о признании недостойным наследником



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 октября 2011 года Ленинский районный суд г.Иркутска в составе судьи Самсоновой О.В., при секретаре судебного заседания Олзоевой С.И., с участием представителя истца Чугусовой Г.А., действующей по доверенности, ответчика Коваль О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2360\11 по иску Коваля Г.Л. к Коваль О.С. о признании недостойным наследником.

УСТАНОВИЛ:

Коваль Г.Л. обратился в суд с иском к Коваль О.С. о признании недостойным наследником.

В обосновании исковых требований указано, что в январе 2011 г. умер его отец К. После его смерти открылось наследство, состоящее из жилого дома по <адрес> В установленном законом порядке он обратился в нотариальную контору с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону. Также наследником к имуществу К. является его супруга - Коваль О.С. В производстве Ленинского районного суда г.Иркутска находится уголовное дело по обвинению Л. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ (убийство) в отношении его отца. Коваль О.С. была привлечена в качестве подозреваемой по делу об убийстве отца, поскольку в момент убийства находилась рядом. Постановлением старшего следователя следственного отдела по Ленинскому району г.Иркутска следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области Д. от ***г. уголовное преследование в отношении Коваль О.С. прекращено в связи с ее непричастностью к совершению преступления. На данное постановление потерпевшим по делу была подана жалоба, производство по которой было прекращено в связи с рассмотрением дела по существу. Однако в материалах уголовного дела имеется достаточно доказательств причастности Коваль О.С. к смерти К. Так, в материалах уголовного дела имеются доказательства того, что Коваль О.С. находясь рядом с умирающим мужем не оказала ему никакой помощи, не вызвала скорую медицинскую помощь. После смерти мужа она сразу переехала в дом и стала готовить его на продажу. Указанные обстоятельства дают основания полагать, что Коваль О.С. желала наступления смерти мужа в целях получения наследства в виде жилого дома. До смерти К. ответчица около года проживала отдельно от него, они вели раздельное хозяйство, она ничем не помогала мужу. Просит суд признать Коваль О.С. недостойным наследником.

Представитель истца Чугусова Г.А., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в заявлении, суду пояснила, что истец и ответчик являются наследниками к имуществу умершего К. Считает, что Коваль О.С. причастна к убийству своего мужа К., поскольку именно она привела в дом Л., который убил К., а сама ответчица находясь в доме рядом с умирающим мужем, не оказала ему никакой помощи, не вызвала скорую помощь.

Ответчик Коваль О.С. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что она является наследником первой очереди к имуществу умершего мужа К. Она в смерти мужа не виновна, он был убит Л. Она не оказала помощь мужу потому, что Л. запугал ее и она опасалась за свою жизнь. Ей обвинений в убийстве мужа либо оставлении его в опасности, неоказании помощи предъявлено не было.

Истец Коваль Г.Л. в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен, о причинах неявки не сообщил.

Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившегося истца, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав пояснения участников процесса, показания свидетелей, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что К. умер ***г., что подтверждается свидетельством о смерти.

Установлено, что наследниками первой очереди к имуществу умершего К. являются: Коваль О.С. - жена, Коваль Г.Л. - сын, что подтверждается материалами наследственного дела.

Истец, обращаясь в суд с иском, ссылается на то, что Коваль О.С. является недостойным наследником, поскольку она причастна к убийству мужа, находясь рядом с умирающим мужем не оказала ему помощи, а проживая вместе с ним, не помогала ему.

В соответствии с п. 1 ст. 1117 ГК РФ не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке. По требованию заинтересованного лица суд отстраняет от наследования по закону граждан, злостно уклонявшихся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя.

В ходе судебного разбирательства истцом, в нарушении ст. 56 ГПК РФ, не было представлено каких-либо доказательств, подтверждающих наличие таких действий ответчика по отношению к наследодателю, которые, в соответствии с приведенной выше нормой права могли бы являться основанием для объявления Коваль О.С. недостойным наследником и отстранения ее от наследования.

Представленные суду постановление о прекращении уголовного преследования от ***г., постановление Ленинского районного суда г.Иркутска от ***г. не свидетельствуют о причастности Коваль О.С. к убийству К.

Доводы стороны истца о том, что Коваль О.С. не оказала помощи умиравшему К., не являются основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку каких-либо доказательств, подтверждающих совершение ею умышленных противоправных действий в отношении К. не представлено.

Кроме того, из пояснений ответчика следует, что в тот момент она находилась рядом Л., убившим ее мужа, и не имела возможности оказать помощь К.

Показания свидетеля О. о том, что ответчик скрывала обстоятельства преступления, имеет цель завладеть имуществом умершего, при жизни мужа плохо к нему относилась в связи с чем он злоупотреблял спиртными напитками, оцениваются судом критически, поскольку показания данного свидетеля являются его субъективным мнением, не подкрепленным какими-либо фактами, и основываются на неприязненных отношениях к ответчику.

Показания свидетеля Е. о том, что ответчик хочет завладеть всем имуществом умершего, запугав истца, не принимаются судом во внимание в качестве доказательств, подтверждающих доводы истца, поскольку не свидетельствуют о совершении ответчиком каких-либо действий, являющихся в силу ст. 1117 ГК РФ основаниям для признания ее недостойным наследником.

Доводы стороны истца, о том, что при жизни К. ответчица не помогала ему, не принимаются судом во внимание, поскольку каких-либо доказательств, подтверждающих, что на ответчике в силу закона лежала обязанность по содержанию мужа, а также доказательств, подтверждающих злостное уклонение ее от исполнения данной обязанности, суду не представлено.

Не принимаются во внимание и доводы стороны истца о том, что Коваль О.С. скрыла от нотариуса наличие иных наследников К., поскольку из материалов наследственного дела следует, что ответчица, обращаясь ***г. к нотариусу с заявлением о принятии наследства указала истца в качестве еще одного наследника к имуществу К.

Не указание в качестве еще одного из наследников, матери умершего К., само по себе не является основанием для удовлетворения исковых требований.

Доводы стороны истца о том, что Коваль О.С. подделала подпись истца на почтовом уведомлении при доставке ему почтовой корреспонденции от нотариуса, являются голословными и не принимаются судом во внимание.

Таким образом, давая оценку представленным доказательствам в совокупности и их взаимной связи, суд приходит к выводу, что оснований, предусмотренных законом, для признания Коваль О.С. недостойным наследником нет, а значит, в удовлетворении исковых требований Коваля Г.Л. следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Коваль Г.Л. к Коваль О.С. о признании недостойным наследником - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней.

Судья                                                                                                      Самсонова О.В.