РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 06 сентября 2011 года Ленинский районный суд г. Иркутск в составе председательствующего судьи Батаен М.В., при секретаре Финогеновой А.О., с участием прокурора Поповой Ж.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1979/11 по иску прокурора Ленинского района в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Вега» об обязании произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, УСТАНОВИЛ: В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Ленинского района г. Иркутска проведена проверка исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха, по результатам которой установлены нарушения действующего законодательства обществом с ограниченной ответственностью «Вега». В ходе проверки установлено, что ООО «Вега» осуществляет деятельность по розничной торговле, а именно по адресу <адрес> расположен торговый киоск, принадлежащий указанной организации. Согласно информации Комитета по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска ООО «Вега» не имеет договора на вывоз ТБО на 2011 год. Как установлено, ООО «Вега» является действующей организацией, осуществляющей размещение отходов производства и потребления, являющихся видом негативного воздействия на окружающую среду. Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ, размещение отходов производства и потребления, в соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду. Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным. В силу ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 23 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Оботходах производства и потребления» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него, за размещение отходов с юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от *** г. № ***, плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством. Об охране окружающей среды». Прокурор просит обязать ООО «Вега» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставить данный расчет в Управление Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области в месячный срок с момента вступления в силу решения суда. В судебном заседании прокурор Попова Ж.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика ООО «Вега» в судебное заседание не явился, судебная повестка направлена ответчику по последнему известному месту нахождения, согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Из имеющегося в материалах дела рапорта УУП ОП-10 УМВД России по г. Иркутску установлено, что по данному адресу на момент выездов организация не находится. В соответствии с требованиями Закона о регистрации юридических лиц, юридические лица обязаны регистрировать изменение своего места нахождения. Ответчик никаких изменений о своем месте нахождения в ЕГРЮЛ, не вносил, в связи с чем, суд полагает, что его местом нахождения является адрес, указанный в выписке из ЕГРЮЛ. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного судом в порядке ст. 119 ГПК РФ. Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, сведения о причинах неявки им не представлены, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица в порядке ст. 167 ГПК РФ. Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела и оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района г.Иркутска проведена проверка исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха, по результатам которой установлены нарушения действующего законодательства Обществом с ограниченной ответственностью «Вега». В ходе проверки установлено, что ООО «Вега» осуществляет деятельность по розничной торговле, а именно по адресу: <адрес> расположен торговый киоск, принадлежащий указанной организации. ООО «Вега» действующая организация, осуществляющая размещение отходов производства и потребления, являющихся видами негативного воздействия на окружающую среду. По сообщению Комитета по управлению Ленинским округом Администрации г.Иркутска от *** г. № ***, ООО «Вега» - юридический адрес: <адрес>; фактический адрес: <адрес> вид деятельности - розничная торговля; не имеет договора на вывоз ТБО на 2011 год. Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, размещение отходов производства и потребления относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду согласно п.2 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. В силу ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 23 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него, за размещение отходов с юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.02.2007 № 04-09/170 плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством. Из содержания Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду. Плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия, каждого объекта размещения отходов. В соответствии с Указом Президента РФ от 23.06.2010 № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» в связи с передачей Федеральной службе по надзору в сфере природопользования полномочий в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, функции по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Росприроднадзор. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. По сообщению Управления Росприроднадзора по Иркутской области от *** г. № ***, ООО «Вега» в 2010 г. и 1 кв. 2011 года расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) не представляло. Статьями 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены нормативы распределения платы за негативное воздействие на окружающую среду между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в размере: - 20% - в федеральный бюджет; - 40% - в бюджеты субъектов Российской Федерации; - 40% - в бюджеты муниципальных районов и городских округов. Суммы платы подлежат зачислению в полном объеме единым платежом на счета территориальных органов Федерального казначейства с последующим распределением между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в установленном порядке. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. К основным принципам охраны окружающей среды, в соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона, в частности, относятся: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду. Поскольку, плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного расчета платы и его представления в Управление Росприроднадзора по Иркутской области, ООО «Вега» своим бездействием, выразившемся в непредставлении указанного расчета платы, нарушило интересы Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск». Нарушение интересов указанных лиц заключается в том, что бюджеты Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск» не дополучают суммы, являющиеся статьей формирования существующих бюджетов. В связи с чем, Российская Федерация, Иркутская область и муниципальное образование «город Иркутск» не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, ее невнесение является, также, нарушением требований федерального законодательства, предписывающего обязательность внесения данной платы. Кроме того, в соответствии со ст. 42 КонституцииРФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право наблагоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера и на возмещение вреда окружающей среде.Не производя расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, и не внося такую плату, ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ООО «Вега» не производя расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, и как следствие, не внося указанную плату, зачисление которой подлежит в бюджеты разных уровней, препятствует принятию со стороны государства финансовых мер, направленных на предотвращение вреда, причиненного природной среде и здоровью человека в результате деятельности ответчика, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, в связи с чем, исковые требования прокурора Ленинского района г.Иркутска обоснованы и подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ленинского района г. Иркутска удовлетворить. Обязать ООО «Вега» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», предоставить расчет платы за негативное воздействие в Управление Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области в месячный срок с момента вступления в силу решения суда. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд г. Иркутска через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней. Судья М.В. Батаен