о признании выплаты заработной платы в неполном объеме, в размере менее установленого МРОТ и взыскании с работодателя недополученных сумм заработных плат



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2011 года Ленинский районный суд г. Иркутск в составе председательствующего судьи Батаен М.В. при секретаре Финогеновой А.О., с участием истца Ионовой В.К., представителей ответчика Файтельсон С.С., Чукавиной М.Г., Ильина И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ионовой В.К. к областному государственному казенному учреждению здравоохранения «Иркутский областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» о признании незаконной выплаты оклада менее минимального размера оплаты труда, обязании произвести перерасчет и выплатить денежные средства,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных исковых требований истец Ионова В.К. указала, что она, работает в «ОГУЗ Иркутский областной специализированный дом Ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» в качестве <данные изъяты> по единой тарифной сетке, что подтверждается трудовым договором, приказом о приеме на работу и копией трудовой книжки. Истцу был установлен должностной оклад (тарифная ставка) в размере 3276 рублей. Считает, что работодатель в период с 1 января 2009 года и по настоящее время начислял и выплачивал заработную - плату не в полном объеме и с нарушением действующего законодательства. 24 июня 2008 г. ФЗ № 91-ФЗ статья 1 изложена в новой редакции, вступающий в силу с 1 января 2009 г. В статье устанавливается МРОТ с 1 января 2009 г. в размере 4330 руб. Размер заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного ФЗ и обеспечивается за счет средств бюджетов субъектов РФ соответствующего уровня (ст. 133 ТК РФ). С учетом Конституционной гарантии, закрепленной в части 3 статьи 37 Конституции РФ, вознаграждение за труд должно быть не менее установленного ФЗ минимального размера оплаты труда, что соответствует с 1 января 2009 года сумме 4330 рублей без компенсационных и стимулирующих выплат. Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч. 1 ст. 133 ТК РФ, и устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут выплачиваться работникам лишь свыше названного МРОТ. Заработная плата работников «ОГУЗ Иркутский областной специализированный дом Ребенка для детей с ОПЦНС с НП» состоит из тарифной ставки соответствующей разряду работника, районного коэффициента от тарифной ставки в размере 30 %, надбавки за стаж работы в южных районах Иркутской области в размере 30 % от тарифной ставки, надбавки за непрерывный стаж работы в лечебных учреждениях согласно приказа Министерства здравоохранения РФ № 377 от 15.10. 1999 г, в размере 30 % от тарифной ставки, надбавки в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда в учреждениях, предназначенных для детей с поражением ЦНС и НП, в размере 25 % от тарифной ставки, надбавки за работу в домах Ребенка, в размере 20 % от тарифной ставки. Так как работодатель в период с 1 января 2009 года и по сегодняшний день установил истцу тарифную ставку в размере 3276 рублей (что не соответствует требованиям законов РФ), то и тарифная ставка и все причитающиеся истцу надбавки рассчитывались неправильно. Согласно статье 142 ТК РФ работодатель допустил нарушение оплаты труда и должен понести ответственность в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Считает, что за период с 1 января 2009 года и по настоящее время из расчета МРОТ, без учета коэффициента тарифной сетки, истцом были не дополучены денежные средства в сумме: по тарифу - 27385,80 рублей, за районный коэффициент - 8190 рублей, за стаж работы в южных районах Иркутской области - 8190 рублей, за непрерывный стаж работы в лечебном учреждении - 8190 рублей, за опасные для здоровья и особо тяжелые условия труда - 6845,80 рублей, за работу в домах Ребенка - 3833,96 рублей. Общая сумма денежного содержания не выплаченная истцу работодателем за период с 1 января 2009 года по настоящее время из расчета МРОТ, без учета коэффициента тарифной сетки составила - 62635,56 рублей. Положение ч. 1 ст. 392 ТК РФ о трехмесячном сроке обращения в суд не препятствует возможности удовлетворения денежных требований работника в полном объеме - при условии признания этих требований правомерным органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Просит признать незаконным выплату истцу работодателем оклада за работу в сумме - 3276, менее установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ минимального размера оплаты труда 4330 рублей. Обязать работодателя сделать перерасчет и выплатить истцу недополученные ею денежные средства в виде тарифного оклада и компенсационных, стимулирующих и социальных выплат с учетом фактически отработанного рабочего времени за период с 1 января 2009 года по настоящее время.

