РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2011 г. г. Иркутск
Ленинский районный суд г.Иркутска в составе судьи Долбня В.А. при секретаре судебного заседания Ксенофонтовой А.В., с участием представителя истца Простакишиной О.А., представителя ответчика Высотина М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-84/11 по исковому заявлению ИФНС России по Ленинскому округу г.Иркутска к Высотиной Т.М. о взыскании налога на доходы физических лиц за 2008 года, пени за несвоевременную уплату налога на доходы, сумму налоговых санкций,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Ленинскому округу г.Иркутска обратилась в суд с иском к Высотиной Т.М. о взыскании налога на доходы физических лиц за 2008 года, пени за несвоевременную уплату налога на доходы. В обоснование исковых требований указано, что ИФНС России по Ленинскому округу г.Иркутска проведена камеральная налоговая проверка по налогу на доходы физических лиц за 2008 год представленной ответчиком, в ходе, которой выявлены следующие нарушения. В нарушение п.3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик занизил налоговую базу для исчисления на доходы физических лиц за 2008 год на 244 901,76 рублей за счет завышения суммы документально подтвержденных расходов в соответствии со ст. 214.1 НК РФ, применяемых при продаже ценных бумаг. Налогоплательщиком не представлены документы, подтверждающие расходы на приобретение и хранение ценных бумаг на сумму 637765,00 рубля, указанную в строке 360 листа 3 «Расчет налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами», как сумма документально подтвержденных расходов, принимаемых к вычету. В результате допущенных нарушений, налогоплательщиком занижена налогооблагаемая база для исчисления налога на доходы физических лиц за 2008 год на 892 871 рублей, с которой не исчислен налог в сумме 116073 рублей. В соответствии с положениями п.5 п.1 ст.208 и с учетом положений ст.209 НК РФ доходы от реализации в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг являются объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц. Порядок определения налоговой базы в отношении доходов, полученных от операций с ценными бумагами, включая акции, установлен ст.214.1 НК РФ. По общему правилу, при определении суммы налогооблагаемого дохода, налогоплательщик должен доказать размер и правомерность понесенных расходов. При этом документы, подтверждающие понесенные расходы не должны иметь противоречий и фактически подтверждать реальность хозяйственных операций.
Как установлено инспекцией и подтверждается материалами дела Высотина Т.М. 07.04.1993 года приобрела 1 обыкновенную акцию АО «<данные изъяты>» (наименование которого в последующем изменилось на ОАО «<данные изъяты>») по цене 34 000 рублей, оплаченную:
-тремя приватизационными чеками, что приравнено к 30 000 рублей;
- 4000 рублей из приватизационного фонда;
-наличных денежных средств не вносилось.
Документов, подтверждающих произведение каких-либо иных расходов, в т. ч. по хранению ценных бумаг, налогоплательщиком не представлено.
По состоянию на дату (07.10.2005 года) передачи лицевого счета - реестра владельца ценных бумаг ОАО «<данные изъяты>» ОАО «<данные изъяты>» с учетом произведенных переоценок основных средств ОАО «<данные изъяты>», решений о размещении ценных бумаг путем конвертации ранее выпущенных акций в акции с большей номинальной стоимостью и других действий эмитента, Высотина Т.М. имела 40 075 обыкновенных именных акций номиналом 3 рубля. Согласно справке об операциях с ценными бумагами, проведенных по лицевому счету за период с 07.10.2005 года по 09.11.2009 года Высотина Т.М. 260.06.2008 года реализовала 40 075 акций ОАО «<данные изъяты>» на сумму 892 871 рубля.
Итак, прямые затраты налогоплательщика на приобретение 40075 акций составили 30004 руб.: 30 000 руб. это номинальная стоимость 3 ваучеров; 4 руб. - это деноминированные денежные средства из приватизационного фонда. Поэтому, принятая сумма расходов, как она подтверждена налогоплательщиком в размере 30 004 руб. - расходы по приобретению. Таким образом, сумма облагаемого дохода по совершенной операции купли-продажи ценных бумаг составит 862 867 рублей (892871 руб. - 30004 руб.), сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет, за 2008 год составит 112 172,71 руб.
На основании изложенного истец просил суд взыскать с ответчика налог на доходы физических лиц за 2008 год в размере 111 174 руб., пени за несвоевременную уплату налога на доходы в размере 5 130,68 рублей, налоговые санкции в размере 222,35 руб., всего в сумме 116 527,03 руб.
В ходе судебного разбирательства в порядке ст.39 ГПК РФ ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска изменила свои исковые требования, и просила суд взыскать с ответчика Высотиной Т.М. налог на доходы физических лиц за 2008 год в размере 111 174 руб., пени за несвоевременную уплату налога на доходы в размере 5 130,68 рублей, налоговые санкции в размере 222,35 руб., всего в сумме 116 527,03 руб. В обоснование заявления об изменении исковых требований ИФНС указала на то, что согласно справки (исх. от 09.11.2009 №0903) об операциях с ценными бумагами, проведенных по лицевому счету за период с 07.10.2005 по 09.11.2009 Высотина Т.М. 26.06.2008 реализовало 40075 акций (эмитент ОАО «<данные изъяты>») ОАО «<данные изъяты>» на сумму 892871 рубля. Сумма дохода, полученного от продажи (реализации) акций, приобретенных за ваучеры, может быть уменьшена на сумму их рыночной стоимости на момент продажи за ваучеры либо на сумму, исчисляемую исходя из количества ваучеров, переданных в обмен на акции, и их номинальной (договорной) стоимости, а также на сумму расходов по оплате стоимости акций за счет средств с личного приватизационного счета. В соответствии с письмом ФНС России от 01.08.2009 №® «Об учете в составе расходов стоимости ваучера при реализации ценных бумаг» расходы на приобретение акций за приватизационные чеки выпуска 1992 года (ваучеры) определяются исходя из размера номинальной стоимости ваучера, установленного п.5 Указа Президента РФ от 14.08.1992 №914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ», без каких-либо пересчетов, т.е. 10 000 рублей за 1 чек.
В соответствии с Законом РФ 1991 года «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», Указом Президента РСФСР от 03.12.1991 №255 «О первоочередных мерах по организации работы промышленности РСФСР», Приложением №6 к Указу Президента РФ от 29.01.1992 №66 средства приватизационного фонда, зачисляемые на личный счет приватизации каждого работника, являлись собственностью данного работника, не подлежали налогообложению, и могли быть использованы только на приобретение акций приватизируемых объектов.
Средства приватизационного фонда, направленного на оплату акций ОАО «<данные изъяты>» в 1993 году Высотиной Т.М., также следует рассматривать как произведенные денежные расходы налогоплательщика на приобретение акций, реализуемых в 2008 году. В соответствии с Указом Президента РФ «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» от 04.08.1997 №822 проведена с 01.01.1998 деноминация рубля, замена обращающихся рублей на новые по соотношению с 1000 руб. в деньгах старого образца на 1 рубль. Средствами приватизационного фонда, зачисляемыми предприятием на открываемые работникам лицевые счета приватизации, признаются денежные средства, а, следовательно, затраты налогоплательщика в виде оплаты акции, в т.ч. из приватизационного фонда в сумме 4000 руб. (в ценах 1993 года) подлежат перерасчету с учетом деноминации и должны быть приняты в качестве расходов в виде 4 рублей.
Итак, прямые затраты налогоплательщика на приобретение 40075 акций составили 30004 руб.:
- 30000 руб. это номинальная стоимость 3 ваучеров;
- 4 руб. это деноминированные денежные средства из приватизационного фонда.
При реализации в 2008 году 40075 акций прямые расходы приняты в сумме 30004 рублей.
Поэтому, инспекцией принята сумма расходов в размере 30 004 руб. - расходы по приобретению.
Таким образом, сумма облагаемого дохода по совершенной операции купли-продажи ценных бумаг составит 862867 рублей (892871 руб. - 30004 руб.), сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет, за 2008 год составит 112172.71 рублей.
В соответствии со статьей 75 НК РФ за несвоевременную уплату налога на доходы начислены пени в сумме 5130,68 руб.
Руководствуясь ст. 101 НК РФ ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска вынесено Решение от 26.11.2009 № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В срок, до 15.03.2010, указанный в требовании от 01.03.2010 № об уплате налога ответчик в добровольном порядке сумму налоговой санкции в бюджет государства не внес.
Высотина Т.М. обратился в Ленинский районный суд г. Иркутска с заявлением о признании незаконным Решения от 26.11.2009 № о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 13.10.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 01.12.2010 решение оставлено без изменения. В силу п.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В судебном заседании представитель истца ИФНС России по Ленинскому округу г.Иркутска по доверенности Простакишина О.А. в судебном заседании измененные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Высотина Т.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, заявления и ходатайства не поступали причины неявки суду не известны. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика по доверенности Высотин М.А. в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных объяснениях, поддержал. Согласно письменному объяснению вследствие произвольного установления налогового периода равным 15 годам, условия сделки купли - продажи акций «<данные изъяты>» и цены явно несопоставимы. Индекс цен 2008 года к 1993 году составил 6150,1 % и, следовательно, цена одной акции «<данные изъяты>» 34000 рублей (в ценах 1993 года) равна цене 2091000 рублей эквивалентного пакета 28625 акций (в ценах 2008 года) а реальная налоговая база с одного пакета акций в сопоставимых ценах получается отрицательной: 637765 (доход) - 2091000 (расход) = - 1453235 рубля, т.е. вместо экономической выгоды Высотина Т.М. получила экономический убыток. Отсутствие экономической выгоды свидетельствует об отсутствии объекта налогообложения. ИФНС игнорируют этот очевидный факт. Увеличение количества и номинала акций (без увеличения доли имущества) произошло вследствие переоценки основных фондов ОАО «<данные изъяты>» на коэффициент инфляции по постановлениям Правительства РФ и согласно ст. 217 п. 19 НК РФ это увеличение стоимости имущества не признается доходом. Однако ИФНС неправомерно полагает, что у Высотиной произошло увеличение капитала и экономической выгоды, и исчислила налог (по сути - на инфляцию). Ссылка ИФНС на отсутствие в статье 40 НК РФ прямой нормы о применении поправки на индекс цен несостоятельна, т.к. такая поправка является частным случаем общей нормы пункта 9 статьи 40. Применение несопоставимых цен в сделках купли-продажи и расчетах финансового результата - это нонсенс. Невозможно подсчитать экономическую выгоду без приведения цен к сопоставимым. Нигде в мире финансовые расчеты по операциям купли - продажи не ведутся в несопоставимых ценах. Правительством России производится исчисление индекса цен ВВП (реального дохода) с учетом сопоставимых цен. Толкуя нормы налогового законодательства в ином значении, исчисляя налоговую базу за не предусмотренный НК РФ налоговый период 15 лет без приведения цен к сопоставимым с помощью поправок (как это предусмотрено пунктом 9 статьи 40 НК РФ), ИФНС неправомерно установила налоговую базу без определения экономической выгоды и положительного финансового результата, что прямо противоречит ст. 41, ст. 214.1 п. 14 НК РФ и принципам налогообложения. Игнорируя разъяснение Минфина от 17 мая 2007 № 03-04-05-01/143 и Постановление Пленума ВАС РФ № 5 от 28.02.2001 п. 35, манипулируя несопоставимыми ценами, ИФНС незаконно снижает расходы Высотиной на покупку акций до несущественной суммы, лишает значительной доли принадлежащего ей имущества, что является прямым нарушением её прав и законных интересов (Ст.3 пункты 1, 3, 5 НК РФ, Ст. 35 Конституции РФ, ст. 1 Протокола № 1 от 20.03.1952 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод). В постановлении Пленума ВАС РФ № 5 от 28.02.2001 п. 35 указано, что в силу пп.3 п. 1 статьи 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных уполномоченным государственным органом, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и тем самым освобождающим последнего от налоговой ответственности. ИФНС неправомерно начислила Высотиной Т.М. пени в нарушение требований п. 8 ст. 75. пп.3 п.1 ст. 111 НК РФ и письменного разъяснения Минфина от 20.05.2009 № 03-02-08/39, согласно которым выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах, данных ему или неопределенному кругу лиц уполномоченным органом государственной власти, является основанием для неначисления пеней на сумму недоимки, которая образовалась у указанного лица в результате выполнения такого письменного разъяснения, а также признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения». В силу указанных статей НК РФ, инспекция не должна начислять пени в любом случае. Вместо этого, пени начислены еще и за время незаконных продлений сроков вынесения решений ИФНС и УФНС). ИФНС в качестве доказательства получения Высотиной экономической выгоды и налогооблагаемого дохода ссылается на статьи 208, 209. 210 НК РФ, не содержащие положений о порядке определения налогооблагаемого дохода. Ссылка ИФНС на иные разъяснения Минфина, противоречащие разъяснению от 17 мая 2007 № 03-04-05-01/143, неправомерна в силу ст. 3 п.7 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах толкуются в пользу налогоплательщика. На запрос Высотина М.А. от 23.10.2009 в адрес Минфина о даче разъяснения, на основании каких нормативных документов налоговая инспекция отказывается применять письменные разъяснения. Просил в удовлетворении исковых требований отказать полностью.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ИФНС России по Ленинскому округу г.Иркутска к Высотиной Т.М. подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.23 НК РФ, налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. При этом в силу п.п.4,8 ст. 101 Налогового кодекса РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки должны быть исследованы доказательства, подтверждающие совершение налогового правонарушения, в решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должны быть изложены обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
На основании статьи 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с 23 и 25 главами НК РФ.
Статьей 2 ФЗ от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 06.12.2007) «О рынке ценных бумаг» (принят ГД ФС РФ 20.03.1996) дано определение акции, а именно: акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.
Согласно п.1 ст.210 НК РФ, при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право, на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 НК РФ
Таким образом, из смысла выше указанных правовых норм следует, что доход в денежной форме может возникнуть у акционера как владельца ценной бумага, только в случае реализации акции.
В силу пп.5 п.1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в РФ относятся доходы, получаемые налогоплательщиком от реализации в РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей в уставном капитале организаций.
Согласно ст. 214.1 НК РФ, налоговая база по операциям купли-продажи ценных бумаг определяется как разница между суммами доходов, полученными от реализации ценных бумаг, и документально подтверждёнными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведёнными налогоплательщиком (включая расходы, возмещаемые профессиональному участнику рынка ценных бумаг, управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, осуществляющим паевой инвестиционный фонд).
К указанным расходам относятся:
1) суммы, уплачиваемые эмитенту ценных бумаг (управляющей компании паевого инвестиционного фонда) в оплату размещаемых (выдаваемых) ценных бумаг, а также суммы, уплачиваемые в соответствии с договором купли-продажи ценных бумаг, в том числе суммы купона;
2) суммы уплаченной вариационной маржи и (или) премии по контрактам, а также иные периодические или разовые выплаты, предусмотренные условиями финансовых инструментов срочных сделок;
3) оплата услуг, оказываемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также биржевыми посредниками и клиринговыми центрами;
4) надбавка, уплачиваемая управляющей компании паевого инвестиционного фонда при приобретении инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах;
5) скидка, уплачиваемая управляющей компании паевого инвестиционного фонда при погашении инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах;
6) расходы, возмещаемые профессиональному участнику рынка ценных бумаг, управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд;
7) биржевой сбор (комиссия);
8) оплата услуг лиц, осуществляющих ведение реестра;
9) налог, уплаченный налогоплательщиком при получении им ценных бумаг в порядке наследования;
10) налог, уплаченный налогоплательщиком при получении им в порядке дарения акций, паев в соответствии с пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса;
11) суммы процентов, уплаченные налогоплательщиком по кредитам и займам, полученным для совершения сделок с ценными бумагами (включая проценты по кредитам и займам для совершения маржинальных сделок), в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей на дату выплаты процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - для кредитов и займов, выраженных в рублях, и исходя из 9 процентов - для кредитов и займов, выраженных в иностранной валюте;
12) другие расходы, непосредственно связанные с операциями с ценными бумагами, с финансовыми инструментами срочных сделок, а также расходы, связанные с оказанием услуг профессиональными участниками рынка ценных бумаг, управляющими компаниями, осуществляющими доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, в рамках их профессиональной деятельности.
Судом установлено, что по результатам камеральной налоговой проверки от 12.08.2009 года № в отношении Высотиной Т.М. ИФНС России по Ленинскому округу г.Иркутска вынесено решение № от 26.11.2009 года о привлечении к налоговой ответственности по ч.1 ст.122 НК РФ в виде уплаты штрафа в размере 224, 35 руб., пени в размере 5 176, 79 руб., а так же ей предложено уплатить недоимку в размере 112 173 руб.
В качестве основания привлечения ответчика к налоговой ответственности указано на занижение ею налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц за 2008 год на 892 871 руб. и неуплаты налога с указанного дохода в размере 112 173 руб.
Не согласившись с данным решением, Высотиной Т.М. была подана апелляционная жалоба, на основании которой УФНС России по Иркутской области 08.02.2010 года было принято решение № об изменении суммы налога с 112 173 руб. на 111 174 руб., размера пени с 5 176, 79 руб. на 5 130, 68 руб., суммы штрафа с 224,35 руб. на 222,35 руб., поскольку были учтены расходы заявителя в размере 7 685, 34 руб. за услуги перерегистрации в ОАО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ.
Высотина Т.М. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными указанных выше решений налоговых органов.
Решением Ленинского районного суда г.Иркутска от 13.10.2010 года в удовлетворении заявления Высотиной Т.М. было отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 01.12.2010 года решение Ленинского районного суда г.Иркутска от 13.10.2010 года об отказе в удовлетворении заявления Высотиной Т.М., оставлено без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В силу п.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Ленинского районного суда г.Иркутска от 13.10.2010 года по заявлению Высотиной Т.М., было установлено, что Высотиной Т.М. в 2008 году был получен доход от продажи ценных бумаг, а полученные физически лицом доходы от продажи ценных бумаг в соответствии с действующим налоговым законодательством подлежат налогообложению. Решение налоговой органа о привлечении Высотиной Т.М. к налоговой ответственности является законным и обоснованным, поскольку Высотиной Т.М. был получен доход от реализации ценных бумаг, в связи с чем, Высотина Т.М. обязана уплатить налог на доходы физических лиц за 2008 год в сумме 111 174 рубля.
В своем определении судебная коллегия Иркутского областного суда при рассмотрении кассационной жалобы Высотиной Т.М. на решение суда от 13.10.2010 года, указала на то, что акции Высотиной Т.М. реализованы в 2008 году. Согласно письму Минфина от 10.07.2008 года № 03-04-07-01/117, в случае реализации акций, приобретенных за приватизационные чеки (ваучеры), расходы на приобретение указанных акций определяются исходя из рыночной стоимости на дату продажи за ваучеры. Сумма дохода, полученного от продажи (реализации) акций, приобретенных за ваучеры, может быть уменьшена на сумму их рыночной стоимости на момент продажи за ваучеры либо на сумму, исчисляемую исходя из количества ваучеров, переданных в обмен на акции, и их номинальной (договорной) стоимости, а также на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с хранением и реализацией указанных акций. При вынесении решения суд правильно руководствовался данным порядком, обоснованно учел затраты Высотиной Т.М. на приобретение акций за приватизационные чеки и определил сумму доходов в размере 855 181,66 руб., а сумму налога на доход физического лица, подлежащую уплате в бюджет за 2008 год - 111 174 руб.
Материалами дела установлено, что 07.04.1993 года Высотина Т.М. приобрела 1 обыкновенную акцию АО «<данные изъяты>» по цене 34 000 рублей, оплаченную 3 приватизационными чеками, что приравнено к 30 000 рублей и 4 000 рублей из приватизационного фонда.
В соответствии со справкой ОАО «<данные изъяты>.» от 09.11.2009 года об операциях с ценными бумагами, проведенных по лицевому счету за период с 07.10.2005 года по 09.11.2009 года, 26.06.2008 года ответчик, Высотина Т. М. реализовала 40 075 обыкновенных акций ОАО «<данные изъяты>» по цене 22,28 рублей на общую сумму 892 871 рублей.
Сумма дохода, полученного от продажи (реализации) акций, приобретенных за ваучеры, может быть уменьшена на сумму их рыночной стоимости на момент продажи за ваучеры либо на сумму, исчисляемую исходя из количества ваучеров, переданных в обмен на акции, и их номинальной (договорной) стоимости, а также на сумму расходов по оплате стоимости акций за счет средств с личного приватизационного счета.
В соответствии с письмом ФНС России от 01.08.2009 №3-5-03/1224® «Об учете в составе расходов стоимости ваучера при реализации ценных бумаг» расходы на приобретение акций за приватизационные чеки выпуска 1992 года (ваучеры) определяются исходя из размера номинальной стоимости ваучера, установленного п.5 Указа Президента РФ от 14.08.1992 №914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ», без каких-либо пересчетов, т.е. 10 000 рублей за 1 чек.
В соответствии с Законом РФ 1991 года «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», Указом Президента РСФСР от 03.12.1991 №255 «О первоочередных мерах по организации работы промышленности РСФСР», Приложением №6 к Указу Президента РФ от 29.01.1992 №66 средства приватизационного фонда, зачисляемые на личный счет приватизации каждого работника, являлись собственностью данного работника, не подлежали налогообложению, и могли быть использованы только на приобретение акций приватизируемых объектов.
Средства приватизационного фонда, направленного на оплату акций ОАО «<данные изъяты>» в 1993 году Высотиной Т.М., также следует рассматривать как произведенные денежные расходы налогоплательщика на приобретение акций, реализуемых в 2008 году.
В соответствии с Указом Президента РФ «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» от 04.08.1997 №822 проведена с 01.01.1998 деноминация рубля, замена обращающихся рублей на новые по соотношению с 1000 руб. в деньгах старого образца на 1 рубль.
Средствами приватизационного фонда, зачисляемыми предприятием на открываемые работникам лицевые счета приватизации, признаются денежные средства, а, следовательно, затраты налогоплательщика в виде оплаты акции, в т.ч. из приватизационного фонда в сумме 4000 руб. (в ценах 1993 года) подлежат перерасчету с учетом деноминации и должны быть приняты в качестве расходов в виде 4 рублей.
Таким образом, прямые затраты Высотиной Т.М. на приобретение 40 075 акций составили 30 004 руб., где 30 000 - это номинальная стоимость 3 ваучеров, а 4 руб. - это деноминированные на основании Указа президента РФ от 04.08.1997 года денежные средства из приватизационного фонда, при этом в соответствии с письмом ФНМ России от 01.08.2009 года № 3-5-03/1224 «Об учёте в составе расходов стоимости ваучера при реализации ценных бумаг», расходы на приобретение акций за приватизационные чеки определяются без каких-либо пересчётов, то есть 10 000 руб. за 1 ваучер.
Кроме того, при рассмотрении в УФНС по Иркутской области жалобы Высотиной Т.М., ею была представлена квитанция от 24.06.2008 года на сумму 7 685, 34 руб. по оплате услуг перерегистрации ОАО «<данные изъяты>», которые так же были учтены как расходы на хранение акций.
Таким образом, сумма облагаемого дохода при реализации акций составляет 855 181, 66 руб. (892 871 - 30 004 - 7 685, 34), и следовательно сумма налога на доход физических лиц, подлежащая уплате в бюджет за 2008 год, составляет 111 174 руб.
Неуплата налога на полученные доходы является основанием для взыскания в силу требований п.1 ст. 122 НК РФ штрафа в размере 222,35руб. и пени в соответствии со ст. 75 НК РФ, в размере 5 130,68 рублей.
Анализ фактический обстоятельств по делу позволяют суду сделать вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных ИФНС России по Ленинскому округу г.Иркутска к Высотиной Т.М. о взыскании налога на доходы физических лиц за 2008 года в размере 111 174 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на доходы в размере 5 130,68 руб., налоговой санкции в размере 222,35 рублей, всего в сумме 116 527,03 руб., поскольку полученная от реализации ценных бумаг сумма является доходом, подлежащим налогообложению в соответствии с налоговым законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковых требования ИФНС России по Ленинскому округу г.Иркутска удовлетворить полностью.
Взыскать с Высотиной Т.М. налог на доходы физических лиц за 2008 год 111 174 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на доходы в размере 5 130,68 рублей, налоговые санкции в размере 222,35 рублей, всего в сумме 116 527,03 рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней.
Мотивированное решение изготовлено 9.03.2011 г.
Судья В.А. Долбня