о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 января 2011г. г. Иркутск

Ленинский районный суд г. Иркутска в составе судьи Петровой Н.Д., при секретаре судебного заседания Олзоевой С.И., с участием истца Канищева Н.М., представителя истца Васильевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-100/11 по иску Канищева Н.М. к Администрации г. Иркутска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Канищев Н.М. обратилась в суд с иском к Администрации г. Иркутска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка. В обоснование предъявленных требований истец указал, что в 2006г. Канищев Н.М. обратился в Администрацию г. Иркутска по вопросу о предоставлении ему в аренду земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в *** г. Иркутска по ***. *** письмом за подписью начальника управления архитектуры и градостроительства г. Иркутска *** до сведения истца довели информацию о том, что предоставление спорного участка по *** возможно после составления акта обследования МУП БТИ, публикации в газете «Иркутская» о предоставлении в аренду участка без проведения торгов и в случае отсутствия прав третьих лиц и поступления только одного заявления после публикации. Когда указанные условия были соблюдены и было установлено, что на данный участок никто, кроме истца не претендует, письмом за подписью начальника Управления архитектуры и градостроительства г. Иркутска *** от *** истцу сообщили, что для подготовки постановления мэра о предоставлении земельного участка под строительство необходимо предоставить согласования инспектирующих инстанций и техусловия на подключение объекта к инженерным сетям. В приложении к письму были предоставлены ситуационный план, перечень организаций и проект границ земельного участка по ***. Истец провел необходимую работу по сбору истребованных администрацией документов и предоставил в отдел архитектуры по Ленинскому району пакет документов: заключение по охране объектов культурного наследия Иркутской области; заключение отдела охраны окружающей среды Комитета по делам горожан; заключение отдела государственного пожарного надзора; заключение ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области»; технические условия *** на подключение к водоснабжению; технические условия на подключение к энергоснабжению. На основании ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением в п. 4 ст. 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим кодексом. Действуя на основании пп. 1 п. 4 ст. 30 ЗК РФ Администрация г. Иркутска произвела работы по формированию земельного участка, определила его разрешенное использование, определила перечень технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, опубликовала сообщение о приеме заявления о предоставлении участка без проведения торгов. В соответствии с пп. 3 п. 4 ст. 30 ЗК РФ истец обратился в Администрацию г. Иркутска с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, такая передача земельного участка без проведения торгов допускается действующим законодательством при условии предварительной заблаговременности публикации сообщения о наличии предлагаемого для такой передачи земельного участка, если имеется только одна заявка. *** из Комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска был получен ответ о том, что при «появлении» истца в отделе архитектуры спорный участок, согласно проекта планировки, находился в зоне индивидуального жилищного строительства. Однако, при разработке проекта планировки Иркутска-11, существующий проект изменили и участок по *** большей частью вошел в границы объектов городского транспорта. Утвержден ли в настоящее время проект планировки территории, на который ссылается в своем отказе ответчик, в письмен не указано. В условиях действующего генерального плана города Иркутска 2007г. применение проекта планировки пос. Кирова и полуострова в слиянии рек Иркут и Ангара противоречит положениям действующего Градостроительного кодекса РФ. Также в письме нет указаний на то, что спорный участок изъят из оборота или ограничен в нем. Объектов общественного пользования на спорном участке не имеется. На основании изложенного, решение Администрации г. Иркутска об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для строительства, является незаконным. В исковом заявлении Канищев Н.М. просил признать незаконным отказ Администрации г. Иркутска в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в г. Иркутске по ***, для строительства Канищеву Н.М.

Истец Канищев Н.М. в судебном заседании предъявленные требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнив, что после обращения в Администрацию г. Иркутска в 2006г. с заявлением о предоставлении истцу в аренду земельного участка по адресу: г. Иркутск, ***, Канищев Н.М. начал собирать необходимые документы. Когда собрал, в 2010г. обратился в Администрацию, однако получил отказ. Истцу пояснили, что в 2007г. генплан г. Иркутска изменен, спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне, где строительство жилых домов не допустимо. План, представленный администрацией г. Иркутска является фикцией, так как спорный участок расположен в середине улицы, за ее пределы не выходит. Канищев Н.М. просил признать незаконным отказ Администрации г. Иркутска в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в г. Иркутске по ***, для строительства Канищеву Н.М.

Представитель истца Васильева Т.А., действующая на основании доверенности, с объемом полномочий, предусмотренных ст. 54 ГПК РФ, предъявленные требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнив, что администрация г. Иркутска, зная о том, что Канищев Н.М. собирает документы для оформления договора аренды спорного земельного участка, не предупредила об изменениях в генплане г. Иркутска. Васильева Т.А. просила признать незаконным отказ Администрации г. Иркутска в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в г. Иркутске по ***, для строительства Канищеву Н.М.