В судебном заседании истец Ионова В.К. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что она не согласна с тем, что у нее оклад более 3000 рублей, хотя он должен быть 4330 рублей. В 2009 году вышел закон, согласно которому МРОТ, ставка, оклад должен быть 4330 рублей. С 1 января 2009 года вышел закон, устанавливающий оклад для бюджетников, который должен составлять 4330 рублей и поэтому полагает, что ей не доплатили. Расчетные листки выдаются, каждый месяц в начале месяца выдают расчетные листы за отработанный месяц. В расчетных листках указываются все выплаты. Суммы, указанные в представленной ответчиком справке, верны, такие сумы истец получала. Она не знала о том, что оклад должен быть равен МРОТ, ей это сказал адвокат, который присутствовал на беседе. В январе 2009 года знала о том, что неправильно начислили заработную плату.

В судебном заседании представитель ответчика Файтельсон С.С., главный врач, исковые требования не признала, пояснила, что финансирование организации происходит из соответствующего бюджета. Выделяются бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств. Все надбавки за вредные условия труда выплачиваются без проблем, но практически нет средств на выплату стимулирующих выплат и премиального фонда. При начислении заработной платы руководствуются Постановлением Правительства Иркутской области, по новой тарифной сетке с 01.01.2009 года производят оплату. Обсуждали изменения в структуре учреждения на собрании, что должна измениться структура выплат и начисления заработной платы. Есть бюджетные ассигнования, но не может говорить о том, что будет повышена заработная плата. Статьей 129 ТК РФ исключена взаимосвязь между МРОТ и базовыми должностными окладами заработной платы. Постановление, на которое истец ссылается в обоснование своих исковых требований, было отозвано в первой половине апреля 2010 года. Есть лимиты, утвержденные министерством здравоохранения, Постановлением Правительства Иркутской области, на них и ориентируются при начислении заработной платы.

В судебном заседании представитель ответчика Ильин И.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что исковые требования не основаны на законе, потому что исходя из анализа действующего законодательства, не прослеживается тот факт, что ставка должна быть соразмерна с размером МРОТ. Полагает, что нет оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку они основаны на неверном толковании закона. Размер денежных выплат истцу не был менее минимального размера оплаты труда.

В судебном заседании представитель ответчика Чукавина М.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что нет оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку они основаны на неверном толковании закона. Статьей 129 ТК РФ исключена взаимосвязь между МРОТ и базовыми должностными окладами заработной платы. У истца должностной оклад более 3000 рублей, а 4330 рублей - это минимальная заработная плата.

Выслушав пояснения истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела и, оценив все представленные доказательства, в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.

Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В соответствии со ст. 67 ТК РФ, трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Судом установлено, что истец Ионова В.К. состоит в трудовых отношениях с ОГКУЗ «Иркутский областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» (далее - дом ребенка), в должности <данные изъяты>, что подтверждается копией трудовой книжки от ДД.ММ.ГГГГ, а также трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ Из трудового договора следует, что настоящий договор является договором по основному месту работы. Срок действия договора - бессрочный. Работнику устанавливается оплата труда согласно действующего на предприятии Штатного расписания. За исполнение трудовых обязанностей Работнику устанавливаются: должностной оклад в размере 2052,60 руб., районный коэффициент 30 %, надбавка за стаж работы в южных районах Иркутской области 30 %, надбавка в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда в домах ребенка 20 %, надбавка в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда в учреждениях, предназначенных для детей с поражением центральной нервной системы (с органическим поражением ЦНС) с нарушением психики 25 %, надбавка за непрерывный стаж в лечебных учреждениях согласно приказа Министерства здравоохранения РФ № 377 от 15.10.1999 г. 30 %. С суммы заработной платы Работодатель удерживает с Работника налоги в размерах и порядке, предусмотренных налоговым законодательством РФ.

Как следует из искового заявления, истец считает, что работодатель в период с 1 января 2009 года и по настоящее время начислял и выплачивал заработную плату не в полном объеме и с нарушением действующего законодательства. 24 июня 2008 г. ФЗ № 91-ФЗ статья 1 изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2009 г. В статье устанавливается МРОТ с 1 января 2009 г. в размере 4330 руб.

