Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2011 года Ленинский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего Хамди Е.В., при секретаре судебного заседания Макаровой К.В., с участием представителей ответчика генерального директора ЗАО «Сибирские автомобили и принадлежности» Панцевич А.А., действующего на основании приказа, представителя ответчика ЗАО «Сибирские автомобили и принадлежности» по доверенности Перфильева П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-211/11 по исковому заявлению Николаев Н.В. к ЗАО «Сибирские автомобили и принадлежности» о расторжении договора купли-продажи, взыскании стоимости автомобиля, неустойки, морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
В исковом заявлении Николаев Н.В. указал следующее: ДД.ММ.ГГГГ он приобрел у официального дилера компании РЕНО - ЗАО «Сибирские автомобили и принадлежности» (RENAULT-ЦЕНТР-ИРКУТСК)автомобиль <данные изъяты> идентификационный номер (VIN) № (договор № от ДД.ММ.ГГГГ, гарантийное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ, акт приемки-передачи от ДД.ММ.ГГГГ). По истечении полугода эксплуатации автомобиля, т.е. в период действия гарантийного соглашения, он обнаружил дефект лакокрасочного покрытия - краска во многих местах кузова растрескалась и облезла в виде пятен диаметром от 0,7 до 4,0 см. После обнаружение дефектов он обратился в ближайший Центр сервисного обслуживания Renault в <адрес>. В гарантийном ремонте автомобиля ему отказали и предложили провести независимую экспертизу дефектов лакокрасочного покрытия с целью определения причины их возникновения, а после ознакомления с результатами экспертизы предложили обратиться к продавцу товара. Независимой экспертизой, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, выявлено 32 пятна и установлена тенденция дальнейшего отслоения лакокрасочного покрытия с обнажением металлической поверхности автомобиля. Со временем количество пятен увеличивается. ДД.ММ.ГГГГ он направил ЗАО «Сибирские автомобили и принадлежности» претензию с просьбой вернуть мне денежные средства, уплаченные за приобретенный автомобиль или заменить данное транспортное средство аналогичным. Претензия ответчиком получена ДД.ММ.ГГГГ, но ответ на претензию до настоящего времени не поступил, а претензия осталась без удовлетворения. Считает, что продавцом нарушено его право на приобретение товара надлежащего качества, закрепленное в преамбуле к Закону РФ «О защите прав потребителей» N 2300-1 от 7 февраля 1992 года. Согласно п.п.1 и 2 статьи 4. Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. В соответствии со статьей 503 ГК РФ в отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству (пункт 2 статьи 475). Согласно Перечню технически сложных товаров, утвержденному постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 575, автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним относятся к технически сложным товарам. В соответствии с пунктом 2 статьи 475 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. В соответствии с п.1 ст.23 Закона РФ "О защите прав потребителей" за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя, предусмотренного ст. 22 Закона потребителю уплачивается за каждый день просрочки неустойка в размере 1% цены товара. Согласно приложению № к договору купли-продажи автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ цена товара составляет 400300 рублей. За допущенное нарушение продавец должен уплатить неустойку. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер неустойки составляет 120090 рублей (30% (30 дней просрочки) от суммы 400300 рублей). Действиями ответчика ему причинен моральный вред - в связи с выявленными дефектами и отказом в добровольном порядке удовлетворить мои законные требования я испытал сильное психологическое потрясение. Он, инвалид 3 гр., неработающий пенсионер по возрасту, вынужден затрачивать время и средства для защиты нарушенного права (телефонные переговоры с ответчиком и производителем, электронные запросы, проведение экспертиз, составление искового заявления и пр.). В соответствии со ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" это дает ему право требовать возмещения морального вреда, который он оценивает в размере 50000 рублей. Расчет суммы исковых требований: уплаченная стоимость автомобиля 400300 руб.; неустойка за невыполнение требования 120090 руб.; моральный вред 50000 руб. Итого 570390 рублей.
Истец Николаев Н.В. просил расторгнуть договор № от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи автомобиля; взыскать с ответчика в его пользу денежную сумму в размере 570 390 рублей.