Представитель ответчика Администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены, об уважительных причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика Покорский А.С., действующий на основании доверенности, с объемом полномочий, предусмотренных ст. 54 ГПК РФ, предъявленные требования не признал, суду пояснил, что в июне 2006г. истец действительно обращался в администрацию г. Иркутска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка по ***. За то время, пока истец собирал необходимые документы, был утвержден новый генплан г. Иркутска, согласно которому спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне. С момента обращения истца в администрацию и до утверждения генплана прошло более полугода, это достаточный срок для того, чтобы собрать необходимые документы. Индивидуальное жилищное строительство в рекреационной зоне запрещено, в связи с чем, истцу было отказано в предоставлении в аренду земельного участка. На доводах, изложенных в отказе Администрации г. Иркутска о том, что в соответствии с проектом планировки Иркутск-11 участок большей частью вошел в границы объектов городского транспорта, где строительство жилых домов не допустимо, Покорский А.С. не настаивает, поскольку в настоящее время данный проект не утвержден.

Заслушав истца, представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что администрацией г. Иркутска отказано Канищеву Н.М. в предоставлении в аренду земельного участка по адресу: г. Иркутск, ***, указано: генеральный план г. Иркутска утвержден решением Думы г. Иркутска от 28.06.2007г. № 004-20-390583/7. В соответствии с данным градостроительным документом, земельный участок находится в рекреационной зоне, границы которой заняты природными ландшафтами, где индивидуальное жилищное строительство не предусмотрено.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Земельным кодексом Российской Федерации установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Кодекса).

Содержание данного принципа раскрывается также в статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации.

Разрешенное использование земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставленном ему земельном участке.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В силу положений указанной статьи правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Согласно частям 2 и 6 статьи 30, статье 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки, утверждаемые представительным органом местного самоуправления, включают в себя градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно пункту 5 Правил зонирования и застройки в г. Иркутске, утвержденных Постановлением мэра г. Иркутска от 29.12.2006г. N 031-06-2008/6, которые регулируют вопросы зонирования и планирования застройки территории г. Иркутска, данные Правила обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций, должностных лиц и граждан и действуют в отношении всех земельных участков, зданий и сооружений, независимо от форм собственности, в пределах территории города Иркутска, к рекреационным зонам относятся участки территории города, используемые и предназначенные для организации мест отдыха населения.

Рекреационные зоны включают в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, зоопарки, пляжи, зоны кратковременного отдыха и иные особо охраняемые природные территории и объекты, в том числе относящиеся к землям общего пользования.

Рекреационные зоны выполняют помимо рекреационных защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и просветительские функции. На территориях рекреационных зон и особо охраняемых природных территорий не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, дачное и жилищное строительство, любые рубки лесов и зеленых насаждений, кроме рубок зеленых насаждений, ограничивающих видимость при организации дорожного движения, и рубок ухода, а также хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на экологическую обстановку и непосредственно не связанная с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.

В состав рекреационных зон входят, в том числе, зоны природных ландшафтов (Р-1) - участки озелененных городских территорий, включающие в себя открытые луговые пространства, водоемы, пляжи, охраняемые ландшафты, особо охраняемые природные территории.

Согласно Генеральному плану города Иркутска, утвержденному Решением Думы города Иркутска от 28.06.2007г. № 004-20-390583/7, спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне, границы которой заняты природными ландшафтами. Представленный ответчиком фрагмент генерального плана г. Иркутска соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ.

Доводы истца Канищева Н.М. о том, что в 2006г. он обращался в Администрацию г. Иркутска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по адресу: г. Иркутск, ***, ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспорены.

В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также особенности такого предоставления урегулированы ст.ст. 30, 30.1 ЗК РФ.

*** в адрес Канищева Н.М. администрацией г. Иркутска направлено письмо ***, свидетельствующее о необходимости в установленном порядке получить Канищеву Н.М. согласования инспектирующих инстанций и технические условия на подключение к инженерным сетям. До оформления юридических документов, строительство не начинать.

*** Канищевым Н.М. во исполнение требования администрации г. Иркутска от *** *** в адрес администрации г. Иркутска направлен пакет документов /согласования инспектирующих инстанций и технические условия на подключение к инженерным сетям/ с просьбой заключить договор аренды спорного земельного участка.

В соответствии со ст.ст. 9, 18 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

Решением Думы города Иркутска от 28.06.2007г. № 004-20-390583/7 утвержден Генеральный план города Иркутска, согласно которому спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне.

Из содержания искового заявления, пояснений истца в ходе судебного разбирательства следует, что Канищев Н.М. обратился в Администрацию г. Иркутска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка - «для строительства индивидуального жилого дома».

Спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне и строительство на его территории индивидуального жилого дома противоречит зонированию данной территории, установленному генеральным планом г. Иркутска и Правилами зонирования и застройки в г. Иркутске, в связи с чем, суд полагает, что у Администрации г. Иркутска при вышеизложенных обстоятельствах не имелось правовых оснований для принятия иного решения.

Доводы истца Канищева Н.М. о том, что представленный ответчиком генплан г. Иркутска является фикцией, так как спорный участок расположен в середине улицы, за ее пределы не выходит, суд находит не состоятельными.

По смыслу и содержанию искового заявления, заявленных требований суд полагает возможным применить нормы главы 25 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, каких-либо нарушений действующего законодательства при принятии оспариваемого решения, а также нарушения прав и законных интересов истца, суд не усматривает, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказ Администрации г. Иркутска в предоставлении земельного участка в аренду надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Канищеву Н.М. отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья