о взыскании компенсации моарльного вреда, причиненного источником повышенной опасности



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2011 года Ленинский районный суд г.Иркутска в составе судьи Хижаева Б.Ю., при секретаре Середкиной К.С., с участием представителя истца Романюкина О.В., по доверенности - Митрофановой И.А., ответчика Краснов В.М, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-800/11 по иску Романюкина О.В. к Краснову В.М. о взыскании компенсации морального вреда, причиненного источником повышенной опасности,

УСТАНОВИЛ:

Романюкина О.В. обратилась в суд с иском к Краснову В.М. о взыскании компенсации морального вреда, причиненного источником повышенной опасности, в обосновании которого указала, что 02 августа 2008 года ответчик Краснов В.М, управляя технически исправной автомашиной <данные изъяты>, г/н №, принадлежащей на праве личной собственности Демьяненко М.А., следовал по ул. Гончарова в г. Иркутске со стороны ВСИ МВД в направлении ул. Лермонтова. В районе перекрестка улиц Гончарова и Ломаносова допустил наезд на пешехода Романюкину О.В., которая пересекала проезжую часть ул. Гончарова справа налево относительно движения автомашины <данные изъяты>. Данные обстоятельства подтверждаются материалами административного дела № 11888. Согласно акту медицинского обследования № 9667, в результате дорожно-транспортного происшествия пешеход Романюкина О.В. получила повреждения: в виде тупой травмы живота с разрывами брыжейки тонкой кишки, что относится к категории повреждений, причинивших ей тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни; в виде закрытого перелома большеберцовой кости правой голени, что относится к категории повреждений, причинивших ей средней тяжести вред здоровью по признаку длительного расстройства здоровья; в виде черепно-мозговой травмы в форме сотрясения головного мозга, ссадин в области головы, ушибленной раны в области локтевого сустава, что относится к категории повреждений, причинивших легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья. В связи с полученными травмами со 02 августа 2008 года по 15 августа 2008 года Романюкина О.В. находилась на стационарном лечении в отделении неотложной хирургии, перенесла операцию, что подтверждается справкой № из ГУЗ Областной клинической больницы. Учитывая то обстоятельство, что в результате полученной травмы Романюкиной О.В. причинены телесные повреждения, относящиеся к категории причинивших тяжкий вред здоровью, в связи с которыми она находилась на стационарном и амбулаторном лечении, перенесла операцию, длительность и характер лечения (лечение продолжается до настоящего времени), установление временной нетрудоспособности, ограничение физической нагрузки, установление 3 группы инвалидности, считает возможным компенсировать полученные страдания в случае выплаты ответчиком в ее пользу 500 000 рублей.

Также Романюкиной О.В. подано заявление в порядке ст.48 ГПК РФ о взыскании судебных расходов, связанные с оплатой услуг представителя в размере 10 000 рублей.

В судебном заседании представитель Романюкиной О.В., по доверенности Митрофанова И.А. требования Романюкиной О.В. поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Просила суд взыскать с Краснова В.М. в пользу Романюкиной О.В. компенсацию морального вреда, причиненного источником повышенной опасности в размере 500 000 рублей и судебные расходы в размере 10000 рублей.

Ответчик Краснов В.М. исковые требования Романюкиной О.В. не признал. Суду показал, что Романюкина являлась виновницей ДТП, она бросилась под колеса и он не успел среагировать. Когда Романюкина лежала в больнице, он покупал ей лекарства. После, предлагал Романюкиной 20 000 рублей, но она отказалась от них.

Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ стороны предоставляют суду доказательства по тем обстоятельствам, на которые они ссылаются.

Материалами дела установлено, что 02 августа 2007 года Краснов В.М., управляя технически исправной машиной <данные изъяты>, г/н №, принадлежащий на праве личной собственности ДМА., следовал по ул. Гончарова в г. Иркутске со стороны ВСИ МВД в направлении ул. Лермонтова, в районе перекрестка улиц Гончарова и Ломаносова допустил наезд на пешехода Романюкину О.В., которая пересекала проезжую часть ул.Гончарова справа налево относительно движения автомашины <данные изъяты>. Данные обстоятельства подтверждаются материалами административного дела №. Согласно акта медицинского обследования №, в результате дорожно-транспортного происшествия пешеход Романюкина О.В. получила повреждения: в виде тупой травмы живота с разрывами брыжейки тонкой кишки, что относится к категории повреждений, причинивших ей тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни; в виде закрытого перелома большеберцовой кости правой голени, что относится к категории повреждений, причинивших ей средней тяжести вред здоровью по признаку длительного расстройства здоровья; в виде черепно-мозговой травмы в форме сотрясения головного мозга, ссадин в области головы, ушибленной раны в области локтевого сустава, что относится к категории повреждений, причинивших легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья. В связи с полученными травмами со 02 августа 2007 года по 15 августа 2007 года Романюкина О.В. находилась на стационарном лечении в отделении неотложной хирургии, перенесла операцию, что подтверждается справкой № из ГУЗ Областной клинической больницы.

