Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 января 2011г. г. Иркутск
Ленинский районный суд г. Иркутска в составе судьи Петровой Н.Д., при секретаре судебного заседания Олзоевой С.И., с участием истца Михайловой А.А., представителя истца Беляевского Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-538/11 по иску Михайловой А.А. к Администрации г. Иркутска о признании права собственности на самовольную постройку,
У С Т А Н О В И Л:
Михайлова А.А. обратилась в суд с иском к Администрации г. Иркутска о признании права собственности на самовольную постройку. В обоснование предъявленных требований истец указала, что в соответствии с договором *** от *** Глевскому А.И. - отцу Михайловой А.А., а также Южаковой С.П. был предоставлен земельный участок *** (***) мерою 0,12 га по 0,6 га каждому для строительства жилого одноэтажного, каркасно-засыпного дома, состоящего из двух комнат размером 35,8 кв.м. с надворными постройками. Указанный договор был зарегистрирован отделом коммунального хозяйства исполкома Иркутского городского СНД ***. Строительство жилых домов Михайловой А.А. и Южаковой С.П. велось отдельно. На указном земельном участке Михайловой А.А. в *** году был построен дом, состоящий из одной комнаты общей площадью 27,5 кв. метров, жилой - 16,7 кв. метров. В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке без получения на это необходимых разрешений. Жилой дом № *** общей площадью 27,5 кв. метров был построен Михайловой А.А. без получения на это необходимых разрешений, но на земельном участке, отведенном под строительство жилого дома. В установленном порядке Михайловой А.А. права на жилой дом зарегистрированы не были. Во время строительства Михайлова А.А. приобретала и доставляла строительные материалы, а также принимала участие в строительстве данного жилого дома личным трудом. Кроме того, Михайлова А.А. вкладывала в строительство и в улучшение денежные средства. Построенный жилой дом не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни н здоровью граждан. На основании вышеизложенного Михайлова А.А. приобрела право собственности на жилой дом общей площадью 27,5 кв. метров, расположенный по адресу: ***, построенный ею для себя. Истец осуществляла пользование домом и надворными постройками, осуществляла ремонт домовладения, уплату налогов. В связи с отсутствием надлежащим образом оформленного права собственности на дом Михайлова А.А. не имеет возможности осуществлять какие - либо юридически значимые действия с принадлежащим ей имуществом (купля - продажа, дарение, завещание, иное распоряжение имуществом, реконструкция). Михайлова А.А. также не имеет возможности реализовать право на приватизацию земельного участка, расположенного под домом, в соответствии со статьей 36 ЗК РФ. В исковом заявлении Михайлова А.А. просила признать за ней право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ***, включающий в себя дом, общей площадью 27,5 кв.м., жилой 16,7 кв.м., веранду, гараж, сарай.
В судебном заседании истец Михайлова А.А. предъявленные требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснив, что в ***. ее отцу Глевскому А.И. и Южаковой С.П. был выделен земельный участок по *** в бессрочное пользование под строительство индивидуального жилого дома. Ранее, отцом на указанном земельном участке был выстроен жилой дом, который в последствии был снесен. В дальнейшем, на земельном участке Михайлова А.А. и Южакова С.П. построили жилые дома. Строительство велось отдельно, общая площадь дома истца составляет 27,5 кв.м., жилая площадь 16,7 кв.м. Строительство осуществлялось своими силами, на собственные денежные средства. Претензий со стороны соседей нет. Михайлова А.А. просила признать право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ***, общей площадью 27,5 кв.м., жилой площадью 16,7 кв.м.
Представитель истца Беляевский Е.А., действующий на основании доверенности, с объемом полномочий, предусмотренных ст. 54 ГПК РФ, предъявленные требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнив, что построенный спорный дом не нарушает права и законные интересы лиц, за пределы земельного участка не выходит. Беляевский Е.А. просил признать за Михайловой А.А. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ***, общей площадью 27,5 кв.м., жилой площадью 16,7 кв.м.
Представитель ответчика Администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены, об уважительных причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав истца, представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Судом установлено, что по данным МУП БТИ г. Иркутска по адресу *** владельцами являются Глевский А.И. на основании договора застройки *** от *** - 1/2 доли; Юдаков В.М. на основании договора дарения от ****** доли. По данным технической инвентаризации от *** на земельном участке находился одноэтажный каркасно-засыпной жилой дом, лит. «А», общей площадью 59,3 кв.м., жилой площадью 35,8 кв.м. На момент обследования от *** установлено: часть лит. «А» снесена в ***., на земельном участке находятся: одноэтажный каркасно-засыпной жилой дом, лит. «А», ***. постройки, общей площадью 27,5 кв.м., жилой 16,7 кв.м.; одноэтажный каркасно-засыпной жилой дом, лит. «Б», ***. постройки, общей площадью 32,2 кв.м., жилой - 32,2 кв.м. Состояние дома лит. «А» - ветхое, износ 80%, лит. «Б» - неудовлетворительное, износ 51%. Кроме этого, на участке находятся 2 сарая, гараж, навес, 2 теплицы, 2 уборных, ограждения. Данное обстоятельство подтверждается заключением от ***, техническим паспортом по состоянию на ***
Согласно договору *** от ***, отделом коммунального хозяйства исполкома Иркутского городского Совета депутатов трудящихся предоставлен Глевскому А.И. и Южаковой С.П. земельный участок на праве бессрочного пользования под строительство индивидуального жилого дома.
Согласно свидетельству о смерти *** *** Глевский А.И умер ***
Все свое имущество, в том числе домовладение по адресу: ***, Глевский А.И. завещал дочери Михайловой А.А. /свидетельство о рождении *** *** от ***./, что подтверждается завещанием от *** № в реестре ***. Данное завещание, как следует из справки Архива нотариальной палаты Иркутской области от *** ***, не отменено, не изменено.
Как следует из технического отчета ООО «***» от ***, объект недвижимости - жилое строение (жилой дом) по адресу: ***, общей площадью 27,5 кв.м. - пригоден для использования по назначению, то есть в качестве жилого дома. Здание имеет 11 (нормальный) уровень ответственность ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований» и соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам. Расположение строения на участке не нарушает норм инсоляции соседних зданий и не выходит за пределы отведенной территории.
Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает, что размещение возведенного строения: одноэтажного каркасно-засыпного жилого дома по лит. «А», *** года постройки по адресу: ***, общей площадью 27,5 кв.м., жилой площадью 16,7 кв.м., выстроенный на земельном участке, территория которого определена под земли поселений, согласно представленным материалам, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов. Новая редакция», что подтверждается заключением «О соответствии размещения возведенных строений» *** от ***
Отдел Государственного пожарного надзора г. Иркутска Главного Управления МЧС России по Иркутской области, проведя проверку противопожарного состояния индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: *** не возражает против признания права собственности в судебном порядке, что подтверждается заключением о противопожарном состоянии от *** ***.
Доказательств того, что сохранение спорного жилого дома нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, учитывая давность постройки /***./, невозможность в ином порядке защитить нарушенное право, во избежание необоснованного сноса постройки, отвечающей установленным требованиям, суд приходит к выводу, что исковые требования Михайловой А.А. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Михайловой А.А. удовлетворить.
Признать за Михайловой А.А. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ***, общей площадью 27,5 кв.м., жилой площадью 16,7 кв.м.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья