РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 августа 2011 г. Ленинский районный суд г.Иркутска в составе судьи Жилкиной Е.М., при секретаре судебного заседания Пономарчук А.С., с участием прокурора Аксаментова В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2007/2011 по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Иркутска в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ООО «Мост» об обязании произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского района г. Иркутска обратился в суд с иском к ООО «Мост» об обязании произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, указав, что прокуратурой Ленинского района г. Иркутска проведена проверка исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха, по результатам которой установлены нарушения действующего законодательства обществом с ограниченной ответственностью «Мост». В ходе проверки установлено, что ООО «Мост» осуществляет деятельность по розничной торговле, а именно по адресу <адрес> расположен рынок из торговых киосков, принадлежащий указанной организации. Согласно информации Комитета по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска, ООО «Мост» не имеет договора на вывоз ТБО на ДД.ММ.ГГГГ год. Как установлено, ООО «Мост» является действующей организацией, осуществляющей размещение отходов производства и потребления, являющихся видами негативного воздействия на окружающую среду. Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ, размещение отходов производства и потребления, в соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон «Об охране окружающей среды»), относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду. Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 ФЗ « Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным. В силу ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 23 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Оботходах производства и потребления» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него, за размещение отходов с юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 12.02.2007 № 04-09/170, плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством. Из содержания Приказа Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» следует, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду. Плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия, каждого объекта размещения отходов. В соответствии с Указом Президента РФ от 23.06.2010 № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», в связи с передачей Федеральной службе по надзору в сфере природопользования полномочий в части, касающейся ограничения техногенного воздействия, функции по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Росприроднадзор. В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода устанавливается не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал. В соответствии с п. 1 Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.09.2007 № 626 (далее - Методические рекомендации), функции администраторов платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также установления порядка проверки представляемых плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчетов платы, применения единого порядка определенияи внесения платы, а также правильности оформления и представления отчетности по оплате, выполняют территориальные органы Федеральной службы по природопользованию. Согласно информации Управления Росприроднадзора по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №, ООО «Мост» в ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) не представляло. Исходя из положения главы II Методических рекомендаций, плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются, в том числе, юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В случае заключения договора аренды источника (объекта) негативного воздействия, плательщиком платы является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее, тем самым, негативное воздействие на окружающую среду. Плата за негативное воздействие па окружающую среду - это индивидуально-возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на окружающую среду, производимого в результате хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. В соответствии со ст.51, ст. 57, ст. 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за негативное воздействие подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу 20 процентов; в бюджет Иркутской области по нормативу 40 процентов; в бюджет муниципального образования «город Иркутск» по нормативу 40 процентов. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. К основным принципам охраны окружающей среды, в соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона, в частности, относятся: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду. Поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного ООО «Мост» расчета такой платы и его представления в Управление Росприроднадзора по Иркутской области своим бездействием, выразившемся в том, что ООО «Мост» не произвело расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушены интересы Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», нарушение интересов которых заключается в том, что бюджеты Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск» не дополучают суммы, являющиеся статьей формирования существующих бюджетов. В связи с чем, Российская Федерация, Иркутская область и муниципальное образование «город Иркутск» не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, ее невнесение является, также, нарушением требований федерального законодательства, предписывающего обязательность внесения данной платы. Исковое заявление подано также, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, которые заключаются в следующем. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию и состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Осуществляя выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ООО «Мост» оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Не производя расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не внося такую плату, ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды, как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушает права граждан, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды». В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре. Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений подведомственны судам общей юрисдикции.Прокурор Ленинского района г. Иркутскапроситобязать ООО «Мост» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставить данный расчет в Управление Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Иркутской области в месячный срок с момента вступления в силу решения суда. Прокурор Аксаментов В.Н. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении, просил их удовлетворить. Представитель ответчика ООО «Мост» в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель 3-го лица Управления Росприроднадзора по Иркутской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ. Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В судебном заседании установлено, что прокуратурой Ленинского района г. Иркутска проведена проверка исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха, по результатам которой установлены нарушения действующего законодательства ООО «Мост». В ходе проверки установлено, что ООО «Мост» осуществляет деятельность по розничной торговле, а именно по адресу <адрес> расположен рынок из торговых киосков, принадлежащий указанной организации. Согласно информации Комитета по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска ООО «Мост» не имеет договора на вывоз ТБО на ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Мост» является действующей организацией, осуществляющей размещение отходов производства и потребления, являющихся видами негативного воздействия на окружающую среду. В силу с п.2 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ, размещение отходов производства и потребления относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду. Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ « Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. В силу ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 23 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него, за размещение отходов с юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 12.02.2007 № 04-09/170 плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством. Из содержания Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» следует, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду. Плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия, каждого объекта размещения отходов. В соответствии с Указом Президента РФ от 23.06.2010 № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» в связи с передачей Федеральной службе по надзору в сфере природопользования полномочий в части, касающейся ограничения техногенного воздействия, функции по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Росприроднадзор. В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода устанавливается не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал. В соответствии с п. 1 Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.09.2007 № 626, функции администраторов платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также установления порядка проверки представляемых плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчетов платы, применения единого порядка определения и внесения платы, а также правильности оформления и представления отчетности по оплате, выполняют территориальные органы Федеральной службы по природопользованию. Согласно информации Управления Росприроднадзора по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Мост» в ДД.ММ.ГГГГ г. и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) не представляло. Исходя из положения главы II Методических рекомендаций, плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются, в том числе, юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В случае заключения договора аренды источника (объекта) негативного воздействия, плательщиком платы является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее, тем самым, негативное воздействие на окружающую среду. Плата за негативное воздействие на окружающую среду - это индивидуально-возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на окружающую среду, производимого в результате хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. В соответствии со ст.51, ст. 57, ст. 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за негативное воздействие подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу 20 процентов; в бюджет Иркутской области по нормативу 40 процентов; в бюджет муниципального образования «город Иркутск» по нормативу 40 процентов. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. К основным принципам охраны окружающей среды, в соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона, в частности, относятся: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду. Поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного ООО «Мост» расчета такой платы и его представления в Управление Росприроднадзора по Иркутской области, ООО «Мост» своим бездействием, выразившемся в том, чтоООО «Мост» не произвело расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушило интересы Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», нарушение интересов которых заключается в том, что бюджеты Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск» не дополучают суммы, являющиеся статьей формирования существующих бюджетов. В связи с чем, Российская Федерация, Иркутская область и муниципальное образование «город Иркутск» не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, ее невнесение является, также, нарушением требований федерального законодательства, предписывающего обязательность внесения данной платы. Кроме того, в соответствии со ст. 42 КонституцииРФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право наблагоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.Осуществляя выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ООО «Мост» оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Не производя расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не внося такую плату, ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушает права граждан, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды». В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 22 ГПК РФ исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений подведомственны судам общей юрисдикции. Судом установлено, что ООО «Мост» не произвело расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем нарушило интересы Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», поскольку Российская Федерация, Иркутская область и муниципальное образование «город Иркутск» не имеют возможности направлять денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, ее невнесение является, также нарушением требований федерального законодательства, предписывающего обязательность внесения данной платы. Осуществляя выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ООО «Мост» оказывает негативное воздействие на окружающую среду, связи с чем, исковые требования прокурора Ленинского района г. Иркутска обоснованы и подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ленинского района г. Иркутска удовлетворить. Обязать ООО «Мост» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», предоставить данный расчет в Управление Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Иркутской области в месячный срок с момента вступления в силу решения суда. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд г. Иркутска через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней. Судья Е.М.Жилкина