о признании права собственности



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2011 года Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего Хамди Е. В., при секретаре судебного заседания

Макаровой К.В., с участием истца Куроптевой Л. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-397/11 по иску Куроптевой Л. А. к Администрации г. Иркутска о признании права собственности на самовольное строение - жилой дом,

УСТАНОВИЛ:

В исковом заявлении истец Куроптева Л. А. указала: в ДД.ММ.ГГГГ г. она выстроила жилой дом по адресу: <адрес>, который находится на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м в кадастровом квартале <данные изъяты>. С этого времени на земельном участке она выращивает картофель, осуществляет посадки.

По заключению МУП «БТИ г. Иркутска», пользователем жилого дома по адресу: <адрес>, является Куроптева Л. А. Справкой №, выданной МУП «БТИ г. Иркутска», подтверждается присвоение предварительного адреса объекту недвижимого имущества: <адрес>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ МУП «БТИ г. Иркутска» составлен технический паспорт на дом, пользователем которого она является.

Свидетельства о праве собственности на дом нет, самовольная постройка соответствует санитарным нормам и правилам, правилам пожарной безопасности, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, что подтверждается заключением ФГУП «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» № от ДД.ММ.ГГГГ, заключение ОГПН г. Иркутска № от ДД.ММ.ГГГГ На основании заключенного договора с МУП «<данные изъяты>» о предоставлении услуг на вывоз твердых бытовых отходов, она производит плату за предоставление соответствующих услуг. В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного с ЗАО «Братские электрические сети», ею регулярно производится оплата за потребление электрической энергии по адресу: <адрес>.

Истец Куроптева Л. А. просила признать за ней право собственности на самовольное строение - одноэтажный жилой бревенчатый дом лит «А» общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу:

<адрес>. Указала в иске, что самовольное строение не создает угрозу жизни и здоровью граждан, соответствует требованиям пожарной безопасности и санитарным нормам и правилам.

В судебном заседании истец Куроптева Л. А. заявленные исковые требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении, просила признать за ней право собственности на самовольное строение - одноэтажный жилой бревенчатый дом лит «А» общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Представитель ответчика Администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, что подтверждается почтовым уведомлением о получении судебной повестки, ходатайств, возражений не поступило.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Суд, обсудив неявку надлежаще уведомленного представителя ответчика, с учетом мнения истца Куроптевой Л. А., настаивающей на рассмотрении дела, приходит к выводу о рассмотрении гражданского дела в отсутствие не явившегося представителя ответчика Администрации г.Иркутска, уведомленных о времени и месте судебного заседания надлежаще, в порядке ст.233 ГПК РФ.

Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела и оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам между народного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статьей 45 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, обеспечении судебной защиты нарушенных прав. При этом, в качестве способа защиты гражданских прав, согласно статье 12 ГК РФ, может быть использовано признание права.

Самовольной постройкой согласно п.1,2,3 ст. 222 ГК РФ является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законами, иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Федеральным законом РФ от 30.06.06 г. № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (далее - Закон № 93-ФЗ) в статью 222 ГК РФ были внесены изменения, абзац 1 пункта 3 статьи 222 ГК РФ признан утратившим силу с 1 сентября 2006 года.

Ст. 4 ГК РФ установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

До вступления в силу Закона № 93-ФЗ право на обращение в суд за признанием права собственности на самовольную постройку было предоставлено как фактическому застройщику, так и собственнику земельного участка, на котором возведена постройка.

Действие указанной нормы не является исключением из общих правил статьи 4 ГК РФ и является случаем применения положений гражданского законодательства о действии закона во времени с учетом специфики института самовольной постройки.

В судебном заседании суд установил: согласно заключению МУП БТИ г. Иркутска от 2010 г. по данным МУП БТИ г. Иркутска пользователем жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, является Куроптева Л. А.. По данным технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке в <данные изъяты> г. возведен жилой бревенчатый дом лит. А общей площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой <данные изъяты> кв.м. Техническое состояние дома хорошее, износ 46 %. Кроме этого, на земельном участке имеется навес, баня, гараж, летняя кухня, ограждения. Указанному объекту недвижимого имущества присвоен предварительный адрес: <адрес>, что подтверждается справкой МУП БТИ г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №.

