. Право собственности С***С.С. так же подтверждается свидетельством о государственной регистрации от *** г. (л.д. 7).
Судом установлено, что пользователем жилого дома расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. ***, д. ***, на момент рассмотрения гражданского дела судом, является Черепанова М.Ю.
Из заключения МУП БТИ г. Иркутска № *** от *** г. (л.д. 16), следует, что по данным МУП БТИ г. Иркутска по адресу г. Иркутск, ул. ***, д. *** владельцем одноэтажного бревенчатого жилого дома является С***С.С. на основании договора купли-продажи от *** г., передаточного акта от *** г., свидетельства о государственной регистрации права № *** от *** г. По данным технической инвентаризации от *** г. на земельном участке находился одноэтажный бревенчатый жилой дом <данные изъяты> года постройки Лит «А» общей площадью 53,4 кв.м., в том числе жилой - 39,6 кв.м. На момент обследования от *** г. установлено: жилой дом <данные изъяты> года постройки снесен из-за ветхости, взамен в <данные изъяты> году возведен одноэтажный брусчатый жилой дом Лит «А» с мансардой, в <данные изъяты> году возведен одноэтажный брусчатый жилой пристрой Лит «А1» общей площадью 99,8 кв.м., жилой - 70,2 кв.м. Пользователем является Черепанова М.Ю., правоустанавливающих документов нет. Техническое состояние жилого дома Лит «А» хорошее - износ 8 %. Техническое состояние жилого пристроя Лит «А1» хорошее - износ 5 %. Кроме этого на земельном участке расположены: навес, баня, теплица, гараж и ограждения. Данное обстоятельство также подтверждается техническим паспортом на жилой дом, объект индивидуального жилищного строительства (л.д. 8-15) составленным МУП «БТИ» г. Иркутска по состоянию на *** г., материалами инвентарного дела № *** (л.д. 43-183).
Самовольной постройкой согласно п.1,2,3 статьи 222 ГК РФ является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законами, иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Документов, подтверждающих правовые основания владения земельным участком, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. ***, д. ***, как установлено судом, у истца Черепановой М.Ю. нет. В материалах инвентарного дела на данный жилой дом имеется опись по инвентарному плану к сводному оценочному акту, составленному *** г.. В разделе «Пользование земельным участком» имеется в графе «Основания и условия владения» имеется ссылка на договор застройки от *** г. (л.д. 173). Жилой дом, расположенный на земельном участке по данному адресу, был приобретен матерью истца на основании договора купли-продажи от *** г. Как следует из договора купли-продажи жилой дом принадлежит Л***А.А. на праве собственности, на основании договора купли-продажи от *** г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним *** г. сделана запись регистрации № ***.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Согласно ст. 1113 ГК РФ, наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Материалами наследственного дела № *** (л.д. 29-38) к имуществу С***С.С., представленного нотариусом Иркутского нотариального округа Н***Г.В. по запросу суда, подтверждается, что С***С.С. умерла *** г. (свидетельство о смерти II-СТ № *** от *** г.). После смерти С***С.С. к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону обратилась Черепанова М.Ю., дочь наследодателя (свидетельство о рождении I-СТ № *** от *** г., справка о заключении брака № *** от *** г.), а так же подал заявление С***Р.Ю., сын наследодателя (свидетельство о рождении I-СТ № *** от *** г.), в котором он отказался от причитающейся ему доли наследства после умершей С***С.С. в пользу Черепановой М.Ю.
Применительно к п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ, при переходе прав собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Из чего суд делает вывод о том, что к С***С.С. при приобретении жилого дома по договору купли-продажи, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. ***, д. ***, перешло право пользования земельным участком, расположенным по данному адресу, поскольку предыдущим собственникам земельный участок принадлежал на основании правоустанавливающих документов, которые были удостоверены в установленном на тот период времени порядке. Законодатель на протяжении длительного ряда лет поддерживается положение, согласно которому право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком следовало судьбе строения и переходило к новому собственнику строения в силу закона. Принятия какого-либо дополнительного решения, подтверждающего данный переход, не требовалось.
При этом суд обоснованно полагает, что у истца Черепановой М.Ю. возникло право на земельный участок, на котором возведена самовольная постройка, поскольку земельный участок, на котором расположен спорный жилой дом, пользователем которого является истец, находился у предыдущих землепользователей на праве постоянного (бессрочного) пользования и это право им перешло вместе со строением. Не влияет на выводы суда то обстоятельство, что право постоянного (бессрочного) пользования участком не зарегистрировано, это не свидетельствует об отсутствии такого права, так как названное право, в силу ранее приведенных норм законодательства, перешло к истцу в момент принятия наследства в порядке ст. 1153 ГК РФ. Указанное право, имевшееся у предыдущих землепользователей и не подлежавшее регистрации по нормам прежнего земельного и гражданского законодательства, не прекратилось из-за отсутствия его регистрации, поскольку земельное законодательство устанавливает в качестве основного принципа единство судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов.
Согласно письму Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от *** г. (л.д. 18) о предоставлении земельного участка, у службы отсутствует информация о наличии объектов культурного наследия в границах земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. ***, д. ***. Участок расположен вне зон охраны объектов культурного наследия. И учитывая вышесказанное, а так же по результатам проведенного ОГУ ЦСН обследования территории, выявившего бесперспективность участка в границах обследования в плане обнаружения объектов археологического наследия, на основании ст.ст. 32, 36, 63 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. служба согласовывает С***С.С. представление земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, в границах согласно представленной схеме.
В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, осуществившим самовольную постройку, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Судом установлено, что спорный дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. ***, д. *** соответствует санитарным нормам, противопожарной безопасности, всем требованиям, не нарушает права и интересы других лиц, что подтверждается заключением Отдела надзорной деятельности г. Иркутска от *** г. № ***, из которого следует, что отдел надзорной деятельности г. Иркутска проведя проверку противопожарного состояния индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. ***, д. *** соответствует требования пожарной безопасности. Согласно заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» № *** от *** г. (л.д. 17) одноэтажный брусчатый жилой дом с мансардой (Литер А) 2006 года постройки с одноэтажным брусчатым жилым пристроем (литер А1)со служебно-хозяйственными постройками по адресу: г. Иркутск, ул. ***, д. ***, общей площадью 99,8 кв.м, в том числе 70,2 кв.м., соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.1.2.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов». (с изменениями № № ***, 2). Согласно заключению выполненному ОАО «<данные изъяты>» № *** от *** г. (л.д. 19) жилой дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. ***, д. ***, удовлетворяет требования действующей нормативно-технологической документации и пригоден для нормальной эксплуатации в качестве жилого помещения для постоянного пребывания людей.
Данные доказательства судом расцениваются в качестве доводов, подтверждающих, что самовольное строение соответствует санитарным, строительным нормам, нормам противопожарной безопасности.
Исследованными в судебном заседании доказательствами, согласованиями компетентных органов, подтверждено, что самовольная постройка не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем, суд полагает возможным признать право собственности на самовольное строение за истцом в судебном порядке.
Доказательств, подтверждающих невозможность сохранения самовольной постройки в виду нарушения ей прав и охраняемых законом интересов других лиц либо создания угрозы жизни и здоровью граждан представлено не было и суд такими доказательствами не располагает.
При таких обстоятельствах исковые требования Черепановой М.Ю. о признании за ней права собственности на одноэтажный жилой дом с мансардой, общей площадью 99,8 кв.м, в том числе жилой 70,2 кв.м, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. ***, д. ***, подлежат удовлетворению.
Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, их взаимной связи, с учетом достаточности, достоверности, относимости и допустимости, суд полагает исковые требования удовлетворить.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Черепановой М.Ю. УДОВЛЕТВОРИТЬ.
Признать за Черепановой М.Ю. право собственности на жилой одноэтажный дом с мансардой, общей площадью 99,8 кв.м., в том числе жилой 70,2 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. ***, д. ***.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 24 января 2011 года.
Судья М.В. Батаен