РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 сентября 2011 года Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Батаен М.В., при секретаре Финогеновой А.О., с участием прокурора Брянской Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1826/11 по иску прокурора Куйбышевского района г. Иркутска в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «ТрансСтрой» о признании бездействия незаконным, обязании произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, УСТАНОВИЛ: В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что ООО «ТрансСтрой», ИНН № ***, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ***** г. № *** с ***** г. осуществляет вспомогательную деятельность железнодорожного транспорта: торговля автотранспортным средствами, транспортная обработка грузов и хранение. Юридический адрес: <адрес>. В силу ст. 23 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Оботходах производства и потребления» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него, за размещение отходов с юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ, размещение отходов производства и потребления, в соответствии с п.2 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» относятся в видам негативного воздействия на окружающую среду. Согласно п.1 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении платы за негативное воздействие на окружающую среду» срок уплаты по итогам отчетного периода устанавливается не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал. В соответствии с письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области от ***** г.. № ***, от ***** г. № *** расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО «ТрансСтрой» за 2010г. не производило, вследствие чего ООО «ТрансСтрой» имеет задолженность по плате за негативное воздействие за 2010г. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, осуществляющим на территории РФ выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, а также размещение отходов производства и потребления. Плательщик производит исчисление и уплату отдельно по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия. Поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного ООО «ТрансСтрой» расчета такой платы и его представления в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области, своим бездействием, выразившимся в том, что ООО «ТрансСтрой» не произвело расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушены интересы РФ, Иркутской области, муниципального образования г. Иркутск, которые заключаются в том, что бюджеты РФ, Иркутской области, муниципального образования г. Иркутск не дополучают суммы, являющимися статьей формирования соответствующих бюджетов. В связи с чем Российская Федерация, Иркутская область и муниципальное образование г. Иркутск не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и как следствие, ее невнесение является также нарушением федерального законодательства, предписывающего обязательное внесение данной платы. Просит признать бездействие ООО «ТрансСтрой», ИНН № ***, по не произведению в течение 2010 года расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду незаконным; обязать ООО «ТрансСтрой», ИНН № *** произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010г. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу и предоставить его в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области. В судебном заседании прокурор Брянская Н.П. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Ответчик ООО «ТрансСтрой» в лице своего представителя всудебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, об уважительных причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ. Третье лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области в лице своего представителя в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, сведения о причинах неявки ими не представлены, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ. Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела и оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью «ТрансСтрой», ИНН № ***, юридический адрес: <адрес>, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ***** г. № *** с ***** г. осуществляет вспомогательную деятельность железнодорожного транспорта; дополнительные виды деятельности - торговля транспортными средствами, транспортная обработка грузов и хранение, хранение и складирование, прочая вспомогательная деятельность автомобильного транспорта, организация перевозок грузов, почтовая и курьерская деятельность, покупка и продажа собственного жилого недвижимого имущества, покупка и продажа собственных нежилых зданий и помещений, предоставление прочих услуг. Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, размещение отходов производства и потребления относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду согласно п.2 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. В силу ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 23 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него, за размещение отходов с юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.02.2007 № 04-09/170 плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством. Из содержания Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду. Плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия, каждого объекта размещения отходов. В соответствии с Указом Президента РФ от 23.06.2010 № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» в связи с передачей Федеральной службе по надзору в сфере природопользования полномочий в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, функции по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Росприроднадзор. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. По сообщению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области от ***** г. № ***, от ***** г. № ***, предприятие - природопользователь ООО «ТрансСтрой», ИНН № ***, имеет задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), расчеты платы за НВОС не представляет. По сообщению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска от ***** г. № ***, последняя бухгалтерская и налоговая отчетность ООО«ТрансСтрой», ИНН № *** была представлена за 2 квартал 2011 года. Информация о движении денежных средств по банковским счетам отсутствует. У предприятия имеется задолженность по денежным штрафам непредставление бухгалтерской отчетности за 1 квартал 2011 года в размере <данные изъяты>. данное предприятие находится в стадии <данные изъяты> Статьями 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены нормативы распределения платы за негативное воздействие на окружающую среду между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в размере: - 20% - в федеральный бюджет; - 40% - в бюджеты субъектов Российской Федерации; - 40% - в бюджеты муниципальных районов и городских округов. Суммы платы подлежат зачислению в полном объеме единым платежом на счета территориальных органов Федерального казначейства с последующим распределением между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в установленном порядке. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. К основным принципам охраны окружающей среды, в соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона, в частности, относятся: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду. Поскольку, плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного расчета платы и его представления в Управление Росприроднадзора по Иркутской области, ООО «ТрансСтрой» своим бездействием, выразившемся в непредставлении указанного расчета платы, нарушило интересы Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск». Нарушение интересов указанных лиц заключается в том, что бюджеты Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск» не дополучают суммы, являющиеся статьей формирования существующих бюджетов. В связи с чем, Российская Федерация, Иркутская область и муниципальное образование «город Иркутск» не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, ее невнесение является, также, нарушением требований федерального законодательства, предписывающего обязательность внесения данной платы и производства ее расчета. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду должен быть произведен и впоследствии представлен в Управление Росприроднадзора по Иркутской области независимо от того, осуществляет ли юридическое лицо в настоящее время основной вид деятельности, дополнительный вид деятельности или не осуществляет деятельности вообще. Кроме того, в соответствии со ст. 42 КонституцииРФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право наблагоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера и на возмещение вреда окружающей среде.Не производя расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, и не внося такую плату, ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ООО «ТрансСтрой» не производя расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, и как следствие, не внося указанную плату, зачисление которой подлежит в бюджеты разных уровней, препятствует принятию со стороны государства финансовых мер, направленных на предотвращение вреда, причиненного природной среде и здоровью человека в результате деятельности ответчика, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, в связи с чем, исковые требования прокурора Куйбышевского района г.Иркутска обоснованы и подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Куйбышевского района г. Иркутска удовлетворить. Признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «ТрансСтрой» по не произведению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в течение 2010 года, незаконным. Обязать общество с ограниченной ответственностью «ТрансСтрой»произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда, предоставить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд г. Иркутска через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней. Судья М.В. Батаен