РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 июня 2011 года Ленинский районный суд г.Иркутска в составе судьи Якушенко И.С., при секретаре Аксеновой О.А., с участием истца Крапива АГ, представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска Ульянова ММ, действующей на основании доверенности от 25.01.2011г. № ГК-09/06, представителя третьего лица Открытого акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Иркут» Лаликина АА, действующей на основании доверенности №142-И от 18 мая 2011г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1418-11 по иску Крапива АГ к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска о признании решения незаконным, включении в стаж периодов работы, назначении пенсии УСТАНОВИЛ: В суд к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска с иском о признании решения незаконным, включении в стаж периодов работы, назначении пенсии обратился Крапива А.Г., мотивируя свои требований тем, что решением УПФР в Ленинском районе г.Иркутска от 18.04.2011 года ему было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в связи с недостаточностью страхового стажа на соответствующих видах работ. При этом не были включены в страховой стаж на соответствующих видах работы периоды с 01.04.1997г. по 24.12.2002г., с 0101.2003 по 30.12.2003г., с 01.01.2004г. по 26.12.2004г., с 01.01.2005г. по 18.08.2005г. в должности слесаря по вооружению ИАЗ - филиала ОАО Корпорация «Иркут», поскольку документально не доказана работа в гражданской авиации. В судебном заседании Крапива А.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика Ульянова М.М. исковые требования не признала, пояснив суду, что в связи с принятием Воздушного кодекса РФ, ОАО НПК «Иркут» отнесено к предприятиям экспериментальной авиации. Представитель привлечённого в качестве третьего лица ОАО НПК «Иркут» Лаликина А.А. исковые требования поддержала, пояснив суду, что ОАО НПК «Иркут» имеет в структуре летно-испытательное подразделение, включающее в себя аэродром «Иркутск-2» и наряду с деятельностью в области экспериментальной авиации ОАО НПК «Иркут» осуществляло ранее и в настоящее время осуществляет деятельность в области гражданской авиации. Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии со ст.39 Конституции РФ, каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту. В соответствии с п.15 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается досрочно мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет. Согласно п.2 ст.27 указанного Закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459. В соответствии со Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, право на досрочную пенсию за выслугу лет имеют авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно - летных отрядах учебных заведений авиации. В соответствии с Приложением № 3 к Инструктивному письму Министерства социального обеспечения РСФСР от 31.01.1989 г. № 1-18-И «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения за выслугу лет отдельных категорий работников гражданской авиации и летно-испытательного состава», в перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, включены, в том числе, должности слесаря по вооружению и слесаря по ремонту агрегатов. Судом установлено, что решением УПФР в Ленинском районе г.Иркутска от 18.04.2011 года № Крапиве А.Г. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии ввиду отсутствия требуемого страхового стажа на соответствующих видах работ. В стаж не засчитаны периоды работы с 01.04.1997г. по 24.12.2002г., с 01.01.2003 по 30.12.2003г., с 01.01.2004г. по 26.12.2004г., с 01.01.2005г. по 18.08.2005г., поскольку документально не доказана работа в гражданской авиации и стаж не подтвержден данными индивидуального (персонифицированного) учета. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Согласно трудовой книжке истца, 01.03.1992 года он был переведен слесарем по вооружению, 02.02.1999 года переведен в цех 16 слесарем-ремонтником занятый на установках и работах с применением масла АМГ-10, 13.10.1999 года переведен в цех 10 слесарем ремонтником, 01.02.2002 года переведен в отдел 546 слесарем-ремонтником, 18.08.2005 года уволен по собственному желанию. Также суду представлена справка ОАО «НПК «Иркут» от 22.06.2011 года, согласно которой Крапива А.Г. с 20.08.1976 года по 01.02.1999 года работал слесарем по вооружению и с 02.02.1999 года по 13.10.1999 года слесарем-ремонтником, занятым на установке и работах с применением масла АМГ-10 в летно-испытательном подразделении ОАО «ИАПО» и был непосредственно занят на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. На основании приказа МАП №205 от 21.04.1989 г. Иркутский авиационный завод переименован в Иркутское авиационное производственное объединение - ИАПО, на основании Распоряжения Иркутского агентства госимущества №138-АК от 1.03.1993 г.- в АООТ «Иркутское авиационное производственное объединение», на основании Решения регистрационной палаты администрации г.Иркутска от 13.11.1997 г. №1824-ИРП - в ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение», на основании Решения внеочередного общего собрания акционеров ОАО «ИАПО» от 27.12.2002 г. - в ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут». В соответствии с Решением внеочередного общего собрания акционеров, Протокол №19 от 16.01.2004 г., изменен юридический адрес организации, новый адрес: г.Москва, Новоалексеевская, 13, стр. 1; в г.Иркутске образован филиал ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» - Иркутский авиационный завод. В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» судам следует иметь в виду, что, поскольку в силу пункта 3 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохраняются действовавшие до дня вступления в силу данного Федерального закона условия и нормы установления пенсий летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми до вступления в силу названного Федерального закона, работникам летно-испытательного состава, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, независимо от ведомственной принадлежности предприятий, организаций и учреждений, в которых они работают, может быть назначена пенсия за выслугу лет на основании Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 года N 384 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1992 года N 577. В соответствии с Определением Конституционного суда № 2-П от 29.01.2004г. при оценке пенсионных прав застрахованных лиц до даты вступления в силу Федерального Закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» может применяться порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначений и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу указанного закона. В соответствии с Разъяснениями Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.09.2005г. №2694-19, работникам инженерно-технического состава авиации, занятым на работах по обслуживанию воздушных судов, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, можно засчитать период их работы по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых во вне аэродромных условиях, в специально оборудованы помещениях) до вступления в силу Воздушного кодекса РФ без требования, что обслуживаемые ими суда являются судами гражданской авиации. Уставом ОАО «НПК «Иркут» предусмотрены также следующие виды деятельности, отнесённые к гражданское авиации, а именно: перевозка воздушным транспортом грузов, пассажиров, обслуживание судов, отнесённых как к военной, так и к гражданской авиации, обеспечение посадки и взлёта воздушных судов, в том числе и гражданских; аэропортовая деятельность и другие виды деятельности. Кроме того, осуществление ОАО «НПК «Иркут» деятельности, относящейся к гражданской авиации также подтверждается представленными суду сертификатом эксплуатанта от 30.10.2000 года, сертификатами соответствия о соответствии деятельности ОАО «НПК «Иркут» требованиям законодательства РФ по гражданской авиации. Таким образом, оценив представленные письменные доказательства, пояснения истца, суд приходит к выводу, что характер выполняемой работы и условия труда истца не менялись как на протяжении периода включенного в льготный стаж, так и на протяжении периода, требование о включении которого заявлено истцом, т.е. истец работал по специальности в условиях, которые отнесены законом к числу работ, дающих право на льготную пенсию, и отсутствие в исследованных судом документах данных о том, что истец работал именно в гражданской авиации, при подтверждении его работы в должностях дающих право на досрочное назначение пенсии, не должно нарушать его право на получение досрочной пенсии за выслугу лет, в связи с чем решение УПФР в Ленинском районе г.Иркутска об отказе в назначении пенсии является незаконным и спорные периоды работы Крапивы А.Г. подлежат включению в специальный стаж работ, занятость на которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку иное применение законодательства являлось бы нарушением правовой определённости и связанной с ней предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимой для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет реализовано. Суд так же приходит к выводу, что отсутствие подтверждения спорного периода работы данными индивидуального (персонифицированного) учёта не может служить основанием для отказал во включении периода в льготный стаж работы, поскольку обязанность предоставлять данные в пенсионный фонд возложена на работодателя, а не выполнение последним своих обязанностей не может служить основанием для ущемления законных прав работника. В соответствии с решением УПФР в Ленинском районе г.Иркутска от 18.04.2011 года, стаж Крапивы А.Г. на соответствующих видах работ составляет 20 лет 7 месяцев 11 дней, при требуемом не менее 20 лет в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, и страховой стаж работы в гражданской авиации составляет 22 года 2 месяца 8 дней, при требуемом 25 лет. Таким образом, с учетом включения в стаж работы в гражданской авиации периодов с 01.04.1997г. по 24.12.2002г., с 0101.2003 по 30.12.2003г., с 01.01.2004г. по 26.12.2004г., с 01.01.2005г. по 18.08.2005г. (8 лет 4 месяца 5дней), страховой стаж Крапивы А.Г. в гражданской авиации составляет 30 лет 6 месяцев 13 дней, при требуемом 25 лет. Согласно п.1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). При этом в силу требований п.2 указанной статьи днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. Из решения об отказе в установлении пенсии следует, что истец обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости 14.04.2011 года. Анализ фактических обстоятельств по делу позволяет суду сделать вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании решения незаконным, включении в стаж периодов работы, назначении пенсии. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Крапива АГ удовлетворить. Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутске № от 18.04.2011г. незаконным. Включить в трудовой стаж для назначения трудовой пенсии периоды работы с 01.04.1997г. по 24.12.2002г., с 01.01.2003 по 30.12.2003г., с 01.01.2004г. по 26.12.2004г., с 01.01.2005г. по 18.08.2005г. в должности слесаря по вооружению ИАЗ - филиала ОАО Корпорация «Иркут». Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска назначить Крапива АГ пенсию с 14 апреля 2011г. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней. Судья И.С. Якушенко