Согласно письму Агентства имущественных отношений Иркутской области на заявление о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в <адрес>, для индивидуального жилищного строительства администрация Иркутской области вправе предоставлять свободные земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, исключительно для целей, связанных со строительством. Осмотр испрашиваемого земельного участка показал, что на данном участке находятся строения. Рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка при наличии самовольных строений не относится к компетенции администрации Иркутской области.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ № на заявление о возможности предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска указал, что земельные участки, расположенные на территории г. Иркутска, предоставляются в собственность или в аренду для эксплуатации существующих зданий, строений, сооружений, в том числе индивидуальных жилых. Согласно ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Согласно Порядка прохождения документов при предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, необходимых для эксплуатации существующих зданий, строений, сооружений, в т.ч. индивидуальных жилых домов одним из документов, необходимых для оформления права собственности либо аренды на земельный участок, используемый для эксплуатации индивидуального жилого дома, является документ, подтверждающий государственную регистрацию на индивидуальный жилой дом либо иной документ, подтверждающий возникновение права на объект недвижимости.

Согласно ст. 9.1 ФЗ от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

На период обращения Куроптевой Л. А. в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска о предоставлении ей земельного участка под существующим самовольным строением, действовали нормы ч. 3 ст. 222 ГК РФ в прежней редакции, когда право собственности на самовольную постройку могло быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.

В материалах дела имеется письмо Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указано, что Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска сообщает, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в Реестре муниципального имущества не значится. Для обращения в Управление архитектуры и градостроительства, с целью получения согласия о предоставлении земельного участка под возведенную постройку, необходимо предоставить согласие организаций, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей.

В судебном заседании исследован технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что пользователем жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> является Куроптева Л. А. В настоящее время дому присвоен предварительный адрес: <адрес>, что подтверждается также справкой БТИ о присвоении предварительного адреса объекту недвижимого имущества.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска считает, что с целью получения согласия о предоставлении земельного участка под возведенную постройку, необходимо предоставить согласие организаций, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей.

В материалах дела представлен договор № с МУП «<данные изъяты>» о предоставлении услуг на вывоз твердых бытовых отходов, квитанции по оплате за вывоз ТБО.

В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным с ЗАО «<данные изъяты>», на отпуск и потребление электрической энергии по электроустановке, находящейся по адресу: <адрес>, по адресу истцом производится оплата за потребление электрической энергии, что подтверждается абонентской книжкой и квитанциями по оплате за электроэнергию.

В заключении от ДД.ММ.ГГГГ № Отдела надзорной деятельности г. Иркутска, рассмотрев представленные документы и проведя проверку противопожарного состояния индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, указано, спорное строение - жилой дом по адресу: <адрес>, соответствует требованиям пожарной безопасности.

Согласно заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» от ДД.ММ.ГГГГ №, жилой дом по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой <данные изъяты> кв.м, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам: СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий и сооружений и иных объектов». Новая редакция СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Судом были исследованы квитанции по уплате истцом Куроптевой Л. А. земельного налога с <данные изъяты> г. за пользование земельным участком, на котором расположено спорное самовольное строение.

Письменные материалы дела, подтверждаются также свидетельскими показаниями, которые в силу ст. 55 ГПК РФ являются доказательствами по делу.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО3 пояснил суду, что является супругом Куроптевой Л. А. В ДД.ММ.ГГГГ г. они вместе с супругой начали постройку спорного дома по адресу: <адрес>. Жилое строение соответствует требованиям противопожарной безопасности и санитарным нормам и правилам, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, осуществившим самовольную постройку, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Исследованными в судебном заседании доказательствами, согласованиями компетентных органов подтверждено, что самовольная постройка не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, получены положительные согласования соответствующих органов санитарно-эпидемиологического, пожарного надзора.

Давая оценку представленным доказательствам в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Куроптевой Л. А.. о признании права собственности на недвижимое имущество - самовольное строение - жилой бревенчатый дом лит «А» общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу:

<адрес>, подлежат удовлетворению.

Обстоятельств для отказа в признании права собственности на самовольно возведенное строение, по мнению суда, не установлено.

Суд также учитывает, что сохранение самовольной постройки - жилого дома по адресу: <адрес>, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Кроме того, выводы суда подтверждаются техническим паспортом, заключением МУП БТИ г. Иркутска, справкой о присвоении предварительного адреса, сообщением КУМИ г. Иркутска, сообщением Отдела надзорной деятельности, сообщением ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области», квитанциями об оплате за пользование земельным участком, за электроэнергию, вывоз твердых бытовых отходов, показаниями свидетелей.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Куроптевой Л. А. о признании права собственности на самовольное строение жилой бревенчатый дом лит «А» общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 233 ГК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Куроптевой Л. А. к Администрации г. Иркутска о признании права собственности на самовольное строение - одноэтажный жилой бревенчатый дом лит. «А» общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, УДОВЛЕТВОРИТЬ.

ПРИЗНАТЬ за Куроптевой Л. А. право собственности на самовольное строение - жилой бревенчатый дом лит. «А» общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Ответчик Администрация г.Иркутска вправе подать в Ленинский районный суд г. Иркутска заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня получения копии решении.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Иркутский Областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска.

Судья: Е. В. Хамди