об оспаривании решения администрации города



Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2011 года                                                                                        г. Иркутск

Ленинский районный суд г.Иркутска в составе:

председательствующего судьи Касьяновой Н.И.,

при секретаре Анкудиновой Ж.В.

с участием представителя заявителя Ведерниковой Е.П., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от 29.06.09 года с полным объемом прав сроком действия три года,

в отсутствие заявителя Ивановой Л.В., администрации г.Иркутска, заинтересованного лица Арсентьева В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1307-2011 по заявлению Ивановой Л.В. о признании незаконным отказа администрации г.Иркутска в предоставлении земельного участка, обязании предоставить земельный участок в собственность и направить проект договора купли-продажи земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

      В обоснование заявления Иванова Л.В. указала, что является собственником 1/2 доли в жилом доме по адресу: <адрес>. Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в <адрес>» была утверждена схема расположения земельного участка площадью 921 кв.м. Границы земельного участка были откорректированы по планировочной структуре улицы <адрес> в соответствии с корректурным листом Департамента архитектуры и градостроительства. ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Комитет отказал Заявителю в предоставлении спорного земельного участка в собственность по тем основаниям, что данный земельный участок находится в границах красных линий. Заявитель считает отказ незаконным и просит суд признать действия администрации г.Иркутска в лице Комитета, выразившихся в отказе в предоставлении в собственность земельного участка по <адрес>, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, обязать администрацию города предоставить земельный участок в собственность, в месячный срок направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка.

В судебном заседании представитель заявителя Ведерникова Е.П. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Просила удовлетворить требования в полном объеме.

    В судебном заседании заявитель Иванова Л.В., заинтересованное лицо Арсентьев В.Н. не присутствуют, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель заинтересованного лица- администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил, представил письменные возражения, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав пояснения представителя заявителя, изучив материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что заявитель является собственником 1/2 доли жилого дома по адресу: г. Иркутск <адрес>, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому А. подарила Ивановой Л.В. и Арсентьеву В.Н. по 1/2 доле каждому в указанном жилом доме. Договор дарения удостоверен нотариусом К. и зарегистрирован в БТИ Администрации г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ . В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ заявитель зарегистрировала свое право собственности на 1/2 долю в жилом доме по <адрес>, общей площадью 23,5 кв.м.

Распоряжением председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска Т. за от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Арсентьева В.Н. и Ивановой Л.В. об утверждении схемы расположения земельного участка, в соответствии со ст. 11,29,36 Земельного Кодекса РФ, была утверждена схема расположения земельного участка площадью 921 кв.м, расположенного на землях населенных пунктов в Ленинском районе г. Иркутска по <адрес> под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. Земельный участок согласно кадастрового паспорта имеет кадастровый номер Границы земельного участка откорректированы, что подтверждается схемой расположения земельного участка, межевым планом, корректурным листом комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, согласованы со смежными землепользователями, что подтверждается актом согласования местоположения границы земельного участка.

После подготовки всех необходимых согласований заявитель обратилась в Комитет по Управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка расположенного по адресу г. Иркутск <адрес> под эксплуатацию жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за подписью председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска Т. Ивановой Л.В. было отказано в предоставлении земельного участка в собственность, в связи с тем, что спорный земельный участок расположен в границах красных линий, и не должен отчуждаться в собственность, т.е. земельный участок, расположенный в Ленинском районе г. Иркутска по <адрес> может быть предоставлен только в арендное пользование.

