об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    27 сентября 2011 года Ленинский районный суд г.Иркутска в составе судьи Самсоновой О.В., при секретаре судебного заседания Олзоевой С.И., с участием представителя истца Трофимова В.А., действующего по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2340\11 по иску Докторович Ю.Р. к Администрации г.Иркутска о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка незаконным.

УСТАНОВИЛ:

Докторович Ю.Р. обратился в суд с иском к Администрации г.Иркутска о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, обязывании предоставить земельный участок в собственность.

В обосновании исковых требований указано, что он является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке по <адрес> Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку Администрации г. Иркутска от 13.07.2011 г. ему было отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка под эксплуатацию принадлежащего жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, так как Комитетом по градостроительной политике Администрации г. Иркутска была предоставлена информация о расположении данного земельного участка в границах красных линий. Однако каких-либо документов, подтверждающих невозможность предоставления спорного земельного участка ему в собственность, а также документов, подтверждающих, что участок находится в границах красных линий представлено не было. Просит суд признать незаконным решение Администрации г.Иркутска от 13.07.2011 г. об отказе в предоставлении земельного участка, обязать предоставить ему в собственность земельный участок.

Представитель истца Трофимов В.А., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в заявлении, суду пояснил, что истец является собственником дома по <адрес> Администрация г.Иркутска отказала истцу в предоставлении в собственность земельного участка по указанному адресу, указав, что данный земельный участок находится в границах красных линий, однако документов, подтверждающих указанные обстоятельства, не представлено, в связи с чем отказ в предоставлении земельного участка в собственность является незаконным.

Истец Докторович Ю.Р. в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Администрации г.Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен, о причинах неявки не сообщил.

Обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие ответчика, с учетом мнения стороны истца, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 233 ГПК РФ в заочном производстве.

Заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Ст. 254 ГПК РФ устанавливает, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

В судебном заседании установлено, что Докторович Ю.Р. является собственником жилого дома по <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ***г.

Согласно материалам земельного дела изначально Докторович Ю.Р. обращался в Администрацию г.Иркутска с заявлением о предоставлении ему земельного участка по <адрес> площадью 2039 кв. м.

В процессе рассмотрения его заявления было установлено, что ранее под существующий дом по <адрес> был выделен земельный участок площадью 751,4 кв. м.

Однако впоследствии границы его участка были откорректированы и Администрацией г.Иркутска решался вопрос о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 914 кв. м.

Решением Администрации г.Иркутска от 13.07.2011 г. Докторовичу Ю.Р. было отказано в предоставлении в собственность земельного участка по <адрес> площадью 914 кв. м.

Оспариваемое решение было вынесено 13.07.2011 г., с иском в суд Докторович Ю.Р. обратился 09.08.2011 г., т.е. установленный ст. 256 ГПК РФ срок обращения в суд с данным иском им не пропущен.

В обосновании решения от 13.07.2011 г. Администрация г.Иркутска ссылается на то, что спорный земельный участок расположен в границах красных линий.

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Согласно п. 5, 6, 7 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии со п. 13 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствии с пп. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Согласно п. 3.8, 4.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ (РДС 30-201-98), принятой Постановлением Госстроя РФ от 6 апреля 1998 г. N 18-30 красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; в проектах инженерно-транспортных коммуникаций; при инвентаризации земель в поселениях; при установлении границ землепользований; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения.

Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000.

В силу п. 5 ст.45 Градостроительного кодекса органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

В соответствии с Положением о Комитете по градостроительной политике Администрации г.Иркутска, утв. Распоряжением мэра г.Иркутска от 01.09.2008 года N 031-10-1041/8 Комитет проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям.

Согласно Положению о Департаменте архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска, утв. Распоряжением мэра г.Иркутска от 01.09.2008 года N 031-10-1041/8 Департамент согласовывает землеустроительную документацию в пределах своей компетенции.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 23.06.2010 г. Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации г.Иркутска была утверждена схема расположения земельного участка, расположенного по <адрес> площадью 914 кв.м.

При этом представленная для согласования схемы землеустроительная документация, содержащая откорректированную границу земельного участка, подписанную начальником отдела архитектуры по Ленинскому округу департамента архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска, не содержит каких-либо сведений о нахождении спорного участка в границах красных линий.

Более того, судом был исследован корректурный лист Департамента архитектуры и градостроительства Комитета по градостроительной политике от ***г., который также не содержит каких-либо сведений о наличии красных линий в границах спорного участка. Согласно данного листа, откорректированная площадь спорного земельного участка составила 914 кв.м.

Таким образом, в нарушении ст. 249 ГПК РФ, Администрацией г.Иркутска не было представлено доказательств, подтверждающих нахождение спорного участка в границах красных линий, а соответственно, и доказательств, подтверждающих законность оспариваемого решения.

Давая оценку представленным доказательствам в совокупности и их взаимной связи, суд приходит к выводу, что решение Администрации г.Иркутска от 13.07.2011 об отказе Докторовичу Ю.Р. в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по <адрес> является незаконным, соответственно, исковые требования в этой части обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление об оспаривании решения органа государственной власти органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно п. 28 Постановление Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.

Учитывая, что единственным основанием отказа истцу в предоставлении земельного участка в собственность в размере 914 кв.м. было только наличие красных линий, это решение Администрации г.Иркутска от 13.07.2011 г. признано судом незаконным, принимая во внимание, что Докторович Ю.Р. в силу ст. 36 ЗК РФ имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность, а право иметь земельный участок в собственности гарантировано ст. 36 Конституции РФ, суд приходит к выводу, что в передаче спорного участка в собственность истцу не может быть отказано, соответственно, принимая во внимание положения ст. 258 ГПК РФ, исковые требования об обязывании предоставить земельный участок в собственность истцу обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Докторович Ю.Р. удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации г.Иркутска от 13.07.2011 об отказе Докторович Ю.Р. в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по <адрес>, кадастровый номер

Обязать Администрацию г.Иркутска предоставить Докторович Ю.Р. в собственность земельный участок, расположенный по <адрес>, кадастровый номер

Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд г.Иркутска заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения им копии заочного решения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней.

Судья                                                                                 Самсонова О.В.