РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2011 года Ленинский районный суд г.Иркутска в составе судьи Якушенко И.С. при секретаре ФИО7, с участием представителей истца Васильева ЛВ, действующей на основании доверенности от 28.05.2008 года, Серебрянникова РР, действующей на основании доверенности от 14.03.2008 года, ответчика Диденко ЕБ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-358-11 по иску Беловолосова ТА к Диденко ЕБ, Мельников НА, Администрации г.Иркутска о признании права собственности на самовольную постройку
УСТАНОВИЛ:
В суд с исковым заявлением к Диденко Е.Б., Мельникову Н.А., Администрации г.Иркутска о признании права собственности на самовольную постройку обратилась Беловолосова Т.А., мотивируя свои требований тем, что жилой дом по адресу: <адрес> распложенный на земельном участке площадью 1742 кв.м. ранее принадлежал ей на праве общей долевой собственности в размере 1/2 доли, а также Диденко Е.Б., Мельникову Н.А. по 1/4 доли каждому. При этом ДД.ММ.ГГГГ2008 года был зарегистрирован договор о разделе домовладения, прекращении долевой собственности и присвоении новых адресов, в результате чего собственником квартиры № 1 является истица, а Диденко Е.Б. и Мельников Н.А. являются собственниками квартиры № 2. В 1992 году истица самовольно, без соответствующих согласований, за счёт собственных средств на земельном участке по адресу: <адрес> возвела жилой дом Лит «Б», общей площадью 66,2 кв.м., в том числе жилой 44,5 кв.м. При этом самовольная постройка не нарушает чьи либо права и не создаёт опасности жизни и здоровью, поскольку жилой дом соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям пожарной безопасности, строительным нормам, в связи с чем, просит признать за нею право собственности на самовольное строение.
Беловолосова Т.А., представитель ответчика Администрации г.Иркутска в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, суду представлены заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствии.
Представители истца Васильева Л.В., Серебренникова Р.Р. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив при этом суду, что истицей за счет собственных средств был возведен жилой дом, который соответствует строительным нормам, санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также требованиям пожарной безопасности.
Ответчик Мельников Н.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещён надлежащим образом и сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание суду не сообщил, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствии в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Ответчик Диденко Е.Б. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала, пояснив при этом суду, что жилой дом Лит «Б» был возведен истицей своими силами и за счет собственных средств.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.1 ст.222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное без получения на это необходимых разрешений. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Судом установлено, что на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ1985 года, Борзина ТА, сменившая впоследствии после заключения брака фамилию на «Беловолосова», являлась собственником 1/2 доли домовладения по адресу: <адрес>. Также собственниками данного домовладения являлись Мельников Н.А. и Диденко Е.Б., которым принадлежало по 1/4 доли каждому в праве общей долевой собственности.
ДД.ММ.ГГГГ2008 года между Беловолосовй Т.А., Мельниковым Н.А. и Диденко Е.Б. было заключено соглашение о реальном разделе домовладения, прекращении долевой собственности и присвоении новых адресов, зарегистрированное в Управлении федеральной регистрационной службы по Иркутской области, согласно которому жилой дом по адресу: <адрес> общей площадью 70,5 кв.м., в том числе жилой 40,3 кв.м. был разделен и за Беловолосовой Т.А. было признано право собственности на изолированную часть жилого дома с отдельным входом общей площадью 36,0 кв.м., в том числе жилой 20,5 кв.м. с присвоением адреса: <адрес> -1, а за Мельниковым Н.А. и Диденко Е.А. признано право собственности на жилое помещение общей площадью 34,5 кв.м. в том числе жилой 19,8 кв.м., которому был присвоен адрес: <адрес>-2, что подтверждается соглашением и свидетельством о государственной регистрации права от 06.08.2008 года.
Согласно заключению МУП БТИ г.Иркутска от 19.02.2008 года, на момент обследования 06.11.2007 года установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес> помимо бревенчатого жилого дома Лит «А» общей площадью 70.5 кв.м. возведенным до 1917 года, также расположен жилом брусчатый дом Лит «Б» общей площадью 66,2 кв.м., в том числе жилой 44,5 кв.м. 1992 года постройки.
Факт возведения самовольной постройки, а именно жилого дома под литером «Б» за счёт собственных средств подтверждается как пояснениями ответчика Диденко Е.Б., являющимися в силу действующего законодательства доказательствами по делу, основания не доверять которым у суда отсутствуют, так и представленными суду накладными и квитанциями на приобретение строительных материалов.
Самовольное строение возведено без соответствующих разрешений, однако не противоречит санитарно-гигиеническим нормам и требованиям пожарной безопасности, что подтверждается заключением Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» от 20.03.2008 года №, сообщением ВрИО начальника отдела надзорной деятельности г.Иркутска МЧС России № от 13.01.2011 года.
Кроме того, суду представлено заключение ООО «Строительные системы «Арбол» № 3кл97-10 от 24.08.2010 года, согласно которому жилой дом по адресу: <адрес> общей площадью 66,2 кв.м. пригоден для использования в качестве жилого дома. Конструктивные решения отвечают требованиям СНиПов, СанПиНу и НПБ, физическое состояние конструкции обеспечивают его безопасную эксплуатацию.
В силу требований ч.1 ст. 35 Земельного кодекса РФ, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник, что свидетельствует о том, что Беловолосова Т.А. пользуется земельным участком по адресу: <адрес> на законных основаниях.
Анализ фактических обстоятельств по делу, позволяет суду прийти к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Беловолосовой Т.А. исковых требований, поскольку самовольно возведённое строение не нарушает чьи-либо права и охраняемые законом интересы, и не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Беловолосова ТА - удовлетворить.
Признать за Беловолосова ТА право собственности на жилой дом общей площадью 66, 2 кв.м., в том числе жилой 44,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> лит «Б».
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней.
Судья И.С. Якушенко