о признании начисления денежных средств за капитальный ремонт жилого дома незаконным, взыскании морального ущерба



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июля 2011г.                                                                                                              г. Иркутск

Ленинский районный суд г. Иркутска в составе судьи Петровой Н.Д., при секретаре судебного заседания Олзоевой С.И., с участием истца Синькова С.Г., представителей ответчика Скрябиной О.В., Кокориной М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1616/11 по иску Синькова С.Г. к ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами» о признании действий по начислению денежных средств за капитальный ремонт незаконными, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Синьков С.Г. обратился в суд с иском к ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами» о признании действий по начислению денежных средств за капитальный ремонт незаконными, компенсации морального вреда. В обоснование предъявленных требований истец указал, что *** он обратился к генеральному директору ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами» *** с заявлением о незаконном начислении за капитальный ремонт здания 432 рубля 63 копейки, начиная с августа 2010г. и просил сделать перерасчет. Квартира истца не приватизирована. У истца имеется только договор на передачу квартиры в собственность. В Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области договор не зарегистрирован. В ответе на заявление истца первый заместитель генерального директора Кокорин М.Н. отказал ему в перерасчете. В соответствии с п. 2 ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом доме. В исковом заявлении Синьков С.Г. просил признать начисление денежных средств ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами» с августа 2010г. по март 2011г. в сумме 3461руб. за капитальный ремонт жилого дома по *** незаконным; взыскать в пользу истца за нанесение морального ущерба деньги в сумме 1000руб., госпошлину в размере 400руб.

В ходе судебного разбирательства истец Синьков С.Г. уточнил исковые требования, просил признать действия по начислению денежных средств ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами» с августа 2010г. по июнь 2011г. в сумме 4378,03руб. за капитальный ремонт жилого дома по *** незаконными; взыскать в пользу истца за нанесение морального ущерба деньги в сумме 1000руб. и госпошлину в сумме 400руб.

В судебном заседании истец Синьков С.Г. исковые требования, поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточенном исковом заявлении, пояснив, что между истцом и Администрацией г. Иркутска *** заключен договор передачи указанного жилого помещения в собственность граждан, однако право собственности на квартиру в регистрационной службе не зарегистрировано, в связи с чем, истец собственником квартиры не является. На основании указанного, обязанность по оплате за капитальный ремонт дома, не может быть возложена на Синькова С.Г. Ответчиком начислены денежные средства за период с августа 2010г. по июнь 2011г. за капитальный ремонт на жилое помещение истца в сумме 4378,03руб. Между истцом и ответчиком действительно заключен договор управления многоквартирным домом. В договоре Синьков С.Г. указан собственником квартиры ***, однако, истец начало текста договора не читал, в связи с чем, не знал о том, что он указан в договоре как собственник квартиры. Такой договор он подписывать не стал бы. Начисления по оплате за жилье и коммунальные услуги с 2010г. производятся, как на приватизированное жилое помещение. Истец оплачивает, как собственник жилого помещения, сколько начисляют, столько и оплачивает. Также, действиями ответчика истцу причинен моральный вред. Синькову С.Г. необходимо оперироваться, был назначен день операции. Однако, после посещения ОАО «Северное управление ЖСК» у истца поднялось давление, в связи с чем, операцию пришлось отложить. Синьков С.Г. болен гипертонией, ежедневно принимает лекарства, после визитов в ЖСК, у него поднимается давление. Синьков С.Г. просил суд признать действия по начислению денежных средств ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами» с августа 2010г. по июнь 2011г. в сумме 4378,03руб. за капитальный ремонт жилого дома по *** незаконными; взыскать в пользу истца за нанесение морального ущерба деньги в сумме 1000руб. и госпошлину в сумме 400руб.

Представитель ответчика Кокорина М.Н., действующая на основании доверенности с объемом полномочий, предусмотренных ст. 54 ГПК РФ, исковые требования не признала, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, дополнив, что между истцом и Администрацией г. Иркутска *** заключен договор передачи жилого помещения по адресу: *** в собственность граждан. Подписывая указанный договор, истец выразил свою волю на передачу квартиры в собственность. Начисления за жилье и коммунальные услуги производятся как на собственника, истец их оплачивает. Между истцом и ответчиком заключен договор управления многоквартирным домом, истец в данном договоре выступил как собственник жилого помещения. Также, причинно-следственная связь между действиями ответчика и состоянием здоровья истца, не установлена, в связи с чем, требования истца о компенсации морального вреда не законны.