В судебное заседание истец Николаев Н.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца Николаев Н.В. Крикунов А.В. по доверенности в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, о чем имеется уведомление, заявлений, ходатайств не представил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, обсудив неявку в судебное заседание истца, представителя истца, извещенных о времени и месте судебного заседания, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика генеральный директор ЗАО «Сибирские автомобили и принадлежности» Панцевич А.А. в судебном заседании исковые требования Николаев Н.В. не признал, сославшись на доводы, изложенные в письменном отзыве, суду пояснил, что на претензию, предъявленную истцом, они ответили. Конверт с претензией вернулся с отметкой - истек срок хранения. ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом ответ на претензию был направлен повторно. В ответе они свою позицию обосновывают. Действительно, у них с истцом был заключен договор купли-продажи, продан автомобиль, подписано соглашение. В соглашении и в гарантийной книжке, которая является его неотъемлемой частью, было сказано, что на новый автомобиль предоставляется гарантия производителя на устранение недостатков, связанных с качеством материалов или нарушением технологии изготовления или сборки. Клиент имеет право на бесплатное устранение данных недостатков, заявленных клиентом и должным образом подтвержденных дилерским центром. Дилерскому центру принадлежит право принятия решения о необходимости замены неисправных деталей или узла, клиент должен быть проинформирован о принятом решении. Для того, чтобы воспользоваться данным правом, клиент должен обратиться к любому официальному дилеру, имеющему право осуществлять гарантийное обслуживание. Истец перед покупкой автомобиля был ознакомлен с условиями гарантии, то есть он знал о том, что если есть претензии, он должен к ним обратиться, если имеет место гарантийный случай, недостатки устраняются продавцом, если не гарантийный случай, недостаток может быть устранен на возмездных условиях. Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» могут назначить экспертизу. Все было изложено в ответе на претензию истца. У них есть экспертное заключение, представленное истцом, вызывающее сомнение по следующим обстоятельствам. Договор купли-продажи автомобиля заключался с ЗАО «Сибирские автомобили и принадлежности». Покупатель сначала для устранения неисправностей имеет право обратиться к любому дилеру, который есть в том числе в <адрес>, т.е. по месту жительства истца.
В <адрес> Николаев Н.В. обращался в ООО <данные изъяты> только по вопросам планового технического обслуживания. Для обнаружения дефектов лакокрасочного покрытия автомобиль на осмотр специалистам ООО <данные изъяты> не предоставлялся. Гарантийный срок автомобиля 2 года с момента передачи до ДД.ММ.ГГГГ, но есть гарантийный ремонт и не по гарантии, что указано в сервисной книжке, выданной Николаев Н.В.
В акте приема-передачи есть подпись истца, что он ознакомлен и получил также руководство по эксплуатации на русском языке, сервисную книжку и книжку гарантии. В этих документах указаны условия гарантии. Заводской дефект устраняется бесплатно, иные случаи устраняются на возмездной основе.
Гарантия предусматривает бесплатный ремонт или замену окрашенных деталей при выявлении дефектов лакокрасочного покрытия, признаваемых производителем. Гарантия не распространяется на повреждения, оговоренные в п. 3.
ЗАО «Сибирские автомобили и принадлежности» внимательно изучили экспертное заключение, в нем не указан номер кузова, крышка багажника, поэтому неясно, какой автомобиль предоставлялся на осмотр эксперта.
Кроме того, покупатель по договору купли-продажи должен предоставлять автомобиль на гарантийный ремонт в тот сервис, где был куплен автомобиль. Считает, что расторжение договора-купли продажи невозможно, т.к. недостаток товара обнаружен истцом по истечению 15 дней со дня его передачи.
Представитель ответчика ЗАО «Сибирские автомобили и принадлежности» по доверенности Перфильева П.А. в судебном заседании исковые требования Николаев Н.В. не признал, поддержал доводы, изложенные генеральным директором Панцевич А.А.
Пояснил, что недостаток товара обнаружен истцом по истечении 15 дней со дня его передачи. До получения претензии каких-либо требований, заявлений о качестве автомобиля к ним от истца не поступало, т.е. спора о причинах возникновения недостатков не возникало. Постановлением Правительства РФ от 13.05.1997г. № 575 «Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков» - автотранспортные средства отнесены к технически сложным товарам. В соответствии с п. 2 ст. 475 ГК РФ к существенным нарушениям требований к качеству товара относится обнаружение неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков. В силу Закона к существенным недостаткам товара, при обнаружении которых покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы относятся не устранимые недостатки, вследствие которых покупатель лишается возможности использовать товар по назначению. Истцом не представлено доказательств неустранимости дефекта лакокрасочного покрытия. Кроме того, нарушением условий сделки купли-продажи в части не обращения к ответчику, не предоставления автомобиля на СТО продавца при обнаружении недостатка товара, истец лишил его возможности в течение 4-5 дней устранить недостаток.
Выслушав представителей ответчика, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 4. Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 575 "Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков" в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" утвержден Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, согласно которому автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним относятся к технически сложным товарам.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу или изготовителю в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
Из содержания преамбулы Закона «О защите прав потребителей» следует: существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
В соответствии с п.2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Согласно п. 3 ст. 503 ГК РФ в отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству (пункт 2 статьи 475).
Статьей 23 Закона «О защите прав потребителей» установлено, что за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
В соответствии со ст. Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела: ДД.ММ.ГГГГ заключен договор №L купли-продажи автомобиля между ЗАО «Сибирские автомобили и принадлежности», в лице Генерального директора Панцевич А.А., действующего на основании Устава (Продавец), и Николаев Н.В. (Покупатель), согласно которому Продавец обязуется передать в собственность Покупателя, а Покупатель обязуется принять и оплатить, на условиях настоящего Договора, новый автомобиль <данные изъяты> полное наименование, комплектация, стоимость автомобиля, указываются в Спецификации (Приложение №), которая является неотъемлемой частью настоящего Договора. Автомобиль приобретается Покупателем для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Отношения Сторон по настоящему договору относительно предоставленной Продавцом гарантии на автомобиль регулируются «Гарантийным соглашением», которое является неотъемлемой частью настоящего Договора и подписывается Сторонами в момент подписания настоящего Договора до момента передачи автомобиля Покупателю.
Стоимость автомобиля определяется в соответствии с Приложением № к договору и составляет 400 300 рублей.
Передача автомобиля Покупателю оформляется актом приема-передачи, подписываемым Сторонами и который является неотъемлемой частью настоящего Договора. Обязательства Продавца по передаче автомобиля, его принадлежностей и относящихся к нему документов Покупателю считаются исполненными с момента подписания акта приема-передачи.
Из акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного Продавцом и Покупателем, следует: согласно условиям договора №L от ДД.ММ.ГГГГ Продавец передал, а Покупатель получил полностью укомплектованный исправный новый автомобиль <данные изъяты> идентификационный номер (VIN) №, документы к нему на русском языке, в том числе Руководство по эксплуатации и обслуживанию автомобиля, гарантийную книжку, книжку по Обслуживанию автомобиля, паспорт технического средства, заверенную копию грузовой таможенной декларации (если товар импортный). Продавец передал Покупателю вышеуказанный автомобиль в соответствии с главой IV «Правил продажи отдельных видов товаров» и предупредил Покупателя о необходимости исполнения им условий по эксплуатации автомобиля для качественного и безопасного его состояния и гарантийных обязательств по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей <данные изъяты>». Претензии друг к другу стороны не имеют.
Согласно Гарантийному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Сибирские автомобили и принадлежности» к Договору купли-продажи №L от ДД.ММ.ГГГГ Продавец предоставляет Покупателю гарантию качества на приобретенный у Продавца новый автомобиль <данные изъяты> идентификационный номер (V1N) № и обязуется в течение гарантийного срока, установленного в пункте 1.3. настоящего Соглашения, осуществлять гарантийный ремонт автомобиля. Покупатель признает, что настоящее Соглашение включает в себя кроме условий и положений, изложенных в тексте Соглашения, условия и положения, согласно гарантийных обязательств изготовителя, содержащиеся: в Руководстве по эксплуатации и обслуживанию автомобиля, Гарантийной книжке и книжке по Обслуживанию автомобиля, которые дополняют настоящее Соглашение и являются его неотъемлемой частью. Гарантийный срок на новый автомобиль составляет 2 (два) года с момента передачи нового автомобиля Покупателю. Фактически действует до ДД.ММ.ГГГГ.
Покупатель обязуется соблюдать правила эксплуатации и обслуживания автомобиля указанные в Руководстве по эксплуатации и/или книжках по гарантии и техническому обслуживанию. Гарантийные обязательства Продавца, предусмотренные настоящим Соглашением, поддерживаются Продавцом только при условии правильной эксплуатации автомобиля и своевременного осуществления работ по техническому обслуживанию автомобиля. Техническое обслуживание, ремонт и/или регулировка автомобиля должны проводится в Авторизованных технических центрах (станциях технического обслуживания) «<данные изъяты>», указанных на официальном сайте <данные изъяты> в РФ <данные изъяты><данные изъяты> Использование неоригинальных запасных частей, аксессуаров, дополнительного оборудования, приобретенных не в вышеуказанных центрах или не у официального дилера «<данные изъяты>», приводит к снижению эксплуатационных качеств, безопасности, долговечности автомобиля и влечет за собой невозможность удовлетворения требований по гарантии.
Продавец гарантирует Покупателю, что приобретенный им автомобиль отвечает самым высоким стандартам безопасности и качества, что подтверждается соответствующим сертификатом Госстандарта России. В связи с тем, что автомобиль является технически сложным Товаром, состоящим из множества узлов, агрегатов и деталей, при его эксплуатации в течение гарантийного периода могут проявляться некоторые сбои в их работе не связанные с качеством Товара, которые будут устранены Продавцом своими силами.
Срок устранения недостатков определяется настоящим Соглашением и составляет 30 рабочих дней. В случае отсутствия на складе Продавца необходимых для осуществления гарантийного ремонта запасных частей и материалов, Продавец вправе продлить срок гарантийного ремонта на время, необходимое для доставки от изготовителя оригинальных запасных частей и материалов. Продавец примет все меры для доставки запасных частей и материалов в кратчайшие сроки.
Продавец обязуется производить техническое обслуживание автомобиля, при необходимости ремонт автомобиля, согласно действующим нормам времени и установленной технологией завода изготовителя; обеспечить качественное выполнение заявленных работ на своих площадях, на своем оборудовании и своими специалистами с использованием оригинальных запасных частей, деталей, узлов (далее по тексту «запчастей»); обеспечить Покупателю квалифицированную помощь по вопросам обслуживания автомобиля. Стоимость регламентных работ, работ по техническому обслуживанию и иных оплачиваемых работ в режиме гарантии, включая стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для их осуществления, определяются действующим прейскурантом Продавца.
Согласно п. 3.6. указанного Соглашения при возникновении спора о причинах возникновения и наличия как таковых недостатков в автомобиле Покупатель обязан предоставить Продавцу автомобиль для проведения соответствующей независимой экспертизы. Если в результате экспертизы автомобиля установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает Продавец, Покупатель обязан возместить Продавцу расходы па проведение экспертизы, и расходы, связанные с ее проведением, такие как диагностические, разборно-сборочные и другие механические работы, а также расходы по хранению автомобиля. Неотъемлемой частью настоящего Соглашения являются Руководство по эксплуатации (инструкция для владельца), книжка по гарантии и книжка по техническому обслуживанию. Покупатель вышеуказанные документы получил, ознакомился и согласен с условиями и ограничениями гарантийных обязательств, не прописанных в настоящем Соглашении. Договор купли-продажи автомобиля
№ от ДД.ММ.ГГГГ, приложение № к договору от ДД.ММ.ГГГГ, акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, гарантийное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ, подписаны истцом и ответчиком. Истцу выдана гарантийная книжка на автомобиль с указанием предоставляемых гарантий, в том числе на лакокрасочное покрытие.
Из искового заявления следует, что по истечении полугода эксплуатации автомобиля в период действия гарантийного соглашения, истец обнаружил дефект лакокрасочного покрытия - краска во многих местах кузова растрескалась и облезла в виде пятен диаметром от 0,7 до 4,0 см. После обнаружение дефектов истец обратился в ближайший Центр сервисного обслуживания <данные изъяты> в <адрес>. В гарантийном ремонте автомобиля ему отказали и предложили провести независимую экспертизу дефектов лакокрасочного покрытия с целью определения причины их возникновения, а после ознакомления с результатами экспертизы предложили обратиться к продавцу товара.
Согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному ООО «Независимая экспертиза» <адрес> (эксперт ФИО7), в результате проведения экспертизы легкового автомобиля <данные изъяты>, тип ТС <данные изъяты>, регистрационный знак № идентификационный номер (VIN) №, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, цвет <данные изъяты> установлены следующие дефекты: на поверхности автомобиля имеются пятна с растрескиванием и дальнейшем отслаиванием лакокрасочного покрытия с обнажением металлической поверхности автомобиля, из них на капоте: 3 пятна диаметром 1см, диаметром 2 см, диаметром 1 см; на крыше 32 пятна: 11 пятен диаметром 2см, 9 пятен диаметром 1 см, 12 пятен диаметром 0,7см; на крышке багажника 11 пятен: 1 пятно диаметром 2см, 9 пятен диаметром 1см, 1 пятно диаметром 0,8см; на двери задней левой 2 пятна: 1 пятно диаметром 1см, 1 пятно диаметром 4см; крыло заднее левое 1 пятно диаметром 2см; порог правый 1 пятно диаметром 1см. По мнению эксперта установленные дефекты являются производственными проявились в результате эксплуатации. Причина возникновения дефекта - использование материалов с избыточной вязкостью или при пониженных температурах, из-за несоответствующего подбора растворителей, вследствие быстрого высыхания краски. При проведении экспертизы использована «Методика лакокрасочного покрытия» ТПП РФ.
Согласно заключению эксперта-оценщика ФИО12 № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» <адрес>, представлено для осмотра транспортное средство <данные изъяты>, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, гос.ном №, техпаспорт <адрес>, двигатель № № кузов № цвет <данные изъяты>, пробег 28266 км, идентификационный номер (VIN) №, владелец Николаев Н.В. На основании акта осмотра и сборника запчастей составлена смета стоимости ремонта автомобиля. Исходя из проведенных исследований, представленный автомобиль подлежит ремонту. Стоимость восстановительного ремонта представленного автомобиля <данные изъяты>, гос.номер № составляет с учетом износа 40 505,59 руб., без учета износа 40 505,59 руб. Утрата товарной стоимости 11392,70 руб.