Истец просит признать незаконным выплату истцу работодателем оклада за работу в сумме - 3276, менее установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ минимального размера оплаты труда 4330 рублей и обязать работодателя сделать перерасчет и выплатить истцу недополученные ею денежные средства в виде тарифного оклада и компенсационных, стимулирующих и социальных выплат с учетом фактически отработанного рабочего времени за период с 1 января 2009 года по настоящее время. При этом, просит суд перерасчет произвести с учетом того, что размер тарифной ставки первого разряда соответствует размеру МРОТ 4330 рублей.

Представителем ответчика в судебном заседании было заявлено о применении к исковым требованиям истца о взыскании заработной платы срока обращения в суд три месяца установленный ст. 392 ТК РФ.

Статьей 392 ТК РФ установлены сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, согласно которой работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, они могут быть восстановлены судом.

Представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд. Судом было разъяснено истцу, что пропуск срока обращения в суд само по себе является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований и предложено представить доказательства уважительности причин пропуска срока, либо заявить ходатайство о восстановлении срока обращения в суд, в связи с тем, что он пропущен по уважительным причинам.

Судом срок подачи заявления в суд, может быть восстановлен, если истцом будет доказано, что срок пропущен по уважительным причинам. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Истец не заявляла ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд, не указала суду уважительных причин пропуска срока обращения в суд, а те обстоятельства, которые указаны истцом суду, не являются уважительными причинами. Суд считает, срок для обращения в суд за разрешением трудового спора, истцом пропущен без уважительных причин. В судебном заседании истец пояснила, что расчетные листы по заработной плате выдают ежемесячно в начале месяца за отработанный месяц. В расчетных листах указан состав заработной платы и его размер - указана тарифная ставка, районный коэффициент, надбавка за стаж работы в южных районах Иркутской области, надбавка в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда в домах ребенка, надбавка в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда в учреждениях, предназначенных для детей с поражением центральной нервной системы (с органическим поражением ЦНС) с нарушением психики, надбавка за непрерывный стаж в лечебных учреждениях согласно приказа Министерства здравоохранения РФ № 377 от 15.10.1999 г., а так же общая сумма начисления заработной платы. Из чего суд делает обоснованный вывод, что истец своевременно уведомлялась ответчиком о начисленной заработной плате за отработанный месяц, о составе заработной платы, уведомления происходили в начале каждого месяца. Следовательно, о том, что ее право на получение тарифной ставки в размере 4330 рублей истец узнала первый раз в феврале 2009 года.

Принимая во внимание сроки получения расчетных листов на руки, сроки выплаты заработной платы, срок для обращения с иском в суд об оспаривании размера тарифной ставки, начинает исчисляться с момента получения истцом на руки расчетных листов, либо с момента получения заработной платы. По требованию истца о взыскании заработной платы с за период с 1 января 2009 г., срок обращения с иском в суд начинает исчисляться с момента получения истцом расчетных листков и заработной платы за отработанный месяц, т.е. с февраля 2009 года.

Из правовой позиции Верховного суда РФ, высказанной им в пункте 56 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 (с изменениями и дополнениями от 2005 года), срок обращения в суд, установленный статьей 392 ТК РФ, не подлежит применению, если спор возник по поводу невыплаты начисленной заработной платы работнику, с которым трудовые отношения продолжаются. В этом случае взысканию подлежит задолженность по начисленной заработной плате за весь период работы без ограничения.

В рассматриваемом случае истцом оспаривается не факт задержки выплат начисленной заработной платы, а порядок ее начисления в спорные периоды. Истец не согласна с тем, что работодатель в период с 1 января 2009 года и по настоящее время начислял и выплачивал заработную - плату не в полном объеме и с нарушением действующего законодательства. В подтверждение своих доводов неправильного начисления и выплаты заработной платы, истец указывает, что 24 июня 2008 г. ФЗ № 91-ФЗ статья 1 изложена в новой редакции, вступающий в силу с 1 января 2009 г. В статье устанавливается МРОТ с 1 января 2009 г. в размере 4330 руб. Размер заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного ФЗ и обеспечивается за счет средств бюджетов субъектов РФ соответствующего уровня (ст. 133 ТК РФ). С учетом Конституционной гарантии, закрепленной в части 3 статьи 37 Конституции РФ, вознаграждение за труд должно быть не менее установленного ФЗ минимального размера оплаты труда, что соответствует с 1 январи 2009 года сумме 4330 рублей без компенсационных и стимулирующих выплат. Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч. 1 ст. 133 ТК РФ, и устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут выплачиваться работникам лишь свыше названного МРОТ. Согласно своим расчетам МРОТ истец приравняла к размеру оклада, на который следует начислять коэффициенты и различные доплаты. То есть возникает спор о праве, для защиты которого законодателем предусмотрены специальные сроки, подлежащие применению по заявлению ответчика.

