о возмещении иущерба за нарушение природоохраннного законодательства



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 сентября 2011 года Ленинский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего Хамди Е.В., при секретаре судебного заседания Орловой М.А., с участием прокурора Буриловой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2105/11 по иску прокурора Ленинского района г.Иркутска в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», в защиту интересов прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Багульник» об обязании произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, предоставлении расчета,

УСТАНОВИЛ:

В иске прокурор указал следующее: прокуратурой Ленинского района г.Иркутска проведена проверка исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха, по результатам которой установлены нарушения действующего законодательства обществом с ограниченной ответственностью «Багульник». В ходе проверки установлено, что ООО «Багульник» осуществляет деятельность по розничной торговле, а именно по адресу <адрес>, расположен магазин, принадлежащий указанной организации. Согласно информации Комитета по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска ООО «Багульник» не имеет договора на вывоз ТБО ДД.ММ.ГГГГ год. Как установлено, ООО «Багульник» является действующей организацией, осуществляющей размещение отходов производства и потребления, являющихся видом негативного воздействия на окружающую среду. Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ, размещение отходов производства и потребления, в соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду. Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным. В силу ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 23 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Оботходах производства и потребления» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него, за размещение отходов с юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 12.02.2007 № 04-09/170, плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством. Из содержания Приказа Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» следует, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду. Плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия, каждого объекта размещения отходов. В соответствии с Указом Президента РФ от 23.06.2010 № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» в связи с передачей Федеральной службе по надзору в сфере природопользования полномочий в части, касающейся ограничения техногенного воздействия, функции по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Росприроднадзор. В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 №557 «Об установлении платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода устанавливается не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал. В соответствии с п.1 Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утвержденных приказом Федеральной службы, по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.09.2007г. №626 (далее Методические рекомендации), функции администраторов платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также установления порядка проверки представляемых плательщиками платы за негативное воздействие па окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчетов платы, применения единого порядка определения и внесения платы, а также правильности оформления и представления отчетности по оплате, выполняют территориальные органы Федеральной службы по природопользованию. Согласно информации Управления Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ООО «Багульник» в ДД.ММ.ГГГГ. и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) не представляло. Исходя из положения главы II Методических рекомендаций, плата за негативное воздействие на окружающую среду - это индивидуально-возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на окружающую среду, производимого в результате хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. В соответствии со ст.51, ст.57, ст.62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу 20 процентов; в бюджет Иркутской области по нормативу 40 процентов; в бюджет муниципального образования «город Иркутск» по нормативу 40 процентов. Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. К основным принципам охраны окружающей среды, в соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона, в частности, относятся: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду. Поскольку, плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного ООО «Багульник» расчета такой платы и его представления в Управление Росприроднадзора по Иркутской области своим бездействием, выразившемся в том, что ООО «Багульник» не произвело расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушены интересы Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», нарушение интересов которых заключается в том, что бюджеты Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск» не дополучают суммы, являющиеся статьей формирования существующих бюджетов. В связи с чем, Российская Федерация, Иркутская область и муниципальное образование «город Иркутск» не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, ее невнесение является также нарушением требований федерального законодательства, предписывающего обязательность внесения данной платы. Исковое заявление подано также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, которые заключаются в следующем. Осуществляя выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «Багульник» оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Не производя расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, и не внося такую плату, ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушает права граждан, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Прокурор Ленинского района г.Иркутска в иске просит обязать ООО «Багульник» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставить данный расчет в Управление Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области в месячный срок с момента вступления в силу решения суда.

В судебном заседании прокурор Бурилова Н.С. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «Багульник» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, сведений об уважительности причин неявки суду не представил, не просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области по доверенности Вотто И.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, о чем в деле имеется уведомление о получении судебной повестки, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, обсудив неявку в судебное заседание представителя ответчика ООО «Багульник», извещенного надлежаще, не представившего суду сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке ст. 233 ГПК РФ в заочном производстве.

Обсудив неявку третьего лица, извещенного о времени и месте судебного заседания, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в его отсутствие при наличии поступившего заявления.

Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела и оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района г.Иркутска проведена проверка исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха, по результатам которой установлены нарушения действующего законодательства Обществом с ограниченной ответственностью «Багульник».

В ходе проверки установлено, что ООО «Багульник» осуществляет деятельность по розничной торговле, а именно по адресу: <адрес> расположен магазин, принадлежащий указанной организации. ООО «Багульник» действующая организация, осуществляющая размещение отходов производства и потребления, являющихся видами негативного воздействия на окружающую среду.

По сообщению Комитета по управлению Ленинским округом Администрации г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ , ООО «Багульник» (юридический адрес: <адрес>; фактический адрес: <адрес>; вид деятельности - розничная торговля) не имеет договора на вывоз ТБО на ДД.ММ.ГГГГ.

Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, размещение отходов производства и потребления относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду согласно п.2 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

В силу ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 23 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него, за размещение отходов с юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.02.2007 № 04-09/170 плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством.

Из содержания Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду. Плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия, каждого объекта размещения отходов.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23.06.2010 № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» в связи с передачей Федеральной службе по надзору в сфере природопользования полномочий в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, функции по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Росприроднадзор.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

По сообщению Управления Росприроднадзора по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ , ООО «Вега» в ДД.ММ.ГГГГ. и 1 ДД.ММ.ГГГГ года расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) не представляло.

Статьями 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ установлены нормативы распределения платы за негативное воздействие на окружающую среду между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в размере: 20% - в федеральный бюджет; 40% - в бюджеты субъектов Российской Федерации; 40% - в бюджеты муниципальных районов и городских округов. Суммы платы подлежат зачислению в полном объеме единым платежом на счета территориальных органов Федерального казначейства с последующим распределением между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в установленном порядке.

Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

К основным принципам охраны окружающей среды, в соответствии со ст.3 указанного Федерального закона, в частности, относятся: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.

Поскольку, плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного расчета платы и его представления в Управление Росприроднадзора по Иркутской области, ООО «Багульник» своим бездействием, выразившемся в непредставлении указанного расчета платы, нарушило интересы Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск». Нарушение интересов указанных лиц заключается в том, что бюджеты Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск» не дополучают суммы, являющиеся статьей формирования существующих бюджетов. В связи с чем, Российская Федерация, Иркутская область и муниципальное образование «город Иркутск» не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, ее невнесение является, также, нарушением требований федерального законодательства, предписывающего обязательность внесения данной платы.

Кроме того, в соответствии со ст. 42 КонституцииРФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право наблагоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера и на возмещение вреда окружающей среде.Не производя расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, и не внося такую плату, ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В силу ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что ООО «Багульник» не производя расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, не внося указанную плату, зачисление которой подлежит в бюджеты разных уровней, препятствует принятию со стороны государства финансовых мер, направленных на предотвращение вреда, причиненного природной среде и здоровью человека в результате деятельности ответчика, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, в связи с чем, исковые требования прокурора Ленинского района г.Иркутска обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Иркутска удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Багульник» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставить данный расчет в Управление Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области в месячный срок с момента вступления в силу решения суда

Решение может быть обжаловано в Иркутский Областной суд через Ленинский районный суд г.Иркутска в течение десяти дней.

Ответчик ООО «Багульник» может подать в Ленинский районный суд г.Иркутска заявление об отмене заочного решения в течение семи дней с момента получения мотивированного решения суда.

Судья:                                                                                                         Е.В. Хамди