Представитель ответчика Скрябина О.В., действующая на основании доверенности с объемом полномочий, предусмотренных ст. 54 ГПК РФ, уточненные исковые требования не признала, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, дополнив, что начисления за жилье и коммунальные услуги производятся, как на собственника, истец оплачивает указанные начисления и позиционирует себя как собственника квартиры.

Третьи лица Синькова В.И., Администрация г. Иркутска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили, о разбирательстве дела в их отсутствие не просили, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 153, 154 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Согласно ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Судом установлено, что ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами» в период с октября 2010г. по июнь 2011г. произведены начисления денежных средств за капитальный ремонт жилого *** в отношении собственника *** Синькова С.Г. на общую сумму 4378,03руб., что подтверждается представленными карточками лицевого счета *** за период с октября 2010г. по июнь 2011г.

Предъявляя исковые требования о признании действий ответчика по начислению денежных средств за капитальный ремонт жилого дома незаконными, истец Синьков С.Г. ссылается на то, что собственником жилого помещения по адресу: *** не является. Между истцом и Администрацией г. Иркутска *** заключен договор передачи указанного жилого помещения в собственность граждан, однако право собственности на жилое помещение в регистрационной службе не зарегистрировано, в связи с чем, обязанность по оплате за капитальный ремонт не может быть возложена на истца.

Согласно договору передачи жилого помещения в собственность граждан от ***, заключенному между Администрацией г. Иркутска /Администрация/ и Синьковым С.Г., Синьковой В.И., Синьковой В.А., ***г.р., /Граждане/, Администрация передает бесплатно, а граждане приобретают в порядке приватизации в долевую собственность жилое помещение, состоящее из *** комнат, общей площадью *** кв.м., в том числе жилой *** кв.м., находящееся на третьем этаже пятиэтажного панельного жилого дома. Жилое помещение находится по адресу: *** Право на передачу в собственность жилого помещения реализуют Граждане по 1/3 доли в праве общей долевой собственности каждый.

Квартира ***, расположенная по адресу: ***, исключена из Реестра муниципального имущества г. Иркутска, на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан /сообщение Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г. Иркутска от *** ***/.

Между Синьковым С.Г., Синьковой В.И., Синьковой В.А., ***г.р. /Собственники/ и ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами» /Управляющая компания/ *** заключен договор управления многоквартирным домом № ***, предметом которого является формирование благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обеспечение эффективного пользования указанным имуществом в интересах всех собственников помещений многоквартирного дома, а также предоставление услуг по управлению многоквартирным домом, направленных на обеспечение сохранности общего имущества многоквартирного дома и на предоставление установленного уровня качества услуг по содержанию, работ, по текущему ремонту общего имущества объекта и коммунальных услуг, в пределах поступивших денежных средств.

Согласно ст. 158 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.

Федеральный Закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007г. № 185-ФЗ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст. 15, ч. 6 ст. 20 ФЗ от 21.07.2007г. № 185-ФЗ орган местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга принимают решение о включении в муниципальную адресную программу или региональную адресную программу многоквартирных домов, указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи, при наличии решений общих собраний членов товариществ собственников жилья, членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах об участии в указанной адресной программе.

В течение тридцати дней со дня получения уведомления, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация, которые осуществляют управление многоквартирным домом, в отношении которого принято решение, указанное в части 4 настоящей статьи, открывают отдельные банковские счета и направляют в орган местного самоуправления:

1) уведомления об открытии таких счетов с указанием их реквизитов;

2) решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с настоящим Федеральным законом;

3) утвержденную общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме смету расходов на капитальный ремонт такого многоквартирного дома с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Согласно протоколу подсчета голосов собственников помещений *** по вопросам повестки внеочередного общего собрания, проводимого в форме заочного голосования, назначенного в период с *** по ***, собственниками жилых помещений многоквартирного дома, обладающих 3541,8 голосами, что составляет 75% от общего числа голосов всех собственников жилых помещений многоквартирного дома, приняты решения: участвовать в региональной (муниципальной) адресной программе по капитальному ремонту многоквартирных домов /ч. 4 ст. 15 ФЗ № 185-ФЗ/; принять участие в долевом финансировании капитального ремонта собственниками жилых помещений многоквартирного дома в размере не менее 5%, что составит 341050руб. от суммарной стоимости капитального ремонта. Указанные решения приняты единогласно.

Согласно договору *** о предоставлении субсидии на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов от ***, заключенному между Администрацией г. Иркутска /Распорядитель субсидии/ и ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами» /Получатель/, настоящий договор регламентирует отношения по предоставлению распорядителем субсидии за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств, предусмотренных в бюджете города Иркутска, на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресам и на виды работ согласно Приложению *** к настоящему договору.

Субсидия предоставляется в соответствии с областной адресной программой «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Иркутской области, в 2010г.», муниципальной адресной программой «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в городе Иркутске в 2010г.».

Общая стоимость капитального ремонта многоквартирных домов определяется на основании Приложения *** к настоящему договору.

Согласно Приложению *** к договору о предоставлении субсидии на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов *** от ***, в перечне многоквартирных домов указан дом по ***, виды работ: ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт крыши, ремонт подвальных помещений.

Общая стоимость капитального ремонта многоквартирного дома по ***, согласно Приложения *** к договору о предоставлении субсидии на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов *** от ***, составляет 6821000руб., доля финансирования получателем субсидии собственной доли в расходах на проведение капитального ремонта многоквартирных домов составляет 341050руб., размер субсидии - 6479950руб., за счет бюджета г. Иркутска - 954940руб., за счет гос.корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Как следует из пояснений представителя ответчика Быковой А.Е. в ходе судебного разбирательства, расчет платы за капитальный ремонт дома произведен исходя из площади занимаемого собственником жилого помещения, полученная сумма распределена на 12 месяцев по уменьшающей и в настоящее время составляет 51руб. Размер платы за капитальный ремонт многоквартирного *** истцом Синьковым С.Г. не оспорен.

Заслуживают внимания доводы истца Синькова С.Г. о том, что право собственности на жилое помещение не зарегистрировано, в связи с чем, он собственником квартиры не является и обязанность по оплате за капитальный ремонт дома не может быть возложена на него.

Договор передачи жилого помещения в собственность граждан от ***, заключенный между Администрацией г. Иркутска и Синьковым С.Г., Синьковой В.И., Синьковой В.А., ***г.р., в регистрационной службе не зарегистрирован.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах не недвижимое имущество: квартиру по адресу: ***, отсутствуют, что подтверждается уведомлением от *** ***.

Вместе с тем, суд полагает, что Синьков С.Г., заключая договор передачи жилого помещения в собственность граждан от ***, выразил свою волю на передачу занимаемого жилого помещения в собственность, с заявлением о расторжении данного договора истец в Администрацию г. Иркутска не обращался, жилое помещение не деприватизировано.

Кроме того, из пояснений Синькова С.Г. в судебном заседании следует, что в период с октября 2010г. по июнь 2011г. истец вносил плату за жилье и коммунальные услуги, как собственник жилого помещения, что также подтверждается карточками лицевого счета *** за период с октября 2010г. по июнь 2011г.

При заключении договора управления многоквартирным домом № *** от *** с ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами» Синьков С.Г. выступил, как собственник жилого помещения, в качестве документа о праве собственности на жилое помещение представил договор передачи жилого помещения в собственность граждан от *** Доводы Синькова С.Г. о том, что начало текста договора он не читал, суд находит несостоятельными.

Таким образом, анализируя характер сложившихся правоотношений между Синьковым С.Г. и Администрацией г. Иркутска, суд полагает, что отсутствие регистрации права собственности жилого помещения само по себе не может служить основанием для признания действий ответчика по начислению платы за капитальный ремонт многоквартирного дома незаконными, в связи с чем, суд приходит к выводу, что действия ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами» по начислению платы за капитальный ремонт многоквартирного дома в отношении собственника жилого помещения Синькова С.Г. правомерны, осуществлены в соответствие с нормами жилищного законодательства Российской Федерации, Федерального Закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007г. № 185-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Статья 150 ГК РФ относит к нематериальным благам жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона.

Доказательств, свидетельствующих о причинении Синькову С.Г. морального вреда действиями ответчика ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие другие нематериальные блага, истцом суду не представлено, в связи с чем, обязанность денежной компенсации морального вреда в размере 1000руб., не может быть возложена на ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами».

Таким образом, учитывая представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Синькова С.Г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Синькову С.Г. отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья