о признании права собственности на самовольное строение



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2011 года Ленинский районный суд г. Иркутска в составе судьи Самсоновой О.В., при секретаре судебного заседания Борюшкиной Т.Н.., с участием истца Третьяковой В.И. и её представителя истца Третьяковой Л.П., действующей по доверенности, представителя ответчика Высоцких Е.Н., действующей по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-569/11 по иску Третьяковой В.И. к Администрации г.Иркутска о признании права собственности на самовольную постройку.

УСТАНОВИЛ:

Третьякова В.И. обратилась в суд с иском к Администрации г.Иркутска о признании права собственности на самовольную постройку.

В обосновании исковых требований указано, что на основании договора купли-продажи от ***г ее муж Т.Г.С. приобрел в собственность жилой бревенчатый дом общей площадью 38,7 кв.м., в том числе жилой площадью 23,0 кв.м. с надворными постройками, уборной, ограждениями, расположенными на земельном участке 400 кв.м. <адрес>. В 1990 году ее муж Т.Г.С. самовольно произвел перепланировку дома, а именно холодный пристрой был переоборудован в жилой, в связи с возведением в нем печи и оборудования кухни. Так же в доме перестроена печь, возведена межкомнатная перегородка, кухня используется как жилая комната. В связи с перепланировкой общая площадь дома стала составлять 51,8 кв.м., жилая - 38,7 кв.м. ***г ее муж Т.Г.С. умер. После смерти мужа она осталась проживать в доме, содержит его в надлежащем виде, производит необходимый ремонт, оплачивает электроэнергию. Спорный жилой дом не нарушает права и законные интересы граждан и не создает угрозу их жизни и здоровью, соответствует предусмотренным законом нормам и правилам. Просит суд признать за ней право собственности на жилой дом <адрес>.

Истец Третьякова В.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в заявлении.

Представитель истца по доверенности Третьякова Л.П. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в заявлении.

Представитель Администрации г. Иркутска Высоцких Е.Н. полагала рассмотрение исковых требований на усмотрение суда.

Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Самовольной постройкой согласно п. 1,2,3 ст. 222 ГК РФ является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законами, иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

В судебном заседании установлено, что на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка от ***г земельный участок, значащийся под № по <адрес> передан в бессрочное пользование А.Р.А.

На основании свидетельства о праве на наследство по закону от ***г право собственности на данный дом перешло в равных долях к А.А.А, ЦЗ.Р., А.В.Р., А.Е.В., а впоследствии на основании договора купли-продажи от ***г к Ч.Н.Ф.

На основании договора купли-продажи от ***г Т.Г.С. приобрел у Ч.Н.Ф. жилой дом полезной площадью 38,7 кв. м., жилой - 23 кв. м. <адрес>.

В соответствии со ст. 271 ГК РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, в связи с чем, учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что право на земельный участок, находящийся под возведенным строением, перешло к Т.Г.С.

Установлено, что в 1990 г. в указанном жилом доме холодный пристрой был переоборудован в жилой, с возведением в нем печи оборудования кухни, перестроена печь, возведена межкомнатная перегородка, кухня используется как жилая комната, в результате чего изменились площади и общая площадь стала составлять 51,8 кв. м., жилая - 38,7 кв. м., что подтверждается заключением МУП БТИ г.Иркутска от ***г

***г Т.Г.С. умер, что подтверждается свидетельством о смерти.

Согласно данных нотариуса Иркутского нотариального округа Наманюк Г.В. с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство умершего Т.Г.С. обратилась его жена - Третьякова В.И.

Согласно с п. 27 Постановления Пленума ВС РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.

Учитывая, что Третьякова В.И., приняла наследство после смерти мужа Т.Г.С., то, принимая во внимание положения ст. 271 ГК РФ, суд приходит к выводу, что к ней перешло и право на земельный участок, находящийся под спорным домом и она вправе требовать признания за ней права собственности на спорный дом как на самовольную постройку.

В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, осуществившим самовольную постройку, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Возведенный жилой дом соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам, требованиям пожарной безопасности, строительно-техническим требованиям, что подтверждается заключением ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» от ***г, заключением отдела надзорной деятельности г.Иркутска от ***г., заключением о техническом состоянии объекта от ***г, выполненным ООО «Я».

Таким образом, судом установлено, что самовольная постройка не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Давая оценку представленным доказательствам в совокупности и их взаимной связи, суд приходит к выводу, что исковые требования Третьяковой В.И. о признании права собственности на самовольную постройку обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Третьяковой В.И. удовлетворить.

Признать за Третьяковой В.И. право собственности на жилой дом общей площадью 51,8 кв.м., жилой площадью 38,7 кв.м. расположенный <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней.

Судья Самсонова О.В.