Истец исковые требования об обязании работодателя сделать перерасчет и выплатить истцу недополученные ею денежные средства в виде тарифного оклада и компенсационных, стимулирующих и социальных выплат с учетом фактически отработанного рабочего времени за период с 1 января 2009 г. по настоящее время, предъявила в Ленинский районный суд 10.03.2011 г., т.е. с пропуском срока обращения в суд. Доводы представителей ответчика о том, что истцом пропущен трехмесячный срок обращения в суд, суд находит обоснованными.

Доказательств уважительных причин пропуска срока на обращение в суд, истец суду не представила, а ее ссылка на указанные выше обстоятельства, не являются, по мнению суда уважительными причинами пропуска срока обращения в суд. Суд приходит к убеждению, что срок для защиты своих нарушенных прав истцом пропущен без уважительных причин, оснований для восстановления данного срока судом не установлено, ходатайства о восстановлении срока обращения в суд истцом не заявлено. В связи с чем в исковых требованиях истца об обязании работодателя сделать перерасчет и выплатить истцу недополученные ею денежные средства в виде тарифного оклада и компенсационных, стимулирующих и социальных выплат с учетом фактически отработанного рабочего времени за период с 1 января 2009 года до декабря 2010 г. надлежит отказать, без исследования фактических обстоятельств по заявленным требованиям.

Рассмотрению по существу подлежат исковые требования об обязании работодателя сделать перерасчет и выплатить истцу недополученные ею денежные средства в виде тарифного оклада и компенсационных, стимулирующих и социальных выплат с учетом фактически отработанного рабочего времени за период декабрь 2010 года, январь, февраль 2011 года, так как срок для обращения с иском в суд за данный период истом не пропущен.

Из содержания искового заявления, пояснений истца и представленных суду расчетов, следует, что требования истца сводятся к приведению тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда к минимальному размеру оплаты труда, установленного Федеральным законодательством, и действовавшего в период начислений заработной платы.

Ответчик дом ребенка является государственным учреждением здравоохранения, находящимся в ведении Иркутской области и финансируется из бюджета Иркутской области.

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Незаконное взыскание бюджетных средств нарушает общественные (т.е. публичные) интересы в целевом расходовании бюджетных средств.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Согласно ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствии со ст. 316 ТК РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

В соответствии со ст. 317 ТК РФ, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

В соответствии Законом Иркутской области «О размерах районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из областного бюджета, и предельном размере повышения районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из местных бюджетов, в Иркутской области», истец имеет право на получение районного коэффициента в размере 30 % и процентной надбавки 30 %, а всего 60 % от общего размера заработной платы.

Согласно ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Судом установлено, что оплата труда работников дом ребенка производится в соответствии с положением об оплате труда работников детского дома, разработанного в соответствии с Постановлением администрации Иркутской области от 16.12.2005 г. № 195-ПА «О порядке и условиях применения стимулирующих и компенсирующих выплат работникам государственных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Иркутской области». Положение согласовано председателем профсоюзного комитета и утверждено главным врачом. Постановлением администрации Иркутской области от 16.12.2005 г. № 195-ПА «О порядке и условиях применения стимулирующих и компенсирующих выплат работникам государственных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Иркутской области», (в ред. постановления администрации области от 28.12.2006 № 253-па, с изм., внесенными постановлением Правительства Иркутской области от 28.06.2010 N 154-пп) утверждено Положение о порядке и условиях применения стимулирующих и компенсационных выплат работникам государственных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Иркутской области. Постановлением Правительства Иркутской области от 13.03.2009 г. № 69-пп «О повышении размера тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области» были повышены в 1,14 раза размер тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области, установленный постановлением администрации Иркутской области от 13 февраля 2008 года № 17-па «О тарифной ставке (окладе) первого разряда и межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области». Действие данного постановления распространены на отношения, возникшие с 1 января 2009 года. Настоящее постановление опубликовано в газете «Областная». Кроме того, постановление Правительства Иркутской области от 13.03.2009 г. № 69-пп было доведено до сведений работников дома ребенка, путем размещения постановления на стенде информации.

Согласно тарифной ставки с 01 января 2009 г. (с надбавкой 14 %) работнику 10 разряда установлен оклад (тарифная ставка) в размере 3276,7 руб.

Судом исследованы расчетные листки истца, справка о заработной плате истца за декабрь 2010 года. январь, февраль 2011 года, из которых усматривается, что заработная плата истца состоит из тарифной ставки соответствующей разряду работника 3276,7 руб., районного коэффициента от тарифной ставки в размере 30 %, надбавки за стаж работы в южных районах Иркутской области в размере 30 % от тарифной ставки, надбавки за непрерывный стаж работы в лечебных учреждениях согласно приказа Министерства здравоохранения РФ № 377 от 15.10.1999 г, в размере 30 % от тарифной ставки, надбавки в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда в учреждениях, предназначенных для детей с поражением ЦНС и НП, в размере 25 % от тарифной ставки, надбавки за работу в домах Ребенка, в размере 20 % от тарифной ставки, в том числе и других надбавок.

Вопрос приведения тарифной ставки (оклада) 10 разряда к Единой тарифной сетке по оплате труда к минимальному размеру оплаты труда, установленного Федеральным законодательством, суд считает незаконным, поскольку этот вопрос относится в силу ТК РФ к ведению работодателя, устанавливающего систему оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) на основании коллективного договора и в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Иное толкование закона не только нарушит публичные интересы, но и допустит нарушение единства судебной практики.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 года № 1160-О-О «По жалобе граждан Миткалева, Хисаевой и Юмагулова на нарушение их конституционных прав пунктами 1 и 2 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Федеральный закон от 20.04.2007г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» наряду с повышением минимальной оплаты труда исключил из ст. 129 ТК РФ определение понятия минимальной оплаты труда и признал утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ. Таким образом, в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда, и признав утратившей силу норму ч. 4 ст. 133 ТК РФ, обеспечивающую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие - заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

Учитывая изложенное, требования истца признать незаконным выплату истцу работодателем оклада за работу в сумме - 3276,7 руб., менее установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ минимального размера оплаты труда 4330 рублей, не подлежат удовлетворению, поскольку законодатель не приравнивает МРОТ к тарифной ставке вообще, и первого разряда в частности.

Вместе с тем, доводы представителей ответчика о том, что начисление заработной платы истцу в спорный период производилось в соответствии с требованиями трудового законодательства, в частности, не ниже минимальной оплаты труда (МРОТ), суд находит в отношении истца обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 ТК РФ, которой предусмотрено, в частности, что МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Предусмотренное статьей 133.1 ТК РФ, установление МРОТ региональным соглашением в субъекте РФ для работников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, не дает право снижать МРОТ ниже установленного федеральным законом.

Перечень особых условий, предусмотренный статьей 146 ТК РФ, является исключительным: тяжелые и вредные условия (статья 147 ТК РФ), особые климатические условия (статья 148 ТК РФ). При этом повышенные размеры оплаты труда работников за работу в особых условиях устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.

Системное толкование указанных норм права свидетельствуют, о том, что в состав МРОТ не включаются доплаты за работу в особых условиях, которые должны начисляться к минимальной оплате труда. Правильность данного вывода подтверждается буквальным толкованием статей 147, 148, 315, 316, 317 ТК РФ, где речь идет о доплатах к заработной плате. В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентных надбавок минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких условиях. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особых условий труда.

Вместе с тем, в состав МРОТ включаются выплаты, предусмотренные статьями 60.2, 97, 149 ТК РФ, в частности выплаты за условия работы, отклоняющиеся от нормальных условий труда. В данном случае такие условия не относятся к особым условиям, предусмотренными статьями 146-148 ТК РФ. Дополнительная работа, выполняемая в течение установленной продолжительности рабочего времени, а также и сверхурочная работа, без освобождения от основной работы, подлежит оплате в виде надбавок, доплат. Также в состав МРОТ должны включаться различного рода стимулирующие надбавки, в том числе за сложность, за качественные показатели труда.

В силу статьи 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации составляет с 1 января 2009 года 4330 рублей в месяц.

Согласно статьям 315, 316, 317 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Частью 7 ст. 2 ТК РФ признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда, включающийся, в силу статьи 130 ТК РФ, в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников, направлен на защиту от неоправданно низкой заработной платы и недопущение дискриминации в сфере оплаты труда.

Федеральным законом от 20.04.2007 № 54-ФЗ с 01 сентября 2007 года признана утратившей силу часть 2 статьи 129 ТК РФ, которая определяла понятие «минимальный размер оплаты труда» как оплату за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда и не включала в эту величину компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Как предусматривается частью 3 статьи 133 ТК РФ в ныне действующей редакции, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

При этом повышенная оплата труда в особых климатических условиях путем установления районного коэффициента и процентной надбавки гарантируется статьями 146-148, 315-317 ТК РФ.

Согласно статье 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Таким образом, районный коэффициент и процентная надбавка начисляются на фактический заработок, включающий в себя все остальные элементы заработной платы.

Включение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в состав МРОТ упраздняет гарантию повышенной оплаты труда лицам, работающим в регионах с неблагоприятными климатическими условиями, что влечет отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особых условий и противоречит закону.

Как следует из справки о заработной плате, начисление заработной платы истца три месяца (декабрь 2010 г., январь, февраль 2011 г.) по которым срок обращения в суд не пропущен, составляет: декабрь 2010 г. по норме - 12658,66 руб., по факту - 16610,76 руб., январь 2011 г. по норме - 12742,72 руб., по факту - 17280,89 руб., февраль 2011 г. - по норме 18085,11 руб., по факту - 15465,78 руб. При этом размер районного коэффициента и процентной надбавки у истца составляет соответственно 30 % и 30 %. Следовательно, минимальный размер заработной платы истца при выполнении нормы рабочего времени, с учетом имеющихся в Иркутске районного коэффициента и надбавки за работу в южных районах Иркутской области, не может быть ниже 6928 руб. (4330 руб. + 30 % процентная надбавка + 30 % районный коэффициент). Заработная плата истца не должна быть ниже указанного размера 6928 рублей. Из исследованных судом доказательств, в том числе справки о заработной плате, заработная плата истца не ниже минимального размера оплаты труда, определенного с учетом действующих в Иркутске коэффициентов и надбавок. Задолженности по заработной плате за указанный период времени у работодателя перед истцом не имеется, истец в судебном заседании подтвердила, что суммы указанные в справке соответствуют действительности, и такую заработную плату истец получала. Оснований для обязания работодателя сделать перерасчет заработной платы и выплатить недополученные истцом денежные средства за три месяца декабрь 2010 года, январь, февраль 2011 года, по которым срок обращения в суд не пропущен, судом не установлено, поскольку начисление и выплата им заработной платы в спорные месяцы производилась работодателем не ниже 6928 руб.

При таких обстоятельствах исковые требования истца об обязании работодателя сделать перерасчет и выплатить истцу недополученные ею денежные средства в виде тарифного оклада и компенсационных, стимулирующих и социальных выплат с учетом фактически отработанного рабочего времени за период с 01 января 2009 года по настоящее время, удовлетворению не подлежат.

Доводы истца по заявленным требованиям основаны на ином толковании норм права, основанием для удовлетворения исковых требований не являются.

Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, их взаимной связи, с учетом достаточности, достоверности, относимости и допустимости, суд полагает в исковых требованиях отказать.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ионовой В.К. признать незаконным выплату работодателем оклада за работу в сумме 3276, менее установленного Федеральным законом от 19 июля 2000 года № 82-ФЗ минимального размера оплаты труда 4330 рублей, обязать работодателя сделать перерасчет и выплатить Ионовой В.К. денежные средства в виде тарифного оклада и компенсационных, стимулирующих и социальных выплат с учетом фактически отработанного рабочего времени за период с 1 января 2009 года по настоящее время, ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 04 мая 2011 года.

Судья                                                                                                             М.В. Батаен