В соответствии со ст.150 ГК РФ).

Под моральнымвредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье и т.п.) Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др. (п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности (ст. 1083 ГК РФ, при грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении должно быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.

Постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 17 сентября 2007г., вступившим в законную силу, установлено, что Романюкина О.В. получила телесные повреждения по собственной вине, поскольку нарушила п.4.3 Правил дорожного движения, в соответствии с которыми, пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин; при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны. За водителем Красновым В.М. усматривается нарушение п.2.1.1 правил дорожного движения, согласно которым водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в силу ч.1 ст. 1079 ГК РФ, возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Согласно ч.2 ст.1079 ГК РФ владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Судом установлено, что на момент ДТП собственником автомобиля <данные изъяты>. № являлась ДМА. Краснов В.М. управлял автомобилем по доверенности от 15 августа 2006 г. реестр №, на право пользования и распоряжения автомобилем, выданной ДМА

Ответчиком доказательств возникновения вреда вследствие непреодолимой силы, выбытия транспортного средства из обладания ответчика в результате противоправных действий третьих лиц суду не представлено.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца, суд принимает во внимание характер причиненных телесных повреждений и обстоятельств, причинения вреда.

Судом установлено, что в результате ДТП Романюкиной О.В. причинены телесные повреждения, относящиеся к категории причинивших тяжкий вред здоровью, в связи с которыми она находилась на стационарном и амбулаторном лечении, перенесла операцию.

Вместе с тем, судом достоверно установлено, что именно Романюкина О.В., нарушив п.4.3 Правил дорожного движения, явилась виновницей ДТП, в момент указанного происшествия находилась в состоянии алкогольного опьянения. Данные обстоятельства объективно установлены, подтверждены доказательствами, находящимися в материалах дела, а именно: справкой № отделения неотложной хирургии Иркутской областной клинической больницы, согласно которой, биохимический анализ крови Романюкиной О.В. при поступлении в учреждение 02.08.2007г. показал наличие алкоголя в ее крови 1,8 г/л.; постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 17.09.2007г., согласно которому установлено, что Романюкина О.В. получила телесные повреждения, нарушив п. 4.3 Правил дорожного движения. Указанные документы судом принимаются в качестве доказательств по делу.

Учитывая фактические обстоятельства причинения морального вреда, принимая во внимание нравственные и физические страдания истицы, обусловленные полученными телесными повреждениями, установление временной нетрудоспособности, ограничение физической нагрузки, установление инвалидности, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в счет компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей. При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из того, что ответчиком предпринимались попытки компенсации вреда добровольно, учитывает фактические обстоятельства, повлекшие получение Романюкиной О.В. повреждений, степень вины причинителя вреда, его материального положения, а также исходя из требований разумности и справедливости.

Рассматривая требование Романюкиной О.В. о возмещении ей судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя в размере 10 000 рублей, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно предъявленной суду квитанции к приходному кассовому ордеру № от 18.02.2011 г., Романюкиной О.В. оплачено 10 000 рублей за оказание юридических услуг. С учетом ст.ст. 94, 100 ГПК РФ, суд приходит к выводу о возможности взыскания с ответчика расходов на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей, с учетом количества судебных заседаний, стоимости юридических услуг в г. Иркутске.

Тем самым, анализ фактических обстоятельств по делу, в их совокупности и взаимной связи, позволяет суду сделать вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований Романюкиной О.В., а именно, взыскания с ответчика в пользу истицы в счет компенсации морального вреда 30 000 руб., а также расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.100, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Краснова В.М. в пользу Романюкина О.В. в счет компенсации морального вреда 30 000 рублей и расходы на оплату услуг представителя в сумме 5 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней с момента получения полного текста решения..

Судья Хижаев Б.Ю.