В письменных возражениях на заявление Ивановой Л.В., представленных в материалы дела, представитель администрации города указал, что с заявленными требованиями не согласны по следующим основаниям: распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Решение об отказе Ивановой Л.В. в предоставлении спорного земельного участка, вынесено уполномоченным органом на распоряжение земельными участками на территории г. Иркутска -администрацией г. Иркутска и принято в соответствии с п. 5,6,7 ст. 36 ЗК РФ, п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 2 ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ», постановления мэра г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «О градостроительной документации». Процедура приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения сооружения, урегулирована ст. 36 ЗК РФ. В п. 8 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» содержится перечень земель, земельные участки в составе которых не подлежат отчуждению. В частности, не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты). В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ указанные земельные участки могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, определяющий, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Спорный земельный участок находится в границах красных линий проектируемой зоны городского транспорта согласно проекта планировки поселка Кирова и полуострова в слиянии рек Иркут и Ангара. Факт нахождения испрашиваемого земельного участка в границах красных линий подтверждается ситуационным планом М 1:2000 земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск <адрес>, предоставленный из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений). Соответственно, администрацией г. Иркутска было правомерно отказано заявителю в утверждении схемы земельного участка и предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность. На основании изложенного просил в удовлетворении заявления отказать.

В материалы дела представителем администрации города был представлен ситуационный план к земельному участку по адресу: <адрес>, согласно которому проект планировки Ленинского района в установленном законодательством порядке не утвержден, предусмотрена зона застройки индивидуальными жилыми домами и частично зона объектов городского транспорта.

Статья 46 Градостроительного кодекса РФ определяет особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа. В соответствии с данной статьей решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте городского округа в сети "Интернет".

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В соответствии с Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 06 апреля 1998 г. №18-30 при проектировании и установлении красных линий необходимо руководствоваться Градостроительным Кодексом РФ и нормативными правовыми актами РФ в области градостроительства, иным законодательством РФ, принимаемыми в соответствии с ними законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Красные линии-границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях. Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности. Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации. Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации (градостроительного плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки) и является утверждаемой ее частью.

Судом установлено, что проект планировки поселка Кирова и полуострова в слиянии рек Иркут и Ангара с указанием «красных линий» не утвержден в установленном законодательством порядке, в связи с чем требования заявителя о признании незаконным отказа КУМИ г. Иркутска в предоставлении земельного участка в собственность заявителя подлежат удовлетворению.

При обсуждении вопроса о законности отказа администрации г. Иркутска в предоставлении заявителю в собственность спорного земельного участка, суд учитывает также право Ивановой Л.В. на предоставление в собственность земельного участка, расположенного по адресу г. Иркутск <адрес> путем заключения с администрацией города договора купли-продажи земельного участка.

Согласно п.1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.

В силу пункта 1 подпункта 1.1 ст. 36 ЗК РФ приобретение прав на земельные участки возникает путем продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Как следует из ч. 2 статьи 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Иванова Л.В. и Арсентьев В.Н. являются собственниками по 1/2 доли в жилом доме по <адрес> на основании договора дарения, заключенного с А. ДД.ММ.ГГГГ. Как видно из договора дарения, А. владела указанным домовладением на праве личной собственности на основании регистрационного удостоверения выданного БТИ г. Иркутска на основании Постановления мэра г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ и справки БТИ г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ .

Фактическая площадь земельного участка составляет 921 кв.м. +/-11 кв.м., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.

Согласно абзаца 4 п. 9 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения или сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Суд не может согласиться с доводами представителя администрации города, указанными в письменном отзыве, о том, что спорный земельный участок находится в границах красных линий проектируемой зоны городского транспорта согласно проекта планировки поселка Кирова и полуострова в слиянии рек Иркут и Ангара, т.к. нормы Земельного кодекса РФ и п. 4 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» не содержат положений, ограничивающих право гражданина на получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., т.е. отнесения его к земельным участкам общего пользования. Пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ не допускает приватизацию земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. Однако в судебном заседании не установлено, что на спорном земельном участке имеются какие-либо объекты общего пользования.

Таким образом, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                   Р Е Ш И Л:
         Заявление Ивановой Л.В. удовлетворить.

         Признать не соответствующим закону отказ администрации г.Иркутска в предоставлении Ивановой Л.В. в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер .

         Обязать администрацию г.Иркутска предоставить Ивановой Л.В. земельный участок по адресу: <адрес> кадастровый номер в собственность.

         Обязать администрацию г.Иркутска в месячный срок с момента вступления решения в законную силу направить Ивановой Л.В. проект договора купли-продажи земельного участка по указанному адресу.

         Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме.

Судья: