о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, понуждении передать земельный участок в собственность



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    27 сентября 2011 Ленинский районный суд г.Иркутска в составе судьи Самсоновой О.В., при секретаре судебного заседания Олзоевой С.И., с участием истца Басько В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2320\ 11 по иску Басько В.В., Мертвецовой Л.В. к Администрации г.Иркутска о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным.

УСТАНОВИЛ:

Басько В.В., Мертвецова Л.В. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации г.Иркутска о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, возложении обязанности принять решение по заявлению о предоставлении участка в собственность.

В обосновании исковых требований указано, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону они являются собственниками дома <адрес> Принадлежащий им дом расположен на земельном участке площадью 838 кв. м., который принадлежал предыдущему собственнику на основании договора о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование под строительство жилого дома. После оформления прав на жилой дом они обратились в Администрацию г.Иркутска с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в их собственность под эксплуатацию жилого дома. 08.07.2011 г. им был выдан письменный отказ в предоставлении земельного участка по причине расположения участка в границах красных линий. Данный отказ считают незаконным. ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований при которых приватизация земельных участков невозможна. Однако письменный отказ Администрации г.Иркутска не содержит ни одно из предусмотренных законом оснований. Кроме того, соседние земельные участки были предоставлены в собственность граждан без каких-либо ограничений. Просят суд признать незаконным отказ Администрации г.Иркутска в предоставлении в собственность земельного участка, возложить на Администрацию г.Иркутска обязанность принять решение по заявлению истцов о предоставлении земельного участка в собственность.

В судебном заседании истец Басько В.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в заявлении, суду пояснил, что они собрали все документы, необходимые для приватизации спорного земельного участка, прошли все согласования, но в предоставлении участка в собственность им было отказано по причине нахождения участка в границах красных линий. Однако как ему неофициально пояснили, что эти красные линии не утверждены в установленном законом порядке.

Истец Мертвецова Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте извещена, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель Администрации г.Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором не возражал против удовлетворения исковых требований.

Обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Ст. 254 ГПК РФ устанавливает, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

В судебном заседании установлено, что Мертвецова Л.В. и Басько В.В. являются собственниками жилого дома <адрес>, что подтверждается свидетельствами о регистрации права от ***г.

Установлено, что изначально истцы обращались в Администрацию г.Иркутска за утверждением схемы земельного участка по адресу <адрес> площадью 975 кв. м.

Впоследствии границы участка были откорректированы и Администрацией г.Иркутска решался вопрос о предоставлении истцам в собственность земельного участка площадью 838 кв. м.

Решением Администрации г.Иркутска от ***г. истцам было отказано в предоставлении в собственность земельного участка площадью 838 кв.м. по <адрес>

Оспариваемое решение было вынесено 08.07.2011 г., с иском в суд истцы обратился 01.08.2011 г., т.е. установленный ст. 256 ГПК РФ срок обращения в суд с данным иском ими не пропущен.

В обосновании решения от 08.07.2011 г. Администрация г.Иркутска ссылается на то, что спорный земельный участок расположен в границах красных линий.

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Согласно п. 5, 6, 7 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии со п. 13 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствии с пп. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Согласно п. 3.8, 4.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ (РДС 30-201-98), принятой Постановлением Госстроя РФ от 6 апреля 1998 г. N 18-30 красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; в проектах инженерно-транспортных коммуникаций; при инвентаризации земель в поселениях; при установлении границ землепользований; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения.

Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000.

В силу п. 5 ст.45 Градостроительного кодекса органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

В соответствии с Положением о Комитете по градостроительной политике Администрации г.Иркутска, утв. Распоряжением мэра г.Иркутска от 01.09.2008 года N 031-10-1041/8 Комитет проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям.

Согласно Положению о Департаменте архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска, утв. Распоряжением мэра г.Иркутска от 01.09.2008 года N 031-10-1041/8 Департамент согласовывает землеустроительную документацию в пределах своей компетенции.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 25.08.2010 г. Комитетом по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку Администрации г.Иркутска была утверждена схема расположения земельного участка, расположенного по <адрес> площадью 838 кв.м.

При этом установлено, что материалы межевого плана спорного земельного участка, согласованные Департаментом архитектуры и градостроительства Комитета по градостроительной политике Администрации г.Иркутска не содержат каких-либо сведений о нахождении спорного участка в границах красных линий.

Более того, судом был исследован корректурный лист Департамента архитектуры и градостроительства Комитета по градостроительной политике от 02.03.2010 г., однако данный документ, также не содержит каких-либо сведений о наличии красных линий в границах спорного участка. Согласно приложению данного листа - площадь согласованного спорного земельного участка - 837,52 кв.м.

Представленный ситуационный план, содержащий сведения о нахождении спорного участка в границах красных линий, не принимается судом во внимание, поскольку данный план не утвержден в установленном законом порядке, соответственно, он не может действовать совместно с Генеральным планом г.Иркутска и подтверждать нахождение красных линий в границах спорного земельного участка.

Таким образом, в нарушении ст. 249 ГПК РФ, Администрацией г.Иркутска не было представлено доказательств, подтверждающих нахождение спорного участка в границах красных линий, а соответственно, и доказательств, подтверждающих законность оспариваемого решения.

Давая оценку представленным доказательствам в совокупности их взаимной связи, суд приходит к выводу, что решение Администрации г.Иркутска от 8.07.2011 об отказе истцам в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по <адрес> является незаконным, соответственно, исковые требования в этой части обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление об оспаривании решения органа государственной власти органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно п. 28 Постановление Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.

Поскольку требование истцов о признании незаконным отказа Администрации г.Иркутска в предоставлении в собственность земельного участка от 08.07.2011 г. удовлетворено, то согласно с п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, принимает решение об обязывании Администрации г.Иркутска устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод истцов, а именно обязывании принять решение по заявлению Басько В.В. и Мертвецовой Л.В. о предоставлении им в собственность земельного участка, расположенного по <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства в установленный законом срок.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

      Иск Басько В.В., Мертвецовой Л.В. удовлетворить.

      Признать незаконными отказ Администрации г.Иркутска от 8.07.2011 в предоставлении в собственность Басько В.В. и Мертвецовой Л.В. земельного участка, расположенного по <адрес>

       Обязать Администрацию г.Иркутска принять решение по заявлению Басько В.В. и Мертвецовой Лидии Васильевны о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства в установленный законом срок.

      Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней.

Судья                                                                                 Самсонова О.В.