Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 марта 2011 года г. Иркутск
Ленинский районный суд г.Иркутска в составе:
председательствующего судьи Касьяновой Н.И.,
при секретаре Сапожниковой Н.А.
с участием истицы Алексейцевой М.А., представителя истца Воробьевой И.Н., действующей на основании ордера №16 от 27.01.11 г., представителя администрации г. Иркутска Семеновой И.Г., действующей на основании доверенности от 14.12.2010 года с полным объемом прав сроком действия по 31.12.2011 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-541-2011 по иску Алексейцевой М.А. к администрации г. Иркутска о признании незаконным распоряжения заместителя мэра-председателя комитета по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии Алексейцевой М.А. с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, признании за истицей права состоять на учете граждан в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения после отчуждения жилья до истечении пятилетнего срока,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленного иска истица указала, что ДД.ММ.ГГГГ она подала документы в администрацию г. Иркутска для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Распоряжением председателя комитета по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № истица была снята с учета в качестве нуждающейся в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору жилищного найма, в связи с тем, что не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ. В соответствии с ФЗ от 21.12.2009 года №327-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О ветеранах», вступившим в законную силу 04.01.2010 года вдовы инвалидов и участников ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета вне зависимости от времени постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий при полном их соответствии критериям, установленным ст. 21 ФЗ «О ветеранах». Истица считает, что имеет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вдова умершего участника ВОВ. Положения ст. 53 ЖК РФ на нее не могут распространяться, т.к. намерений ухудшать свои жилищные условия у нее не было. Просила суд признать за ней право состоять на учете граждан в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
В предварительном судебном заседании от истицы поступило заявление об изменении предмета иска, в котором истица указала, что не согласна с распоряжением председателя комитета по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, т.к. намерений ухудшать свои жилищные условия не имела. Просила суд признать распоряжение председателя комитета от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ее с учета недействительным и признать за ней право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий после отчуждения жилья до истечения пятилетнего срока.
В судебном заседании истец Алексейцева М.А. и ее представитель Воробьева И.Н. заявленные требования поддержали полностью, настаивали на удовлетворении исковых требований по изложенным в исковом заявлении доводам. Истица пояснила, что она 12 лет проживает в общежитие, которое ей выделено по месту работы и в связи с работой. Как только она уволится, она обязана будет освободить общежитие. В 2008 году ей как вынужденному переселенцу выделялась жилищная субсидия в размере <данные изъяты> руб., на которую истица приобрела по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ комнату размером 17 кв.м в коммунальной квартире по адресу: <адрес>.3. По договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ истица подарила данную комнату своей дочери А. Подарила, т.к. комнатой невозможно пользоваться, поскольку в квартире проживает мужчина с открытой формой туберкулеза. Она вынуждена была избавиться от этой комнаты, в связи с чем не считает, что намеренно ухудшила свои жилищные условия.
В судебном заседании представитель ответчика Семенова И.Г. заявленные требования не признала, пояснила, что истцу была ранее предоставлена субсидия на приобретение жилья, ею было приобретено в собственность жилое помещение, которое она подарила своей дочери. На основании этого считают, что истица утратила право стоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Кроме того, истица пропустила установленный законом трехмесячный срок для оспаривания распоряжения о снятии ее с учета.
Выслушав истца и ее представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истица оспаривает законность распоряжения заместителя мэра-председателя комитета по управлению Ленинским округом администрации г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии Алексейцевой М.А. с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Для споров об обжаловании действий (бездействий) государственных органов ст. 256 ГПК РФ установлены трехмесячные сроки со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Ответчиком заявлено о пропуске истцом трехмесячного срока для обращения с иском в суд об обжаловании указанного постановления. Представитель ответчика пояснила, что распоряжение о снятии Алексейцевой с учета нуждающейся в жилье вынесено ДД.ММ.ГГГГ, истица была своевременно с ним ознакомлена, о чем пояснила в судебном заседании свидетель В., в связи с чем срок должен исчисляться с начала июля 2010 года.
Истец Алексейцева М.А. по поводу пропуска срока обжалования постановления заместителя мэра от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета пояснила, что срок ею не пропущен, т.к. ее никто с текстом данного распоряжения не знакомил, устно ей причину отказа не объясняли, в связи с чем она вынуждена была обратиться в администрацию города с письменным запросом и письменный отказ администрации города был ею получен по почте ДД.ММ.ГГГГ, сразу же в октябре она обратилась с жалобой в суд, однако определением суда от 13.12.2010 года ее заявление оставлено без рассмотрения и предложено обратиться в суд с иском. В суд с исковым заявлением она повторно обратилась 11.01.2011 года. Просила суд восстановить пропущенный срок для обжалования данного распоряжения.
Пояснения истицы подтверждаются представленными суду доказательствами.
Как следует из искового заявления и материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ распоряжением заместителя мэра К. № Алексейцева М.А. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с выявлением в представленных ею документах в комитет сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.
В материалах дела отсутствуют сведения об ознакомлении истицы с указанным распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ.
Допрошенная в судебном заседании свидетель В. пояснила, что она работает в комитете по управлению Ленинским округом г. Иркутска ведущим специалистом жилищного отдела. Помнит Алексейцеву М.А. При внесении сведений в компьютер в отношении Алексейцевой М.А., компьютер выдал, что она уже была снята с учета нуждающейся в жилье, т.к. уже получала субсидию. Она позвонила истице, та ей пояснила, что как вдова имеет право еще раз стоять на учете. Это было летом. Истица пришла на прием, плакала, что не обманывала, что купила плохую комнату. Алексейцевой было вручено письмо о снятии ее с учета, точную дату вручения письма не помнит, но это было сразу же после издания постановления о снятии с учета. За получение письма истица нигде не расписывалась.
Свидетелем представлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя мэра-председателя комитета по управлению Ленинским округом К. на имя Алексейцевой М.А. о причине снятия истицы с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Однако суд критически относится к показаниям данного свидетеля относительно ознакомления истицы с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку истица отрицает факт ознакомления с указанным распоряжением, отрицает факт вручения ей письма за подписью К. от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком не представлены иные объективные доказательства ознакомления истца с распоряжением заместителя мэра К. от ДД.ММ.ГГГГ
В материалах дела имеется письмо комитета по управлению Ленинским округом, подписанное заместителем мэра К. от ДД.ММ.ГГГГ № направленное в адрес Алексейцевой М.А. о снятии ее с учета нуждающейся в жилье с указанием причины снятия с учета ( л.д.6).
Истица пояснила, что указанное письмо она получила по почте в ответ на свое обращение, в связи с чем считает, что с ДД.ММ.ГГГГ следует исчислять трехмесячный срок обращения в суд.
Суд соглашается с данным доводом истца, т.к. поскольку в указанном письме истице разъяснено, каким распоряжением председателя комитета по управлению Ленинским округом истица снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и по какой причине.
Истицей заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с иском об оспаривании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ Наличие уважительных причин пропуска срока подтверждается и материалами гражданского дела № 2-3205/10 по заявлению Алексейцевой М.А. о признании решения незаконным, обязании устранить допущенные нарушения. Заявление подано в порядке особого производства и поступило в Ленинский районный суд ДД.ММ.ГГГГ. 13.12.2010 года заявление Алексейцевой М.А. было оставлено без рассмотрения в связи с установлением наличия спора о праве. После оставления заявления без рассмотрения, Алексейцева М.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Ленинский суд с данным исковым заявлением.
При таких обстоятельствах суд полагает, что истцом представлены доказательства уважительности причин пропуска трехмесячного срока обращения в суд, в связи с чем срок обращения с иском в суд подлежит восстановлению и иск Алексейцевой М.А. должен быть рассмотрен по существу.
Между тем, обсуждая требования истца о признании незаконным распоряжения заместителя мэра-председателя комитета по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии Алексейцевой М.А. с учета в качестве нуждающейся в представлении жилого помещения, признании за истицей права состоять на учете граждан в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения после отчуждения жилья до истечении пятилетнего срока, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истица проживает в общежитие НПК «<данные изъяты>», по адресу: г. Иркутск <адрес>, которое ей предоставлено на основании договора найма жилого помещения № в общежитие от ДД.ММ.ГГГГ в связи с трудовыми отношениями. Как пояснила истица в судебном заседании, она стояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вынужденная переселенка, в 2008 году ей была выделена жилищная субсидия в размере <данные изъяты> рублей. Распоряжением заместителя мэра администрации г. Иркутска К. от ДД.ММ.ГГГГ № Алексейцева М.А. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения (письмо начальника отдела учета и предоставления жилья Департамента правовой и кадровой работы аппарата мэра г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 35).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Правовые основы предоставления жилого помещения, в том числе нормы предоставления и учетная норма площади жилого помещения; основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях; принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях; последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий; отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях регламентированы в главе 7 (статьи 49 - 59) Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Те граждане, которые намеренно ухудшили свои жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий (ст. 53 ЖК РФ).
Согласно выписке из реестра оплаченных государственных жилищных сертификатов по Администрации Иркутской области за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Алексейцевой М.А. 17.07.2008 г. была перечислена социальная выплата в размере <данные изъяты> рублей для приобретения жилого помещения (л.д. 36).
Таким образом, Алексейцева М.А. реализовала свое право на получение субсидии для приобретения жилья.
Как пояснила истец в судебном заседании, на предоставленную субсидию она приобрела комнату в коммунальной квартире общей площадью 17 кв.м. по адресу г. Иркутск <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Алексейцева М.А. подарила указанную комнату своей дочери А., что подтверждается договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23 об.), и свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43).
Истица пояснила, что она не могла проживать в данной комнате, т.к. по соседству с ней проживал человек больной туберкулезом. В настоящее время дочь пытается продать эту комнату, но покупатели не находятся.
ДД.ММ.ГГГГ истец вновь подала заявление в администрацию г. Иркутска с просьбой поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В заявлении указала, что в последние 5 лет сделок с жилыми помещениями не совершала. Является вдовой участника войны (л.д. 25-26).
К указанному заявлению ею были представлены следующие документы:
- справка от ДД.ММ.ГГГГ № выданная МУП «СРЦ» г. Иркутска Паспортный стол Ленинского округа, согласно которой Алексейцева М.А. проживает по адресу г. Иркутск <адрес>, общ. (л.д. 28). В данном жилом помещении истец проживает на основании договора найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ОАО «<данные изъяты>» и Алексейцевой М.А. (л.д. 29-30);
- удостоверение вдовы ветерана № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому она имеет льготы и преимущества, установленные для родителей и жен военнослужащих (л.д. 31).
- справку об инвалидности второй группы по общему заболеванию (л.д. 32).
- сообщение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №, а также справку МУП БТИ г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии сведений о принадлежности Алексейцевой М.А. жилых объектов недвижимого имущества (л.д. 33).
На основании указанных документов, ДД.ММ.ГГГГ Алексейцева М.А. была принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что подтверждается распоряжением заместителя мэра К. от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 24).
Однако ДД.ММ.ГГГГ Алексейцева М.А. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет (распоряжение № на л.д. 23).
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Статей 54 ЖК РФ предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения (ст. 55 ЖК РФ);
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
В письме от 19 марта 2010 г. № 10496-СК/07 Министерство регионального развития РФ дало разъяснение по вопросу в части обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" ветеранов Великой Отечественной войны, намеренно ухудшивших свои жилищные условия. Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В связи с изложенным, до истечения указанного срока, указанные граждане не могут быть приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 8 Закона Иркутской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма» в случаях совершения гражданином действий и гражданско-правовых сделок с занимаемыми жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера жилых помещений или к их отчуждению, общая площадь предоставляемого гражданину жилого помещения по договору социального найма определяется как разница между размером площади жилого помещения, причитающегося гражданину исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, и размером уменьшения (отчуждения) площади жилого помещения (жилых помещений) в результате совершения таких действий и гражданско-правовых сделок.
Указанные в части 1 настоящей статьи действия и гражданско-правовые сделки учитываются за 5 лет, предшествующих предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма.
В случае невозможности предоставления гражданину жилого помещения по договору социального найма с учетом площади жилого помещения (жилых помещений), находившегося (находившихся) у него до совершения действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданину по истечении срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в установленном жилищным законодательством порядке.
Таким образом, истице была предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения, она воспользовалась своим правом на улучшение жилищных условий, приобрела в 2008 году в собственность жилое помещение по <адрес> размером 17 кв.м при учетной норме по Иркутской области в 15 кв.м, однако в 2010 году оформила договор дарения приобретенного жилого помещения на свою дочь, в результате чего осталась проживать в общежитие и стала относится к разряду граждан, не имеющих жилого помещения по договору социального найма или в собственности.
В соответствии со ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность.
В связи с этим договор дарения является сделкой, по которой происходит отчуждение имущества в собственность другого лица.
Истица при подаче в администрацию г.Иркутска заявления от ДД.ММ.ГГГГ о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий скрыла факт отчуждения своей комнаты, приобретенной на полученную от государства жилищную субсидию, своей рукой указав в заявлении, что гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями она не совершала ( л.д.25). О том, что заявление от ДД.ММ.ГГГГ заполнено лично истицей, она подтвердила в судебном заседании.
Истицей не представлено в судебном заседании доказательств отсутствия у нее намерений ухудшить свои жилищные условия в результате сделки дарения. Суд полагает, что сам по себе факт отчуждения жилого помещения и обращение через месяц после отчуждения жилого помещения в администрацию города для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий свидетельствует о намерении истицы освободиться от жилого помещения, чтобы она была признана вновь нуждающейся в улучшении жилищных условий и вновь поставлена на учет для получения жилплощади.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истица намеренно ухудшила свои жилищные условия, подарив комнату своей дочери, с целью постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищный условий. Установленный законом пятилетний срок с момента отчуждения комнаты, на момент подачи заявления в администрацию г. Иркутска о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не истек. В связи с чем суд полагает, что распоряжение заместителя мэра-председателя комитета по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии Алексейцевой М.А. с учета в качестве нуждающейся в представлении жилого помещения, было вынесено законно. Судом не установлено наличие обстоятельств, позволяющих истцу состоять на учете граждан в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения после отчуждения жилья до истечении пятилетнего срока, в связи с отсутствием в законодательстве указанных норм права.
Суд не может согласиться с доводом истицы, что она как вдова участника ВОВ имеет самостоятельное право на получение жилого помещения, поскольку в настоящее время льготы по предоставлению жилого помещения вдовам участников ВОВ предусмотрены только для нуждающихся в жилых помещениях. Соответственно, истица должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для того, чтобы реализовать предусмотренную ФЗ «О ветеранах» льготу. Поскольку истица произвела отчуждение принадлежавшего ей на праве собственности жилого помещения, соответственно, она может быть признана нуждающейся в улучшении жилищный условий как вдова участника ВОВ не ранее чем через пять лет после совершения сделки дарения жилого помещения.
На основании изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Алексейцевой М.А. к администрации г. Иркутска о признании незаконным распоряжения заместителя мэра-председателя комитета по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии Алексейцевой М.А. с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, признании за истицей права состоять на учете граждан в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения после отчуждения жилья до истечения пятилетнего срока отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья: