о признании права собственности на самовольное строение



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 марта 2011 г. Ленинский районный суд г. Иркутска в составе судьи Жилкиной Е.М., при секретаре Пономарчук А.С., с участием представителя истца Казаковой Л.А., 3-го лица Казакова А.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-948/2011 по иску Казаковой А.А. к администрации г. Иркутска о признании права собственности на самовольное строение,

УСТАНОВИЛ:

Казакова А.А. обратилась в суд с иском к администрации г.Иркутска о признании права собственности на самовольное строение, указав, что на основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ она приобрела жилой каркасно-засыпной дом, находящийся по адресу: г. Иркутск ул. <адрес>, состоящий из одной комнаты, общей площадью 30,7 кв.м., из них жилой 18,3 кв.м. Согласно технического паспорта МУП БТИ г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, год постройки данного жилого дома 1945 год. Приобретенный ею дом пришел в ветхое состояние, поэтому было принято решение его снести и в 2010 году на его месте был возведен новый одноэтажный брусчатый жилой дом, общей площадью 54,8 кв.м., в том числе жилой 30,1 кв.м. Помимо этого на земельном участке площадью 933 кв.м. расположены: баня, навес, гараж, ограждения. Согласно технического паспорта МУП БТИ г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о правообладателях жилого дома 2010 года постройки, общей площадью 54,8 кв.м., из них жилой 30,1 кв.м., расположенного по адресу г. Иркутск ул. <адрес> отсутствуют, то есть данное строение является самовольной постройкой. Жилой дом возведен на земельном участке, который был отведен под строительство индивидуального жилого дома на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности. Согласно заключения № <данные изъяты> о техническом состоянии объекта индивидуального жилищного строительства жилого дома по <адрес> в г. Иркутске, объект недвижимости- индивидуальный жилой дом общей площадью 54,8 кв.м., пригоден для использования по назначению, то есть в качестве жилого дома. Принятые конструктивные решения обеспечивают безопасную эксплуатацию здания и отвечают требованиям СНиП, СанПиН и НПБ, то есть требованиям нормативных документам, обеспечивающим безопасность при эксплуатации зданий. Деформаций и повреждений несущих конструкций, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, не обнаружено. Права и законные интересы других граждан не нарушены. Казакова А.А. просит признать за ней право собственности на одноэтажный брусчатый жилой дом, общей площадью 54,8 кв.м., из них жилой 30,1 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. <адрес>.

Истец Казакова А.А. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом, причин неявки не сообщила, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истца Казакова Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений не представил.

Привлеченный определением судьи от 28.03.2011г. в качестве 3-го лица Казаков А.Ф. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований, о чем представил письменное заявление.

При таких обстоятельствах суд, с учетом мнения представителя истца, третьего лица, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения представителя истца, 3-го лица, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п.1,3 ст.222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Таким образом, гражданское законодательство предусматривает возможность судебного признания права собственности на самовольную постройку за осуществившим ее лицом при соблюдении предусмотренных ч. 3 ст. 222 ГК РФ условий:

- представления в установленном порядке этому лицу земельного участка под возведенную постройку;

- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

Соответственно, при обращении с требованиями о признании права собственности на самовольно возведенные строения истец должен доказать наличие установленных законом оснований для судебного признания права собственности на самовольную постройку.

Согласно заключению БТИ г.Иркутска от 17.12.2010 г., собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. <адрес> является Казакова А.А. на основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым общая полезная площадь жилого дома составляла 30,7 кв.м., в том числе жилая 18,3 кв.м. по данным технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на земельном участке, площадью 933 кв.м. одноэтажный каркасно-засыпной жилой дом снесен и в 2010г. вновь возведен одноэтажный брусчатый жилой дом общей полезной площадью 54,8 кв.м., в том числе жилой 30,1 кв.м. На земельном участке расположены: баня, навес, гараж, ограждения.

Согласно акту обследования, подтверждающего прекращение существования объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом - 1-этажное каркасно-засыпное жилое здание, общей площадью 30,7 кв.м., в том числе жилой 18,3 кв.м., расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. <адрес> снято с учета в связи со сносом.

Согласно справке о присвоении предварительного адреса объекту недвижимого имущества от 27.12.2010г. жилому дому, общей площадью 54,8 кв.м., жилой площадью 30,1 кв.м. присвоен предварительный адрес: г. Иркутск, ул. <адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются также техническим паспортом, составленным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справке МУП «Сервисно-регистрационный центр» г. Иркутска от 15.03.2011г. по адресу: г. Иркутск, ул. <адрес> зарегистрирована Казакова А.А., что также подтверждается поквартирной карточкой.

Согласно ст. 35 Земельного кодекса РФ, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.

По сообщению БТИ г. Иркутска от 30.03.2011г. 1-этажный каркасно-засыпной жилой дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. <адрес> первоначально принадлежал ФИО1 на основании договора № о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного ДД.ММ.ГГГГ государственной нотариальной конторой Ленинского района г. Иркутска, р№ и зарегистрированного в БТИ г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ за №. На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного Ленинской государственной нотариальной конторой, р№№ и зарегистрированного в БТИ г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ за № дом перешел ФИО2. В дальнейшем перешел ФИО3 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного 3 Иркутской государственной нотариальной конторой, р№№. На основании решения Ленского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ право собственности на дом было признано за ФИО4. На основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ дом перешел Казаковой А.А.. По данным технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что каркасно-засыпной жилой дом снесен и в 2010 году возведен 1-этажный брусчатый жилой дом.

Поскольку жилой дом, расположенный по адресу: Иркутск, <адрес>, перешел истцу на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г., земельный участок, предоставленный прежнему собственнику жилого дома ФИО1 в соответствии с договором № о предоставлении в бессрочное пользование, перешел на аналогичном праве к Казаковой А.А.

Факт возведения истцом самовольной постройки на собственные средства и собственными силами подтверждается показаниями допрошенных в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО9 и ФИО10, показания которых в соответствии со ст. 55 ГПК РФ являются одним из доказательств по делу.

Свидетель ФИО9 пояснил, что семью Казаковых он знает давно. О том, что у них есть дом на <адрес> ему известно, он не раз там бывал, помогал им строить этот дом, доски таскал. Там еще до сих пор ведется строительство. Новый дом строится, а раньше там был старый дом. Казаковы убрали старый дом, сейчас строят новый. Дом на стадии строительства, ФИО13 и его супруга проживают в этом доме. Дом строится силами семьи, друзья помогают.

Свидетель ФИО10 пояснил, что с семьей Казаковых он давно знаком, года 3-4. Ему известно, что у них есть дом по <адрес>, он там бывал. Дом находится в стадии строительства, раньше там был старый дом, его разобрали, новый построили. Строительством занимались Казаковы, силами семьи. Казаковы разобрали старый дом, на этом же месте построили новый. Земельный участок у них огорожен, новый дом стоит в пределах этого же участка.

В подтверждение довода о том, что сохранение самовольно построенного дома не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, истец представил следующие доказательства:

Согласно заключению о техническом состоянии объекта индивидуального жилищного строительства жилого дома по <адрес> в г. Иркутске ООО «<данные изъяты>», объект недвижимости, индивидуальный жилой дом, общей площадью 54,8 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. <адрес> пригоден для постоянного использования по назначению, т.е. в качестве жилого дома. Принятые конструктивные решения обеспечивают безопасную эксплуатацию здания и отвечают требованиям СНиП, СанПиН и НПБ, то есть требованиям нормативных документов, обеспечивающих безопасность при эксплуатации зданий. Деформаций и повреждений несущих конструкций, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, на момент обследования, не обнаружено. Права и законные интересы других граждан не нарушены.

В материалах дела имеется заключение Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающее, что одноэтажный жилой дом, со служебно-хозяйственными постройками по адресу: г. Иркутск, ул. <адрес> соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» Новая редакция. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Отдел надзорной деятельности г. Иркутска ГУ МЧС России по Иркутской области по результатам проверки противопожарного состояния спорного объекта сообщил, что жилой дом по адресу: г. Иркутск, ул. <адрес>, соответствует требованиям пожарной безопасности, что подтверждается ответом от 28.03.2011г.

Таким образом, в заключениях уполномоченных государственных органов о соответствии спорной постройки санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям пожарной безопасности содержится информация об исследованном объекте, а также о положениях нормативных актов, которым соответствует спорный объект.

Ответчиком не представлено и в материалах дела не имеется каких-либо доказательств, свидетельствующих о несоответствии спорной самовольной постройки требованиям ст. 222 Гражданского кодекса РФ, предполагающим возможность признания права собственности на самовольную постройку за лицом, осуществившим такую постройку.

Поскольку спорный объект возведен с соблюдением строительных норм и правил на земельном участке, предоставленном прежнему собственнику на основании договора № о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома, не нарушает прав и законных интересов других лиц, самовольное строение по адресу: г. Иркутск, ул.<адрес>, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд находит исковые требования истца о признании права собственности на самовольное строение законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу ст.222 ГК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Казаковой А.А. к администрации г.Иркутска о признании права собственности на самовольную постройку удовлетворить.

Признать за Казаковой А.А. право собственности на одноэтажный брусчатый жилой дом, общей площадью 54,8 кв.м., из них жилой 30,1 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, улица <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней.

Судья Е.М.Жилкина