В материалах дела представлена претензия от ДД.ММ.ГГГГ, направленная Николаев Н.В. в адрес ЗАО «Сибирские автомобили и принадлежности», в которой он просил возвратить денежные средства, уплаченные за приобретенный автомобиль 400 300 рублей или обменять данное транспортное средство на аналогичное, а также возместить стоимость проведенной независимой экспертизы в сумме 3000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Генеральным директором ЗАО «Сибирские автомобили и принадлежности» в адрес Николаев Н.В. был направлен ответ на претензию, в котором он не согласился с экспертным заключением и предложил Николаев Н.В. в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» и пункт 3.6. Гарантийного соглашения, предоставить в адрес ЗАО «Сибирские автомобили и принадлежности» автомобиль для осмотра, идентификации кузова, определения дефекта лакокрасочного покрытия, определения соблюдения правил эксплуатации и обслуживания и проведения независимой технической экспертизы в удобное для него время, указав адрес и часы работы. Кроме того, указал, что экспертом ФИО7M. не был идентифицирован кузов автомобиля (отсутствует номер кузова), а также не были идентифицированы капот, крыша, крышка багажника, дверь, крыло и порог, которые могли были заменены, подвержены неквалифицированному ремонту и пр., например, после дорожно-транспортного происшествия. Кроме того, специалисты ЗАО «Сибирские автомобили и принадлежности», изучив экспертное заключение, полагают, что если, как указано в заключении, причиной возникновения дефекта стало использование материалов с избыточной вязкостью или при пониженных температурах, из-за соответствующего подбора растворителей, вследствие быстрого высыхания краски, то тогда пятна с растрескиванием и отслаиванием лакокрасочного покрытия были бы не только на горизонтальных плоскостях (капоте, крыше, крышке багажника, двери, крыла и порога), но и на вертикальных, а также внутренних поверхностях кузова, так как кузов автомобиля на заводе окрашивается одновременно, целиком и однородным материалом. По имеющимся фотографиям дефектов лакокрасочного покрытия автомобиля, предполагают, что данные пятна возникнуть в результате внешнего воздействия (града, камнепадения, хим.осадков, ударов или др.).
Как усматривается из материалов дела, указанная претензия была направлена Николаев Н.В. заказным письмом с уведомлением, заказное письмо вернулось в адрес отправителя ДД.ММ.ГГГГ с отметкой почтового отделения - истек срок хранения.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Николаев Н.В. заказным письмом с уведомлением был вторично направлен ответ на претензию.
Из сообщения УФПС <адрес> Филиал ФГУП «Почта России» <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на запрос о предоставлении информации по факту вручения заказного письма штрих код № Николаев Н.В. следует: согласно справке <данные изъяты> почтамта данное почтовое отправление вручено ДД.ММ.ГГГГ лично Николаев Н.В.
Из сообщения ООО «<данные изъяты>» следует, что Николаев Н.В. обращался в сервисный центр ООО «<данные изъяты>» четыре раза (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) только по вопросам технического обслуживания автомобиля <данные изъяты> (VIN №). Одно из технических обслуживаний было плановым. В рамках проведения планового технического обслуживания (ТО) все узлы и агрегаты автомобиля были проверены на предмет пригодности к эксплуатации, а также были проведены регламентированные процедуры по проверке и доливу (замене) эксплуатационных жидкостей. В отношении кузова автомобиля проведена проверка антикоррозионного покрытия, очистка направляющих дефлектора, проверка работоспособности и смазки замка капота. В отношении указанного выше автомобиля специалистами ООО «<данные изъяты>» ремонтные работы не производились. Для обнаружения дефектов лакокрасочного покрытия Николаев Н.В. автомобиль <данные изъяты> (YIN №) на осмотр специалистам ООО «<данные изъяты>» не предоставлялся. Во время проведения планового техосмотра при визуальном осмотре состояние автомобиля оценивалось как хорошее, дефектов лакокрасочного покрытия обнаружено не было. Исходя из вышесказанного, Николаев Н.В. на предмет обнаружения дефектов лакокрасочного покрытия и производства ремонтных работ в отношении автомобиля <данные изъяты> (VIN №) в ООО «<данные изъяты>» не обращался. Документальное подтверждение прохождения технического обслуживания отражается в Сервисной книжке к автомобилю, экземпляр которой имеется только у Николаев Н.В.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ был допрошен в качестве специалиста ФИО8, имеющий высшее техническое образование (<данные изъяты> университет, диплом выдан в <данные изъяты> году, прошедший специализацию в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году, получивший сертификат «Организация и управление малярно-кузовным сервисом» (представлен диплом, сертификат, копии которых приобщены к материалам дела), работающий старший мастер кузовного и малярного цеха ЗАО «<данные изъяты>) с ДД.ММ.ГГГГ года, давший консультацию суду.
Специалист ФИО8, дав суду консультацию, пояснил, что указанные повреждения лакокрасочного покрытия можно устранить шлифовкой и покраской в срок 3-4 дня. При быстром высыхании есть видимые кратера, их при покупке видно. Попадание частиц и влаг на поверхность влияет на цвет, например дороги посыпают. Если целостность поверхности лакокрасочного покрытия нарушена, например камнями, а затем попадает влага, имеют место быть подобные дефекты. Данный недостаток устраним в течение рабочей недели. Ремонт не требует больших денежных вложений, стоимость покраски одной детали в пределах 5000 -7000 рублей. Также стоимость ремонта зависит от стоимости норма-часа и стоимости покрасочных изделий. Считает, что недостаток устраним, затраты на устранение небольшие (от трех до семи дней). Есть специальные материалы, которые добавляются в лак, если избыточное количество - то краска более устойчива. Эксперт без специальных исследований не может определить вязкость, необходимы специальные исследования лакокрасочного покрытия, которые в заключении не указаны.
В претензии истец ссылается на ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», из чего усматривается, что он полагает, что ему продан товар ненадлежащего качества. Предъявляя исковые требования, истец полагает, что продавцом нарушено его право на приобретение товара надлежащего качества, закрепленное в преамбуле к Закону РФ «О защите прав потребителей» № от ДД.ММ.ГГГГ
Из акта приема-передачи автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного Николаев Н.В. и ЗАО «Сибирские автомобили и принадлежности», усматривается, что согласно условиям договора №L от ДД.ММ.ГГГГ Продавец ЗАО «Сибирские автомобили и принадлежности» передал, а покупатель Николаев Н.В. получил полностью укомплектованный исправный новый автомобиль <данные изъяты> идентификационный номер (VIN) № документы к нему на русском языке, в том числе Руководство по эксплуатации и обслуживанию автомобиля, гарантийную книжку, книжку по Обслуживанию автомобиля, паспорт технического средства.
В перечисленных документах содержится полная и достоверная информация об автомобиле, в том условия гарантии на лакокрасочное покрытие и условие доставки его для технического обслуживания и/или ремонта на уполномоченную станцию технического обслуживания (стр. 7, 8 гарантийной книжки).
До подписания договора купли-продажи и акта приема-передачи автомобиля истец был ознакомлен с указанной информацией. Кроме того, как следует из отзыва ЗАО «Сибирские автомобили и принадлежности» на исковое заявление, приобретённый истцом автомобиль <данные изъяты> VIN № сертифицирован и имеет одобрение типа транспортного средства № № что подтверждает соответствие всех его параметров по ГОСТУ.
Согласно гарантийному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ, заключённому между ЗАО «Сибирские автомобили и принадлежности» и Николаев Н.В., гарантийной книжке, дополняющей настоящее Соглашение и являющейся его неотъемлемой частью, на новый автомобиль Renault предоставляется гарантия производителя на устранение недостатков, связанных с качеством материалов или нарушениями технологии изготовления или сборки. Клиент имеет право на бесплатное устранение неисправностей автомобиля, связанных с дефектами материалов, нарушениями технологии изготовления или сборки, заявленных клиентом и должным образом подтверждённых официальным дилерским сервисным центром. Дилерскому центру принадлежит право принятия решения о необходимости ремонта или замены неисправной детали или узла. При этом клиент должен быть проинформирован о принятом решении.
Для того чтобы воспользоваться гарантией, клиент должен обратиться к любому официальному уполномоченному осуществлять гарантийное обслуживание.
До предъявления претензии каких-либо требований, заявлений от Николаев Н.В. в адрес ЗАО «Сибирские автомобили и принадлежности» о приобретении автомобиля ненадлежащего качества от истца не поступало.
Согласно п. 1 ст. 18 «Закона о защите прав потребителей», в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Недостаток товара обнаружен истцом по истечении 15 дней со дня его передачи.
Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 575 "Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков" в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" утвержден Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, согласно которому автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним относятся к технически сложным товарам.
В соответствии с п. 2 ст. 475 ГК РФ к существенным нарушениям требований к качеству товара относится обнаружение неустранимых недостатков, недостатков, которые быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков. Аналогичное положение закреплено в преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей».
Согласно Закону «О защите прав потребителей» к существенным недостаткам товара, при обнаружении которых покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы относятся неустранимые недостатки, вследствие которых покупатель лишается возможности использовать товар по назначению.
Истцом не представлено доказательств неустранимости дефекта лакокрасочного покрытия, вследствие которого он лишается возможности использовать автомобиль по назначению. К продавцу за устранением недостатков автомобиля истец Николаев Н.В. не обращался, автомобиль на осмотр не представлял, с заявлением о проведении гарантийного ремонта по устранению заявленных недостатков к ответчику не обращался. Истец не обращался к дилеру по месту жительства за устранением заявленных недостатков.
Суд приходит к выводу, что указанный недостаток лакокрасочного покрытия автомобиля, не является неустранимым, нет доказательств, что недостаток не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Кроме того, истцом выбран способ защиты - расторжение договора купли-продажи автомобиля, не предусмотренный Законом «О защите прав потребителей».
Как следует из гарантийной книжки, чтобы воспользоваться гарантией на лакокрасочное покрытие, истец должен обратиться к любому официальному дилеру Renault, уполномоченному производить гарантийное обслуживание.
В нарушение п. 3.6. Гарантийного соглашения при возникновении спора о причинах возникновения и наличия недостатков в автомобиле истец Николаев Н.В. на предмет обнаружения дефектов лакокрасочного покрытия и производства ремонтных работ в отношении автомобиля <данные изъяты> (VIN №) в ЗАО «Сибирские автомобили и принадлежности» не обращался, указанный автомобиль специалистам ЗАО «Сибирские автомобили и принадлежности» для осмотра, идентификации кузова, определения дефекта лакокрасочного покрытия, определения соблюдения правил эксплуатации и обслуживания и проведения независимой технической экспертизы не предоставлял, тем самым лишив ответчика права провести проверку качества товара и возможности устранить недостатки.
Во время проведения планового технического обслуживания в сервисном центре ООО «Авто-Белогорье» при визуальном осмотре состояние автомобиля оценивалось как хорошее, дефектов лакокрасочного покрытия обнаружено не было.
Документальное подтверждение прохождения технического обслуживания отражается в Сервисной книжке к автомобилю, которую истец Николаев Н.В. суду не представил.
Исследовав обстоятельства и доказательства, суд приходит к выводу о невозможности на основании экспертизы, проведенной истцом в нарушение условий договора купли-продажи автомобиля, и представленных документов, сделать вывод, что товар - автомобиль <данные изъяты> (VIN № был продан истцу ненадлежащего качества с существенными недостатками товара, и что дефекты лакокрасочного покрытия являются производственными. Иных оснований расторжения договора купли-продажи автомобиля истцом заявлено не было.
Анализируя представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Николаев Н.В. к ЗАО «Сибирский автомобили и принадлежности» о расторжении договора № от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи автомобиля <данные изъяты> взыскании стоимости автомобиля в размере 400 300 рублей, удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 15 закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Согласно ст. 151 ГК РФ под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Не подлежат удовлетворению и требования истца о взыскании с ответчика неустойки в размере 120 090 рублей в соответствии с п.1 ст.23 Закона РФ "О защите прав потребителей", взыскании морального вреда в размере 50 000 рублей, поскольку в удовлетворении исковых требований Николаев Н.В. о расторжении договора купли-продажи и взыскании стоимости автомобиля отказано.
Истец Николаев Н.В., после соблюдения процедуры обращения к продавцу либо дилеру для производства гарантийного ремонта для устранения недостатка, может вновь обратиться в суд за восстановлением нарушенного права.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Николаева Н.В. к ЗАО «Сибирские автомобили и принадлежности» о расторжении договора № от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи автомобиля <данные изъяты>, взыскании стоимости автомобиля в размере 400 300 рублей, неустойки в размере 120 090 рублей, морального вреда в размере 50 000 рублей, ОТКАЗАТЬ
Решение может быть обжаловано в Иркутский Областной суд через Ленинский районный суд г.Иркутска в течение десяти дней.
Судья: Е.В. Хамди